Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Боджокова Н.К,
судей Мерзакановой Р.А. и Козырь Е.Н,
при секретаре судебного заседания Схаляхо М.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФСИН России на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22 января 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования С.Р.К. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Адыгея о признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, удовлетворить частично.
Признать незаконными решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа С.Р.К. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить С.Р.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи из четырех человек: супруга - С.Р.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - С.Р.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - С.Р.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты регистрации рапорта - с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Адыгея за необоснованностью.
В удовлетворении исковых требований С.Р.К. в части взыскания с ответчиков судебных расходов, отказать.
Заслушав доклад судьи Боджокова Н.К, объяснения представителя УФСИН Цей Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу С.Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.Р.К. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службе исполнения наказаний по Республике Адыгея о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения социальной выплаты.
В обоснование иска указал, что в настоящее время проходит службу в УФСИН по Республике Адыгея в должности начальника ФКУ ИК-1 УФСИН по Республике Адыгея, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет.
После обращения истца с рапортом в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Адыгея о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012г. К283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование отказа было указано, что истцом не представлены документы, содержащие сведения о ранее имевшихся жилых помещениях, что препятствует установлению факта ухудшения жилищных условий заявителя и членов его семьи.
Истец считал данный отказ незаконным, просил признать решение ФСИН России от 01.11.2016г. N об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, обязать ФСИН России, УФСИН по Республике Адыгея поставить истца составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с даты подачи заявления, взыскать с ответчиков в свою пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Кондратенко О.В. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчиков Цей Н. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Суд постановилобжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ответчик ФСИН России просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование указывает, что истец не представил обязательные документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N369 соответственно, приниматься на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не может.
В возражении на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п/п. 1 - 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N238 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ N283), регламентируются вопросы социального обеспечения сотрудников уголовно - исполнительной системы.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ N283 сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369.
Приказом ФСИН России от 29.08.2013 N 496 (действовавшим с 20.10.2013 и утратившим силу 13.12.2014 в связи с принятием нового Приказа ФСИН России от 16.10.2014 N 550) был утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно- исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Однако как указано в пункте 4 приказа N550, заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений органов УИС до вступления в силу приказа ФСИН России от 16.10.2014 N 550 (т.е. до 14.12.2014), рассматриваются комиссией ФСИН России.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Также к заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил.
Как следует из материалов дела 08.05.2014 года С.Р.К. обратился с заявлением (рапортом) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Адыгея.
08.05.2014 года (протокол N 9) территориальной подкомиссией УФСИН России по Республике Адыгея принято решение о направлении документов в ФСИН России в целях принятия соответствующего решения.
01.11.2016 года (протокол N 88) Комиссией ФСИН России документы рассмотрены и решено отказать С.Р.К. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.
Согласно протоколу N 88 Комиссии ФСИН России, в рамках рассмотрения пункта 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N369, в соответствии с пунктом 5 Правил, заявитель не представил выписки из ЕГРП содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, в связи, с чем у Комиссии отсутствовала возможность установления факта ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.
Также из представленных документов видно, что в выписке из финансового лицевого счета (ТСЖ "Эдельвейс"), в жилом помещении по адресу "адрес", общей площадью 52,5 кв.м, в котором все члены семьи заявителя зарегистрированы, отсутствуют документы, подтверждающие статус жилого помещения и документы, подтверждающие невозможность их представления.
По представленным документам С.Р.К, его супруга С.Р.К. и их дети с 27.05.2008 по 19.04.2011 были постоянно зарегистрированы по адресу "адрес", однако, свидетельства о регистрации по месту жительства или пребывания детей не представлено.
Также в документах не указана общая площадь жилого помещения, по указанному адресу и не указано кто является собственником жилого помещения и документ, подтверждающий статус жилого помещения отсутствуют. В нарушении пункта 5 подпункта "з" Правил, отсутствует документ подтверждающий невозможность их представления. Т.е. выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи представляются за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
При отсутствии информации о собственнике жилого помещения у Комиссии ФСИН России отсутствовала возможность установления факта ухудшения жилищных условии С.Р.К. и членами его семьи.
Кроме того, к иску приложены и уведомления об отсутствии в ЕГРП от 05.09.2016г. (на супругу и детей) объектов недвижимости на территории Алтайского края.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции данным обстоятельствам не дана надлежащая, оценка, нормы материального права истолкованы и применены неверно, судебная коллегия не может признать решение законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе С.Р.К. в исковых требованиях в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ФСИН России - удовлетворить.
Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22 января 2018 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым С.Р.К. в иске к Федеральной службе исполнение наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея о признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - отказать.
Председательствующий - Н.К. Боджоков
Судьи: Р.А. Мерзаканова, Е.Н. Козырь
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Н.К. Боджоков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.