Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи - Мейстер В.М,
при секретаре - Абреговой Н.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО У к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости, заслушав объяснения явившихся участников процесса,
УСТАНОВИЛ:
ООО У обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениями и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указало, что ему на праве собственности принадлежит помещение магазина с общей площадью 839,3 кв.м. этаж: 1,2,3. Литер: А, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Республика Адыгея, а "адрес". Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 01- N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N кадастровая стоимость помещения магазина, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Республика Адыгея, "адрес", по состоянию на 18.05.2016 года составляет 17 362 758 (семнадцать миллионов триста шестьдесят две тысячи семьсот пятьдесят восемь) рублей 57 копеек.
Однако его рыночная стоимость существенно отличается от установленной кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом по оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 04.12.2017 года N, составленным ИП Независимым оценщиком Х.М.А, и составляет 7 454 553 (семь миллионов четыреста пятьдесят четыре тысячи пятьсот пятьдесят три) рубля.
Налог с недвижимого имущества исчисляется из кадастровой стоимости объектов.
Полагая, что более высокая кадастровая стоимость объекта недвижимости по сравнению с его рыночной стоимостью ведет к неправомерному начислению налога и нарушает его права и законные интересы как собственника, ООО У просило суд установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером N, равной рыночной.
В судебном заседании представитель административного истца ООО У - по доверенности Бзасежева Э.К. уточнила заявленные требования об определении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости в размере 7 381 770 рублей.
Представители административных ответчиков - Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республики - Ожев Р.А. и Шеуджен А.Р, полагались на усмотрение суда, считая, что рыночная стоимость объекта, указанная в заключении эксперта объективна.
Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования "Кошехабльский район" в суд не явился.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что уточненный административный иск подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно п. 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Законом Республики Адыгея от 03.11.2016 года N 5 "Об установлении единой даты начала применения на территории республики Адыгея порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Республики Адыгея порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01.01.2017 года.
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 года N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (ФСО N 4).
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Право юридических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно выписки из ЕГРН кадастровая стоимость помещения магазина с кадастровым номером N на 18.05.2016 года (л.д.117 т.1) составляет 17 362 758,57 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
В обоснование рыночной стоимости административный истец представил отчет об оценке, из которого следует, что рыночная стоимость объекта 7 454 553 рубля.
С учетом позиции административных ответчиков и заинтересованных лиц о недостоверности отчета об оценке, судом назначена судебная экспертиза о проверке достоверности отчета и об установлении действительной рыночной цены объекта.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы оценщиком допущены нарушения требований ФСО и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Мотивы, по которым представленный административным истцом отчет об оценке признан не соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, подробно приведены экспертом в заключении (л.д.- л.д. 9-15. т.2).
При этом, по результатам судебной экспертизы N от 19.03.2018 года, выполненному экспертом П.И.И, рыночная стоимость помещения с кадастровым номером N по состоянию на 18.05.2016 года составляет 7 381 770 рублей.
Участники процесса с заключением судебной экспертизы согласились.
С учетом выводов эксперта о рыночной стоимости объекта представитель истца уточнил заявленный административный иск.
Проанализировав отчет оценщика, экспертное заключение, суд считает, что правильность выводов об итоговой стоимости объекта, изложенных в заключении эксперта не вызывает сомнения, расценивает данное заключение как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, которое может быть положено в основу решения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и установления кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости в размере 7 381 770 рублей.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае изменения кадастровой стоимости объекта по решению суда новые сведения применяются с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку ООО У обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с административным исковым заявлением 28.12.2017 года, новые сведения о кадастровой стоимости будут применять с 01.01.2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 249КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
уточненное административное исковое заявление ООО У к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость помещения магазина с кадастровым номером N, общей площадью 839,3 кв.м, этаж 1,2,3, литер: А, расположенного по адресу: Республика Адыгея, "адрес" в размере 7 381 770 (семь миллионов триста восемьдесят одна тысяча семьсот семьдесят) рублей.
Датой подачи административного искового заявления ООО У о пересмотре кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости считать дату 28.12.2017 года - дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, что является основанием для внесения указанных сведений в Государственный кадастр недвижимости.
Настоящее решение с момента вступления в законную силу является основанием для внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр недвижимости в части указания кадастровой стоимости помещения магазина, с кадастровым номером N, общей площадью 839,3 кв.м, этаж 1,2,3, литер: А, расположенного по адресу: Республика Адыгея, "адрес" в размере 7 381 770 (семь миллионов триста восемьдесят одна тысяча семьсот семьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 30.03.2018 года.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.