СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Ушаковой Л.В,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрев в судебном заседании 05 апреля 2018 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 января 2018 года, по которому
исковые требования прокурора г. Воркуты в интересах Денисова А.Н. удовлетворены.
Возложена обязанность на Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми выдать Денисову А.Н. государственный жилищный сертификат за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами Крайнего Севера с датой постановки на учет 08 апреля 2008 года в порядке очередности и в соответствии с пунктами 44, 44(2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В, объяснения прокурора Юдина А.В, судебная коллегия
установила:
прокурор г.Воркуты обратился в суд в интересах Денисова А.Н. с иском к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (ныне - Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми) о возложении обязанности по выдаче Денисову А.Н. государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами Крайнего Севера с датой постановки на учет 08 апреля 2008 года.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО ГО "Воркута".
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Минстрой РК со ссылкой на нарушение судом норм материального права.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие сторон, третьего лица.
Изучив материалы дела, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Денисов А.Н. родился "Дата обезличена" года в г. Воркуте Республики Коми; является инвалидом с детства, впервые инвалидность установлена 18.03.2004, с 01.02.2015 инвалидность... группы установлена бессрочно.
Администрацией МО ГО "Воркута" Денисов А.Н. был включен в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет 08.04.2008.
Учетное дело Денисова А.Н. для оформления и выдачи государственного жилищного сертификата было направлено в Минстрой РК.
Письмом от 07.11.2017 Минстрой РК уведомил администрацию МО ГО "Воркута" и Денисова А.Н. об отказе в праве на получение государственного жилищного сертификата выпуска 2018 года по основанию, что Денисов А.Н. родился после 01.01.1992, не является прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и не имеет права на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона в связи с прибытием (рождением) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01.01.1992.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из норм материального права, регулирующих правоотношения спорящих сторон, применительно к установленным по делу обстоятельствам, пришел к выводу о том, что истец, являющийся инвалидом с детства, с рождения проживающий в г.Воркуте, отнесенном к районам Крайнего Севера, имеет право на получение государственной жилищной субсидии с датой постановки на учет 08.04.2008, поскольку в силу Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено только их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным, основанным на нормах действующего законодательства.
Оспаривая законность постановленного судом решения, Минстрой РК в жалобе ссылается на то, что одним из условий реализации гражданином, являющимся инвалидом с детства, права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", является рождение (прибытие) в районы Крайнего Севера не позднее 01.01.1992.Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании закона.
Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Инвалиды с детства являются отдельной категорией граждан, которым меры социальной поддержки, в том числе, единовременная социальная выплата на приобретение жилья, предоставляются с учетом их особого правового статуса и социальной незащищенности.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" к числу обязательных условий предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.
Таким образом, определяющими являются обстоятельства, связанные с местом рождения указанной категории граждан и временем их проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.
Поскольку материалами дела подтверждено, что истец является инвалидом с детства, достиг 15-летнего возраста, с момента рождения проживает в г.Воркуте, то есть отвечает совокупности условий, необходимых для постановки на учет для получения жилищной субсидии, судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для признания за Денисовым А.Н. права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ с датой постановки на учет 08.04.2008.
Доводы жалобы о нарушении судом требований статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ со ссылкой на рождение истца в РКС после 01.01.1992 основаны на ошибочном толковании закона.
Содержание части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ) при её буквальном толковании и правоприменении позволяет сделать вывод о том, что требование о необходимости прибытия в РКС и приравненные к ним местности до 01.01.1992 для приобретения права на получение жилищных субсидий не распространяется на инвалидов с детства. Право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависит только от места их рождения и длительности проживания в РКС и приравненных к ним местностей, но не момента рождения (до 01.01.1992).
Данные выводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.04.2014 N 916-О, в соответствии с которой федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе предусмотреть специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц
Кроме того, судебная коллегия соглашается с суждением суда относительно того, что термины "прибытие" и "рождение" не являются равнозначными понятиями, так как в контексте приведенной нормы закона имеют разную смысловую нагрузку.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.