СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Ушаковой Л.В,
при секретаре Мельниковой А.В.
рассмотрела в судебном заседании 22 марта 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации МО МР "Корткеросский" на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 12 января 2018 года, по которому
иск прокурора Корткеросского района, действующего в интересах Елфимова В.А, удовлетворен;
на администрацию муниципального образования муниципального района "Корткеросский" возложена обязанность предоставить Елфимову В.А,... г.р, в с.... благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или жилого дома, применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 18 кв. м, отвечающее требованиям санитарного и технического законодательства, на условиях договора найма специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В, объяснения прокурора Юдина А.В, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Корткеросского района, действующий в интересах Елфимова В.А, обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Ухта" о предоставлении ему в с. Корткерос благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры или жилого дома применительно к условиям населенного пункта, пригодного для постоянного проживания, общей площадью не менее 18 кв.м, отвечающего требованиям санитарного и технического законодательства на условиях договора найма специализированного жилого фонда.
В обоснование заявленных требований указал, что Елфимов В.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленное за ним жилое помещение признано непригодным для проживания. В настоящее время истец жилья в собственности и на ином праве не имеет, состоит на учете на улучшение жилищных условий в администрации МО МР "Корткеросский".
В судебном заседании помощник прокурора и истец на заявленных требованиях настаивали.
Представитель администрации МР "Корткеросский" против удовлетворения иска возражал, указав, что у органа местного самоуправления не было сведений о нуждаемости Елфимова В.А. в жилом помещении.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО МР "Корткеросский" не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Корткеросского района просит оставить решение суда без изменения.
Исходя из положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Материалами дела установлено, что Елфимов В.А. относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать истца умерла "Дата обезличена", отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери).
Постановлением главы администрации МР "Корткеросский" от "Дата обезличена" малолетний Елфимов В.А. устроен в ГС (К)ОУ "... ".
Постановлением администрации МО "Корткеросский район" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" за истцом закреплено жилое помещение по адресу:... По сведениям из ЕГРП за истцом зарегистрировано право общей долевой собственности (доля в праве 1/2) на указанное жилое помещение.
Согласно заключению межведомственной комиссии, назначенной постановление руководителя администрации МО МР "Корткеросский" от "Дата обезличена", указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.
На момент рассмотрения дела Елфимов В.А. проживает в съемном жилье, в собственности иных жилых помещений не имеет.
Из учетного дела истца следует, что в соответствии с протоколом заседания комиссии по вопросам учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от "Дата обезличена", принято решение о включении его в список под номером "Номер обезличен".
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
С 01.01.2016 в Республике Коми действует Закон от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан".
В силу положений части 1 статьи 7 указанного Закона жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (часть 2 статьи 7 Закона N 134-РЗ).
Решением Совета МО МР "Корткеросский" от 21.04.2011 N II-24/2 норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма администрацией МО МР "Корткеросский", установлена в 18, 0 кв.м на каждого члена семьи.
Руководствуясь приведенными нормами права и установив, что Елфимов В.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список таких лиц, нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени жильем не обеспечена, пришел к обоснованному выводу о безусловном праве истца на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, обязанность по обеспечению которого возлагается на органы местного самоуправления.
Выводы суда основаны на законе и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска по причине того, что администрацией МО МР "Корткеросский" предприняты все необходимые меры для реализации Елфимовым В.А. жилищных прав и ему не отказывалось в предоставлении жилья, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Судом установлено и подтверждено материалами дела, что до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, таким образом гарантированное Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" его право на получение жилья нарушено. При таком положении оснований для отказа в удовлетворении иска у суда не имелось.
По аналогичным основаниям подлежат отклонению и содержащиеся в жалобе ссылки о том, что администрация МО МР "Корткеросский" не обладала информацией о том, что Елфимов В.А. завершил обучение в образовательной организации.
Доводы жалобы о том, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, несостоятельны, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора по делам данной категории действующим законодательством не предусмотрен.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 12 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО МР "Корткеросский" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.