Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Гудожникова Д.Н,
судей Баранцевой Н.В, Кузнецова М.В,
при секретаре Бессарабове Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании заявление Пашаевой Елены Николаевны о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Ханты-Мансийского районного суда от 31 октября 2016 года по гражданскому делу по иску Пашаевой Елены Николаевны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным отказ в приёме на службу в органы внутренних дел и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,
по частной жалобе Пашаевой Елены Николаевны на определение Ханты-Мансийского районного суда от 31 января 2018 года, которым постановлено в удовлетворении заявления отказать.
Заслушав доклад судьи Баранцевой Н.В, судебная коллегия
установила:
решением Ханты-Мансийского районного суда от 31 октября 2016 года отказано в удовлетворении иска Пашаевой Е.Н. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным отказа в приёме на службу в органы внутренних дел и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 марта 2017 года указанное решение оставлено без изменения.
27.12.2017 года Пашаева Е.Н. обратилась в Ханты-Мансийский районный суд с заявлением о пересмотре решения суда от 31 октября 2016 года по вновь открывшимся обстоятельствам, в связи с принятием Конституционным Судом РФ постановления N 31-П.
В обоснование доводов заявления указывает, что при принятии решения судом был сделан вывод, что безусловной обязанности по приёму в порядке перевода сотрудников органов наркоконтроля, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел, Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее по тексту Указ Президента РФ 05.04.2016 года N156) и Федеральный закон от 03.07.2016 года N 305-ФЗ, на органы внутренних дел Российской Федерации не возлагают. Однако, в своём постановлении от 22.11.2017 года N 31-П Конституционный Суд РФ указал, что положения частей 1 и 5 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", будучи направленными на упорядочение служебных отношений, связанных с прекращением службы в органах наркоконтроля и переходом сотрудников данных органов на службу в органы внутренних дел, сами по себе не предполагают отказ в приеме сотрудников органов наркоконтроля, уволенных в связи с переводом в другой государственный орган, на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке в течение трех месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период - при условии, что не были установлены предусмотренные законом обстоятельства, исключающие возможность поступления данных лиц на службу в органы внутренних дел. Более того, одно только истечение указанного срока не должно препятствовать поступлению сотрудника органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке, если он своевременно (т.е. не позднее трех месяцев со дня увольнения) направил в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу. Иное создавало бы предпосылки для злоупотреблений путем затягивания должностными лицами органов внутренних дел сроков проведения в отношении такого гражданина необходимых проверочных мероприятий и принятия соответствующих решений.
Определением суда от 31 января 2018 года в удовлетворении заявлении истцу отказано.
В частной жалобе Пашаева Е.Н. просит данное определение отменить, разрешить спор по существу. В обоснование указывает, что суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания в связи с нахождением у врача в больнице, тем самым не соблюден принцип состязательность сторон в процессе. Считает, что суд в определении об отказе в удовлетворении требований сослался на устные доводы ответчика, доказательств в обоснование своих выводов ответчиком представлено не было. Считает, что примененный при рассмотрении спора по существу закон в 2016 году имел неопределенный характер, поскольку не предусматривал возможность принятия на службу в ОМВД в порядке перевода истца, как бывшего сотрудника органов наркоконтроля и не содержал четкого перечня оснований для отказа бывшим сотрудникам ФСКН в приеме на службу в органы внутренних дел. Тем самым, было нарушено ее право на равный доступ к государственной службе, нарушено конституционное право на труд при отсутствии каких-либо установленных законом ограничений, которые указаны в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.11.2017 г. N 31-П.
Согласно части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена с извещением лиц, участвующих в деле.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию, не представили. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 ГПК РФ определилао рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы по жалобе, обсудив доводы частной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит основания для отмены определения суда.
В силу статьи 392 ГПК РФ судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
Вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части третьей настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства; новые обстоятельства - указанные в части четвертой настоящей статьи, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
К вновь открывшимся обстоятельствам относятся: 1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; 2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда; 3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.
К новым обстоятельствам относятся: 1) отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу; 2) признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу; 3) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации.
Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 31 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений" при рассмотрении заявлений, представлений о пересмотре судебных постановлений по новым обстоятельствам, необходимо учитывать, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации может являться новым обстоятельством и в случае, если оно содержит иное конституционно-правовое истолкование нормативных положений, примененных в конкретном деле, в связи с принятием судебного акта по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации, и в силу этого влечет пересмотр судебного акта в отношении заявителя (п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, юридическим последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации, в котором Конституционный Суд Российской Федерации, не признавая акт или его отдельные положения противоречащими Конституции Российской Федерации, выявляет их конституционно-правовой смысл, является то, что с момента вступления указанного решения в силу такие акты или их отдельные положения не могут применяться или реализовываться каким-либо иным способом в смысле, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 года N 409-О, от 11.11.2008 года N 556-О-Р).
Судом установлено, что 22.11.2017 года Конституционным Судом Российской Федерации было вынесено Постановление N 31-П "По делу о проверке конституционности частей 1, 5, 10 и 11 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", статей 17, 19 и 20 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также подпункта "б" пункта 4 указа президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" в связи с запросом Верховного Суда Республики Дагестан и жалобой гражданина С.Ю. Базаленко".
Данным Постановлением положения частей 1 и 5 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке - без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора - в течение трех месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел; не препятствуют поступлению данных лиц на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке и по истечении трех месяцев с момента их увольнения из органов наркокоптроля при условии, что такие лица своевременно (т.е. не позднее трех месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу; не лишают сотрудников органов наркоконтроля, уволенных в связи с переводом в другой государственный орган и не принятых на службу в органы внутренних дел, права на изменение основания увольнения и получение единовременного пособия и иных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по заявлению, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа в случаях, когда решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел было принято по истечении трех месяцев со дня увольнения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку приведенное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации не содержит выводов о не соответствии Конституции Российской Федерации закона, применённого Ханты-Мансийским районным судом в решении от 31.10.2016 г, не содержит иного конституционно-правового истолкования нормативных положений, то оно не является основанием для пересмотра и отмены состоявшегося по делу решения суда.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Коллегия также учитывает, что Постановление Конституционного Суда РФ вынесено в отношении гражданина, которым была подана жалоба, а не заявителем, основания и предмет гражданского дела отличны от предмета рассмотрения Конституционного суда РФ, изложенного в Постановлении N 31-П от 22.11.2017 года, в связи с чем данное Постановление не затрагивает вступившее в законную силу решение суда.
Доводы жалобы аналогичны доводам заявления о пересмотре судебного решения, направлены на переоценку обстоятельств дела и выводов суда, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, фактов, нуждающихся в дополнительной проверке, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда, в частной жалобе не приведено.
Иные основания для пересмотра вступившего в законную силу решения заявителем не указаны, доказательства наличия таких оснований не представлены.
Довод жалобы о том, что при рассмотрении дела судом необоснованно не удовлетворено ходатайство об отложении судебного заседания, судебная коллегия отклоняет, поскольку Пашаевой Е.Н. доказательства уважительности причин неявки в судебное заседание не представлены, посещение врача в отсутствии соответствующего заключения о невозможности участия в судебном заседании при выявленном заболевании, уважительной причиной не является. Более того, неявка стороны в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению дела, заявитель не была лишена возможности направить в судебное заседание представителя.
При таком положении оснований к отмене определения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 334, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Ханты-Мансийского районного суда от 31 января 2018 года оставить без изменения, частную жалобу Пашаевой Елены Николаевны без удовлетворения.
Председательствующий Гудожников Д.Н.
Судьи коллегии Баранцева Н.В.
Кузнецов М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.