Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Белоусовой Ю.В., с участием административного истца Горбачева В.В. и его представителя Тумакова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горбачева В.В. об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Горбачев В.В. обратился в суд с административным иском об определении кадастровой стоимости блок-секции (далее - квартиры) равной ее рыночной стоимости, по тем основаниям, что он является собственником жилой блок-секции, 3-этажной с кадастровым номером (... ), расположенной по адресу: (... ).
По состоянию на 15 января 2014 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере 7127764 руб. 32 коп.
По инициативе административного истца (... )" подготовило отчет N (... ) об оценке рыночной стоимости блок-секции, согласно которому рыночная стоимость определена в размере 4675674 руб.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость жилого дома значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение налоговой базы, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость вышеназванного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали административный иск по основаниям, изложенным в нем.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Горбачев В.В. является собственником жилой (... ), (... ) с кадастровым номером (... ), расположенной по адресу: (... ), что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серии (... ) от 06 декабря 2007 г.
В силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, установленная в отношении объекта недвижимости кадастровая стоимость затрагивает права административного истца.
В соответствии с действующим законодательством актуализация результатов государственной кадастровой оценки должна проводиться не чаще чем 1 раз в течение трех лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Объект недвижимости блок-секция, 3-этажная с кадастровым номером (... ), расположенной по адресу: (... ) поставлена на кадастровый учет 15 января 2014 г.
Массовые работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия проводились в 2011-2012 годах на основании государственного контракта. Кадастровой оценке подлежали те объекты капитального строительства, сведения о которых содержались в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки - 22 ноября 2011г.
По результатам проведения работ составлен отчет N 01-ГКООН-10-2012 от 08 июня 2012 г. "Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия".
Результаты кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. N 298-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия".
В период между проведением работ по государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия, определяется филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 г. N 113 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости".
Сведения о блок-секции с кадастровым номером (... ) были внесены 15 января 2014 г. в государственный кадастр недвижимости (в последующем Единый государственный реестр недвижимости) в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 г. N 113 путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости (45486,69 руб./кв.м), на площадь объекта недвижимости (156,74 кв.м.).
В соответствии с ЕГРН кадастровая стоимость объекта недвижимости блок-секции на 15 января 2014 г. определена в размере 7127764 руб. 32 коп.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (п.3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абз.3 ч.11 ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости, находящегося в собственности, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец 29 декабря 2017 г. обратился в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость объекта недвижимости блок-секции, 3-этажной с кадастровым номером (... ), расположенной по адресу: (... ) определена на основании выполненного по инициативе административного истца (... ) отчета N (... ) об оценке рыночной стоимости (... ), согласно которому рыночная стоимость определена в размере 4675674 руб.
В соответствии со ст.12 Федерального закона N135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Не согласившись с произведенным отчетом по инициативе заинтересованного лица администрации Петрозаводского городского округа была назначена судебная оценочная экспертиза, по заключению которой рыночная стоимость указанного выше объекта недвижимости составляет 5227000 руб.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости объекта недвижимости с заключением, выполненным (... ), выслушав показания свидетеля (... ) исследовав возражения и отзывы административного ответчика Правительства Республики Карелия, заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия, администрации Петрозаводского городского округа, суд приходит к выводу о том, что отчет соответствует требованиям законодательства, допущенные в отчете нарушения не привели к занижению рыночной стоимости исследуемого объекта, дата по состоянию, на которую определена кадастровая стоимость, установлена верно. Указанный в отчете период суд не принимает во внимание, поскольку рыночная стоимость в отчете определена на 15 января 2014 г. Погрешность составляет приблизительно 11% и не является значительной, в этой связи суд признает представленный отчет достоверным и отвечающим требования действующего законодательства, следовательно, соглашается с рыночной стоимостью объекта недвижимости в размере 4675674 руб. Рыночная стоимость объекта блок-секции, определенная в рамках экспертизы соотносится с рыночной стоимостью, установленной в отчете.
Учитывая, что доказательств, опровергающих установленную оценщиком величину рыночной стоимости объекта недвижимости не представлено, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость блок-секции подлежит установлению в размере, определенном по результатам оценки (... )
На основании ч.4 ст.7, п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и абз.6 ст.24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу абз.5 ст.24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В данном случае, поскольку заявление в суд подано 29 декабря 2017 г, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2017 г.
Учитывая, что по делу проводилась судебная оценочная экспертиза стоимость, которой составляет 25000 руб, а издержки в связи с рассмотрением дела несет сторона, представляющая доказательство, суд считает необходимым в соответствии со ст.ст.103-111 КАС РФ взыскать расходы с администрации Петрозаводского городского округа, поскольку определением Верховного Суда Республики Карелия от 12 февраля 2018 г. по ее ходатайству была назначена экспертиза и на администрацию возложена обязанность возместить расходы, связанные с ее проведением.
Оснований для возмещения судебных расходов, связанных с проведением судебной оценочной эксперты, иными лицами (административным истцом, административным ответчиком) суд с учетом обстоятельств дела и принятого решения не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Горбачева В.В. удовлетворить.
Установить по состоянию на 15 января 2014 г. кадастровую стоимость объекта недвижимости (... ), назначение: (... ), с кадастровым номером (... ), расположенной по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв.м, (... ), в размере его рыночной стоимости, равной 4675674 руб. на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2017 г.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа в пользу Б.Е.А. судебные расходы, связанные с проведением судебной оценочной экспертизы, в размере 25000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Решение в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.