СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Сироткиной Е.М,
при секретаре Мельниковой А.В.
рассмотрела в судебном заседании 12 апреля 2018 года дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 29 января 2018 года, которым
исковые требования Созоненко Е.В. удовлетворены;
признан незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" (исх. N08\10124 от 14.09.2017г.) в принятии Созоненко Екатерины Вячеславовны с составом семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории "молодая семья";
на администрацию муниципального образования городского округа "Ухта" и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" возложена обязанность устранить нарушения путем принятия Созоненко Е.В,... года рождения, с составом её семьи: супругом - Созоненко И.Ю,... года рождения, сыном - С.Г.В,... года рождения, на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории "Молодая семья", с "Дата обезличена", в соответствии с Законом Республики Коми N30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Созоненко Е.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Ухта", Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта" о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта" в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории "молодая семья" и обязании поставить семью заявителя на соответствующий учет с "Дата обезличена".
В обоснование заявленных требований истец указала, что она обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" с заявлением о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "молодая семья". В постановке на учет ответчиком отказано по тем основаниям, что семья истца обеспечена жилым помещением более учетной нормы. Кроме того, указано на отсутствие у Созоненко Е.В. регистрации на территории г.... Республики Коми. Истец полагает данный отказ незаконным, поскольку ее семья соответствует статусу семьи, имеющей право на предоставление социальных выплат.
Определением суда от "Дата обезличена" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Созоненко И.Ю.
В судебном заседании Созоненко Е.В. и ее супруг Созоненко И.Ю. на заявленных требованиях настаивали.
Представитель КУМИ администрации МО ГО "Ухта" с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель администрации МО ГО "Ухта" в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, против удовлетворения иска возражала.
Отдел опеки и попечительства по г. Ухта Управления по опеки и попечительству Минтруда Республики Коми просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя и разрешить спор с учетом интересов ребенка.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта" просит решение суда отменить в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Созоненко Е.В. просит оставить решение суда без изменения.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав включены подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
Пунктом 7 Правил определено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" от 05.04.2005 N 30-РЗ.
В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).
Решением Совета МО ГО "Ухта" от 01.03.2006 N 23 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма общей площади на одного человека - 11 кв.м.
Материалами дела установлено, что Созоненко (Ольховской) Е.В. в период с "Дата обезличена" состоит в зарегистрированном браке с Созоненко И.Ю, имеет несовершеннолетнего ребенка С.Г,... года рождения.
Первоначально супруги Созоненко проживали в... области. С... года проживают в жилом помещении по адресу:.., общей площадью... кв.м, предоставленном собственником - свекровью истца С.В.А.
Согласно справке МАУ "МФЦ" в указанном жилом помещении числятся зарегистрированными 5 человек: собственник - С.В.А. (мать Созоненко И.Ю.), С.Д.Ю. (брат Созоненко И.Ю.), Созоненко И.Ю. (с "Дата обезличена"), и члены его семьи - Созоненко Е.В. и С.Г.В. (с "Дата обезличена").
Допрошенная в судебном заседании свидетель Созоненко В.А. показала суду, что с... года на основании договора купли-продажи она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г.... и проживает в данном жилом помещении по настоящее время. Совместно с ней в указанной квартире зарегистрированы её сыновья: С.Д.Ю. и Созоненко И.Ю. При этом С.Д.Ю. фактически проживает в другом жилом помещении, а Созоненко И.Ю. с "Дата обезличена" проживает у неё вместе со своей семьей: супругой - Созоненко Е.В. и ребенком - С.Г.В., поскольку в настоящее время у молодой семьи не имеется финансовой возможности приобрести своё жилье в г.... Семья сына - Созоненко И.Ю. самостоятельна, ведет своё хозяйство, общего бюджета с ней не имеет, членами её семьи сын, его супруга и ребенок не являются, в праве собственности на указанное жилое помещение никогда не участвовали, её квартирой пользуются временно, с её согласия, до решения жилищного вопроса молодой семьи.
Судом также установлено, что истцу на основании договора бесплатной передачи квартир в собственность от "Дата обезличена" "Номер обезличен", заключенного с Комитетом по жилищной политике администрации МО "Озерск", принадлежит... доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу:.., общей площадью... кв.м. В данном жилом помещении истец имела постоянную регистрацию с "Дата обезличена" по "Дата обезличена".
По сведениям Ухтинского отдела Управления Росреестра по Республике Коми, Ухтинского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Коми иных жилых помещений в собственности истца и ее супруга не имеется и в пределах 5 -летнего срока, предшествующего обращению с запросом в Комитет, не имелось. Права на жилые помещения за несовершеннолетним С.Г.В. также не зарегистрированы. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма истец, ее супруг и ребенок не являются.
"Дата обезличена" Созоненко Е.В. обратилась с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с составом семьи три человека (она, супруг и несовершеннолетний ребенок).
Решением ответчика от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Созоненко Е.В. отказано в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории "молодая семья" в связи с тем, что заявителем не представлены документы, подтверждающие регистрацию ее и ее несовершеннолетнего ребенка на территории МО ГО "Ухта". Кроме того, обеспеченность жилым помещением на одного члена семьи истца составила более учетной нормы (12, 42 кв.м.). При этом при определении обеспеченности учтены жилые помещения, расположенные по адресам:.., общей площадью... кв.м; и доля жилого помещения, принадлежащая Созоненко Е.В, в жилом помещении по адресу:... Расчет доли обеспеченности жилым помещением членов молодой семьи определен исходя из состава семьи 5 человек и составил 12, 42 кв.м. (... +... ) : 5.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего заявителю в постановке его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, пункта 7 Правил реализации подпрограммы при определении нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий орган местного самоуправления необоснованно включил в расчет жилые помещения, не принадлежащие членам семьи заявителя, и произвел расчет исходя из количества членов семьи - 5 человек.
Кроме того, суд посчитал, что отсутствие у истца регистрации на территории Республики Коми на момент подачи заявления также не могло являться основанием отказа в постановке на учет, поскольку супруг истца с... года зарегистрирован на территории г. Ухта, и с "Дата обезличена" Созоненко Е.В. также снялась с регистрационного учета в Челябинской области и зарегистрирована совместно с супругом.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку он соответствует приведенному выше законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Поскольку в состав "молодой семьи" для целей участия в Подпрограмме входят Созоненко Е.В, Созоненко И.Ю. и С.Г.В., при определении обеспечении семьи истца в улучшении жилищных условий учету подлежат только принадлежащие им доли в праве собственности на жилые помещения, а расчет производится из количества членов семьи - 3 человека. При таком положении уровень обеспеченности семьи истца составит менее учетной нормы - 8,3 кв.м. (... : 3).
Доводы жалобы о том, что у суда не имелось оснований для удовлетворения иска, поскольку на момент обращения Созоненко Е.В. с заявлением о постановке на учет она не имела регистрации на территории Республики Коми, а согласно статьи 1 Федерального закона от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют граждане РФ, зарегистрированные в установленном порядке на территории Республики Коми, подлежат отклонению как необоснованные.
Согласно статье 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В рассматриваемом случае право на получение социальных выплат на строительство или приобретения жилья имеет "молодая семья", а не отдельный гражданин.
Из материалов дела следует, что на момент обращения Созоненко Е.В. с заявлением о постановке на учет ее супруг Созоненко И.Ю, входящий в состав "молодой семьи", имел постоянную регистрацию на территории Республики Коми. Сама истец и ее несовершеннолетний сын проживают совместно с Созоненко И.Ю. как члены его семьи. При таком положении само по себе отсутствие у истца регистрации на территории Республики Коми при наличии такой регистрации у ее супруга, не может выступать в качестве основания для отказа в постановке "молодой семьи" на соответствующий учет, поскольку Созоненко И.Ю. также мог обратиться с аналогичным заявлением к ответчику с тем же составом семьи. Принимая во внимание указанные обстоятельства, отказ в постановке семьи заявителя на учет по указанному основанию носит формальный характер и противоречит положениям статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что с "Дата обезличена" Созоненко Е.В. и ее несовершеннолетний ребенок также имеют регистрацию на территории Республики Коми.
Доводы жалобы о том, что поскольку заявитель и члены ее семьи зарегистрированы в жилом помещении по адресу:... и пользуются им с согласия собственника, оно также подлежит учету при определении нуждаемости с учетом иных членов семьи зарегистрированных в данном жилом помещении, подлежат отклонению, как основанные на неверном применении норм материального права. Заявление о постановке на учет подано Созоненко Е.В. с составом "молодой семьи" - она, ее супруг и несовершеннолетний ребенок, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исходя из пункта 7 Правил реализации подпрограмм при определении нуждаемости учету подлежат только принадлежащие членам "молодой семьи" жилые помещения, а при таком положении уровень обеспечения семьи составит менее учетной нормы.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 29 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.