Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 11 апреля 2018 г. по делу N 33а-445/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тогубицкого В.А,
судей: Патланя В.А. и Санникова А.Б,
при секретаре судебного заседания Журовой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю" (далее - управление финансового обеспечения) - Паламарчука Е.И. на решение Буденновского гарнизонного военного суда от 10 января 2018 г, которым частично удовлетворены заявленные требования подполковника Зайцева Александра Александровича об оспаривании действий начальника 3 отделения (финансово-расчетный пункт, г. Буденновск, Ставропольский край) управления финансового обеспечения (далее - финансово-расчетный пункт), связанных с отказом в согласовании проекта приказа о выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступившие возражения, судебная коллегия
установила:
Зайцев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ начальника финансово-расчетного пункта в согласовании приказов командира войсковой части N от 5 сентября 2017 г. N 1048 и от 8 декабря 2017 г. N 1824 о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 ноября 2016 г. по 31 декабря 2017 г, просил обязать это должностное лицо согласовать названные приказы.
Решением суда административный иск удовлетворен частично. Действия начальника финансово-расчетного пункта, связанные с отказом в согласовании приказов о выплате Зайцеву А.А. денежной компенсации за наем жилого помещения за оспариваемый период, признаны незаконными. На командира воинской части возложена обязанность повторно направить названные приказы в финансово-расчетный пункт, а на начальника этого пункта - рассмотреть вопрос об их согласовании.
В возложении на начальника финансово-расчетного пункта обязанности по согласованию приказов судом отказано ввиду преждевременности этого требования.
В апелляционной жалобе представитель управления финансового обеспечения просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы обращает внимание на то, что войсковая часть N располагает жилищным фондом, при этом от предложенного в апреле 2016 года служебного жилого помещения Зайцев А.А. отказался. Эти обстоятельства, по мнению представителя административного ответчика, свидетельствуют об отсутствии у истца права претендовать на получение денежной компенсации за наем жилого помещения и, как следствие, о законности отказа в согласовании приказов о ее выплате истцу.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с абзацем двенадцатым п. 1 и п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ. При этом военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
Согласно п. 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2016 г. N 303, выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) в случае предоставления военнослужащим субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Из анализа приведенных норм следует, что реализация военнослужащими, обеспечиваемыми на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, права на жилье по избранному месту жительства в период службы (в т.ч. посредствам жилищной субсидии), не исключает обязанности жилищных органов обеспечить их служебным жильем в случае необеспеченности жилым помещением по месту прохождения службы.
В п. 2 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация.
То есть, денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему в случае невозможности обеспечения его и членов его семьи служебным жилым помещением, жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
Судом установлено, что Зайцев А.А, назначенный на воинскую должность после получения профессионального образования в военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания в июне 1998 года, в настоящее время проходит военную службу в войсковой части N и с 2006 года включен в список на предоставление служебного жилого помещения на состав семьи из пяти человек. По месту прохождения военной службы им осуществляется наем жилого помещения.
Решением начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - управление жилищного обеспечения) от 1 марта 2016 г. N 34 истцу, состоящем на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в г. Калининграде, предоставлена жилищная субсидия.
26 апреля 2016 г. заместителем начальника управления жилищного обеспечения Зайцеву А.А. предложено служебное жилое помещение общей площадью 80,46 кв. м, от которого он отказался ввиду несоответствия жилой площади составу его семьи.
Вместе с тем, по сообщению начальника управления жилищного обеспечения от 26 декабря 2017 г, служебная квартира, от которой Зайцев А.А. отказался, 12 мая 2016 г. распределена другому военнослужащему, после этого других служебных жилых помещений истцу не предлагалось.
Каких-либо сведений об обеспеченности истца по месту прохождения службы жилым помещением в деле не имеется.
Таким образом, после 12 мая 2016 г. Зайцев А.А, относящейся к категории военнослужащих, обеспечиваемых жилыми помещениями на весь срок военной службы, продолжая оставаться в списке на предоставление служебного жилья, вправе был претендовать на установление ему денежной компенсации за наем жилого помещения.
Согласно п. 4 Инструкции решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего.
Из материалов дела видно, после перераспределения служебной квартиры, от которой истец отказался, другому военнослужащему, рапорта о выплате данной компенсации за периоды с 1 ноября по 31 декабря 2016 г. и с 1 января по 31 декабря 2017 г. были поданы им 1 ноября и 30 декабря 2016 г. соответственно. Эти же периоды указаны и в приказах командира войсковой части N о выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
С учетом изложенного вопрос согласования приказов о выплате Зайцеву А.А. денежной компенсации за наем жилого помещения за указанные периоды подлежал рассмотрению финансово-расчетным пунктом без учета действий, связанных с его отказом от указанного выше служебного жилья и получением жилищной субсидии.
Поскольку данных об обеспеченности Зайцева А.А. жильем по месту прохождения службы из дела не усматривается, реализация им права на жилье по избранному месту жительства посредством жилищной субсидии на решение вопроса о возможности получения им денежной компенсации за наем жилого помещения не влияет.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Буденновского гарнизонного военного суда от 10 января 2018 г. по административному исковому заявлению Зайцева Александра Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.