Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Ортабаева М.Б.
судей Гелашвили Н.Р. и Моргоева Э.Т.
при секретаре Дулаевой З.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе УФСИН России по РСО-Алания на решение Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 10 октября 2017 года, которым постановлено: исковые требования Шевченко В.А. к Управлению ФСИН России по РСО-Алания и Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременно социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, признании права на получение единовременной социальной выплаты и обязании принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты удовлетворить в части.
Признать незаконным решение Федеральной службы исполнения наказаний России от 21 июля 2016 г. (протокол N52) об отказе Шевченко В.А. в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Признать за Шевченко В.А. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи три человека.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации принять Шевченко В.А. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20 февраля 2014 года.
В удовлетворении исковых требований Шевченко В.А. к УФСИН РФ по РСО-Алания о признании незаконным решения УФСИН РФ по РСО-Алания об отказе ему в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и возложении обязанности отказать.
Заслушав доклад судьи Ортабаева М.Б, объяснения представителя Шевченко В.А. - Айдаровой И.И, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Шевченко В.А. обратилась в суд с иском к УФСИН России по РСО-Алания о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, признании права на получение единовременной социальной выплаты и обязании принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований указала, что служит в ФКУ ИК-1 УФСИН России по РСО-Алания более 15 лет. 20.02.2014 года секретарем жилищной комиссии УФСИН были приняты документы необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Поскольку замечаний по комплектованности пакета документов к Шевченко В.А. не было, она полагала, что поставлена на жилищный учет. 04.05.2017 года в её адрес была направлена выписка из протокола заседания Комиссии ФСИН России N52 от 21 июля 2017 года, согласно которой ей было отказано в постановке на такой учет, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369. Также в иске указано, что согласно п. 19 данного Порядка документы для получения единовременной социальной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений, чего сделано комиссией не было. Таким образом, она с даты подачи заявления-рапорта около 3-х лет пребывала в полном неведении относительно своих документов, в связи с чем истица и члены её семьи не могут реализовать свое право на жилье, следовательно её права нарушены.
В судебном заседании Шевченко В.А. и ее представитель - Айдарова И.И, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержали полностью.
В судебном заседании, представитель ответчика УФСИН России по РСО-Алания Плиев Р.И, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Ссылаясь на то, что согласно выписке из протокола N52 от 21.07.2016 года Шевченко В.А. было отказано в постановке на учет в связи с тем, что заявитель не представила информацию на своего сына до 01.02.2013 года. Отсутствует также справка БТИ и страховое свидетельство заявителя и копия послужного списка представлена не полностью, в связи с чем. Заявил, что считает отказ в постановке истицы на жилищный учет правомерным.
Судом первой инстанции по делу принято решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по РСО-Алания Плиев Р.И. просит решение суда отменить, считая его незаконным, и вынести новое решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Шевченко В.А. проходит службу в органах УФСИН России по РСО-Алания и по состоянию на 20.02.2014 года продолжительность её службы составила 12 лет 02 месяца 10 дней.
Из представленного послужного списка усматривается, что Шевченко В.А. была принята в УИН МЮ России по РСО-Алания 10.09.2001 года и с указанного времени место службы не меняла.
Шевченко В.А. имеет двух несовершеннолетних детей: сына - Шевченко Т.А. 02.02.2011 года рождения и сына - Шевченко Д.А. 01.02.2016 года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении и материалами учетного дела, справкой о составе семьи, выданной ОК и PЛC ФКУ ИК-1 УФСИН по РСО-Алания.
Согласно выпискам из ЕГРП и справкам, выданных ГУП "Аланиятехинвентаризация" за Шевченко В.А. и двумя детьми объекты недвижимого имущества на территории РСО-Алания на праве собственности не значатся.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 83-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Шевченко В.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило, в том числе непредставление ею информации о регистрации сына до 01.02.2013 г. Это лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у Шевченко В.А. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ, для постановки ее на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно постановлению Правительства РФ N369 от 24.04.2013 г. "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членах его семьи должны быть представлены за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы, в том числе выписка из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членах его семьи должны быть представлены за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Признавая незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе Шевченко В.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд посчитал, что доводы комиссии ФСИН России, приведенные в протоколе от 21 июля 2016 г. N52, являются необоснованными, поскольку Шевченко В.А. представлены все необходимые документы для постановки его на указанный учет.
Между тем в нарушение приведенных норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении" выводы суда о том, что все необходимые и существенные сведения для постановки истицы на учет для получения единовременной социальной выплаты были им в рапорте отражены и представлены в комиссию ФСИН России, сделаны в отсутствие каких-либо доказательств.
Из материалов дела усматривается, что Шевченко В.А. не представила информацию о регистрации сына за последние 5 лет до обращению в Комиссию ФСИН России, а также не представила справки из БТИ по месту регистрации и жительства заявителя в жилом помещении по адресу:... общей площадью 48 кв.м, принадлежащей на праве собственности отцу заявителя.
Представленные из материалов учетного дела N9 справки из БТИ (справки М-1-Ф от 11.02.2014, М-2-Ф от 11.02.2014, М-3-Ф от 11.02.2014) содержат информацию о том, что за Шевченко В.А. и членами ее семьи по данным филиала ГУП "Аланиятехинвентаризация" РСО-Алания по Ардонскому району на праве собственности в г.Ардон объекты недвижимого имущества не числятся. Вместе с тем, справки из БТИ по месту регистрации и жительства заявителя и ее семьи в жилом помещении по адресу:.., общей площадью 48 кв.м в Комиссию представлены не были.
В связи с этим выводы суда первой инстанции о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в постановке Шевченко В.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и оно подлежит отмене в части удовлетворенных требований Шевченко В.А. с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 10 октября 2017 года в части признания незаконным решения ФСИН России об отказе Шевченко В.А. в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения, признания за Шевченко В.А. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи три человека, обязании ФСИН РФ принять Шевченко В.А. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20.02.2014 г. отменить и принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу УФСИН России по РСО-Алания - удовлетворить.
Председательствующий Ортабаев М.Б.
Судьи Гелашвили Н.Р.
Моргоев Э.Т.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.