судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О,
судей: Пегушина В.Г, Якубовской Е.В,
по докладу судьи Пегушина В.Г,
при секретаре
Кравченко М.Е,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар, по доверенности " Ф.И.О. "12, на решение Советского районного суда г. Краснодара от 17 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
" Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "16 В.Е, " Ф.И.О. "16 Я.А, " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "6, " Ф.И.О. "11 обратились в районный суд с иском к администрации муниципального образования (АМО) г.Краснодар о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. Указали, что они проживают в квартире "... ", по "... ", в "... ", на основании договора социального найма жилого помещения от "... ". Они обратились к ответчику с заявлением о передаче бесплатно в общую долевую собственность вышеуказанной квартиры, однако получили отказ, поскольку не представлены сведения с прежних мест жительства. В период с "... " по 14.08. 1992 года истцы проживали в "... ", и в связи с проходившими там революцией и дальнейшими боевыми действиями, данные по лицевым счетам проживающих лиц не сохранились, как и отсутствуют сведения об участии в приватизации. Кроме этого, в документах выявлены разночтения. Так, в техническом паспорте жилого помещения собственником жилого дома указано ООО "КраснодарСтройГрупп" на основании разрешения на ввод в эксплуатацию. Вместе с тем, согласно выписке из Реестра муниципального имущества, квартира "... " является муниципальной собственностью. Полагают, что данное обстоятельство является недоработкой самого собственника, и не может являться основанием для отказа в приватизации. Просили признать право общей долевой собственности в порядке приватизации на спорную квартиру, по 1/6 доле за каждым.
Обжалуемым решением Советского районного суда "... " от "... " заявленные требования полностью удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель АМО "... ", по доверенности " Ф.И.О. "12, ставит вопрос об отмене решения районного суда и принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя " Ф.И.О. "1, по доверенности " Ф.И.О. "11 просившей оставить жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договора социального найма жилого помещения "... "-с от "... " " Ф.И.О. "1 и членам ее семьи: " Ф.И.О. "6, " Ф.И.О. "13, " Ф.И.О. "3, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "5, передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение - квартира "... ", по "... ", в "... ".
В соответствии со статьей 6 Закона РФ от "... " "... " "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно письму управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования "... " "... ", " Ф.И.О. "1 отказано в заключении договора о передаче в общую собственность квартиры "... ", поскольку отсутствуют копии страниц 5 документов удостоверяющих личность " Ф.И.О. "13, " Ф.И.О. "6, " Ф.И.О. "3 Не представлены подлинники выписок из лицевого счета или из домовых книг с прежних мест жительства, содержащие сведения о регистрации по месту жительства за период с "... " по "... ", а также подлинники и копия справки по прежнему месту жительства о наличии либо отсутствии недвижимого имущества, приобретенного в собственность в порядке приватизации за указанный период. Кроме того, в техническом паспорте жилого помещения указано, что испрашиваемое жилое помещение является собственностью ООО "КраснодарСтройГрупп". Однако, согласно выписке из Реестра муниципального имущества, квартира "... ", является муниципальной собственностью. Также, в выписке из лицевого счета жилого помещения не указана общая площадь жилого помещения.
Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения ООО "Южная Управляющая Компания-2" от "... " в квартире "... ", общей площадью 81,1 кв. м, жилой площадью 49,6 кв.м, находящейся в муниципальной собственности, зарегистрированы: " Ф.И.О. "6 - дочь; " Ф.И.О. "5 - внучка; " Ф.И.О. "1 - ответственный квартиросъемщик; " Ф.И.О. "13 - дочь; " Ф.И.О. "16 В.Е. - внук; " Ф.И.О. "2 - внучка; " Ф.И.О. "16 Я.А. - внук.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истцов, исходил из того, что истцы зарегистрированы и проживают в спорной квартире, на законных основаниях, иного имущества, полученного в порядке приватизации не имеют, ранее в приватизации не участвовали, в связи с чем посчитал, что истцы приобрели право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Постановлением АМО "... " от "... " "... " утвержден административный регламент предоставления администрацией муниципального образования "... " муниципальной услуги "Передача бесплатно в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в муниципальном жилищном фонде муниципального образования "... "" (далее Административный регламент), регламентирующий порядок предоставления муниципальной услуги по передаче в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими на условиях договора социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде администрации муниципального образования "... ".
Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.
Пунктом 15 Административного регламента установлена необходимость предоставления в дополнение к документам, указанным а пункте 14 Административного регламента следующих документов: - граждане, изменившие место жительства в городе Краснодаре после вступления в силу Закона о приватизации, в дополнение к документам, указанным в пункте 14 Административного регламента, представляют подлинники выписок из лицевого счета или домовых книг с прежних мест жительства. В случае изменения фамилии, имени, отчества - аналогичную справку на предыдущую (предыдущие) фамилию, имя, отчество) (подлинник 1 экземпляр); - граждане, прибывшие на постоянное место жительства в "... " из других населенных пунктов и регионов Российской Федерации после вступления в силу Закона о приватизации, в дополнение к документам, указанным в пункте 14 Административного регламента, представляют подлинник выписки из лицевого счета или домовой книги с прежних мест жительства, а также подлинник справки органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда о наличии либо отсутствии у участников приватизации недвижимого имущества, приобретенного в собственность в порядке приватизации. В случае изменения фамилии, имени, отчества - аналогичную справку на предыдущую (предыдущие) фамилию, имя, отчество).
Судебная коллегия находит, что истцом не было представлено подлинников выписок из лицевого счета или из домовых книг с прежних мест жительства, содержащие сведения о регистрации " Ф.И.О. "1 за период с "... " по "... ", а также подлинники справок органа, осуществляющего технический учет жилищного фонда, о наличии либо отсутствии у истца недвижимого имущества, приобретенного в собственность в порядке приватизации за указанный период.
Указанные требования обусловлены положением статьи 11 Закона о приватизации, согласно которой каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В свою очередь, обязанность зарегистрироваться по месту жительства в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "... " "... " "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" также вытекает из наличия у гражданина права пользования жилым помещением. Следовательно, регистрация гражданина в определенном жилом помещении служит одним из доказательств наличия у него права пользования этим помещением. Поэтому при рассмотрении вопроса о возможности реализации гражданином права на приватизацию возникает необходимость соответствующей проверки по всем адресам его регистрации.
Так же, судом первой инстанции не принято во внимание, что административный регламент, обязывая гражданина представить указанные документы, не содержит указаний на какие-либо исключения, в том числе по временным периодам.
Согласно статьи 7 Закона РФ от "... " "... ", а также Федеральных законов от "... " N 55-ФЗ и от "... " N 122-ФЗ, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Согласно статьи 8 Федерального закона от "... " N 55-ФЗ, решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от "... " "... " "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право
пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как следует из статьи 4 указанного закона определен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат.
Таким образом, по смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
Как установлено судом, спорное жилое помещение предоставлено " Ф.И.О. "1 и членам ее семьи по договору социального найма.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "... " "... " "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
В соответствии со статьей 22 ГПК РФ и частью 3 статьи 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).
Учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, а поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования "... ", по доверенности " Ф.И.О. "12 - удовлетворить.
Решение Советского районного суда "... " от "... " - отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявленных требований " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3, " Ф.И.О. "4, " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "6, " Ф.И.О. "11 к администрации муниципального образования "... " о признании права собственности на квартиру "... ", по "... ", в "... ", в порядке приватизации - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.