Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А,
судей Кульковой С.И, Назарука М.В,
при секретаре Бессарабове Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаевой Г.Б. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о понуждении к перерасчету пенсии по выслуге лет,
по апелляционной жалобе Макаевой Г.Б. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 23 января 2018 года, которым постановлено:
"отказать в удовлетворении иска Макаевой Г.Б. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре о понуждении к перерасчёту пенсии по выслуге лет".
Заслушав доклад судьи Кульковой С.И, объяснения представителя истца Сорочинской И.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Стрельца Д.И, возражавшего против доводов апелляционной жалобы и просившего об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия
установила:
Макаева Г.Б. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - УМВД РФ по ХМАО-Югры), мотивируя требования тем, что с 06.09.2017 г. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; её выслуга лет составляет в календарном исчислении 15 лет 03 мес. 29 дн, в льготном исчислении - 21 год 08 мес. 21 дн. При исчислении выслуги лет ответчик включил период учебы с 01.09.1994 г. по 10.02.1999 г. (4 года) в Восточном институте экономики, гуманитарных наук, управления и права, тогда как срок обучения в данном заведении, учитывая период с 15.10.2001 г. по 03.07.2002 г, составил 5 лет. Включение периода обучения с меньшим сроком влияет на размер пенсии. Просила включить в выслугу лет период обучения сроком пять лет, обязать ответчика сделать перерасчёт и произвести выплату размера ежемесячной пенсии за выслугу лет.
В возражении ответчик исковые требования не признал, указал, что выслуга истца в календарном исчислении составила 15 лет 03 мес. 29 дн, льготном исчислении - 21 лет 08 мес. 21 дн. Ответчик учел период обучения до поступления на службу в ОВД до 01.01.2012 в Восточном институте экономки, гуманитарных наук, управления и права с 01.09.1994 года по 10.02.1999 года (02 года 02 мес. 20 дн.). Полученное образование является первым высшим юридическим образованием, Уровень образования "бакалавр" позволил истцу замещать должность следователя в подразделениях органов внутренних дел. Образование, полученное истцом в том же учебном заведении в период с 15.10.2001 г. по 03.07.2002 г, не зачтено, так как является вторым высшим образованием.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного истца Макаевой Г.Б.
Представитель ответчика УМВД РФ по ХМАО-Югре Стрелец Д.П. в судебном заседании иск не признал. Просил в иске отказать.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, приводит те же доводы, что в исковом заявлении. Законодатель не указывает, какой из периодов обучения необходимо засчитывать в трудовой стаж, дающий право для назначения пенсии. При трудоустройстве в органы внутренних дел она предъявляла два диплома о высшем образовании. Суд неправильно истолковал закон и необоснованно отказал в удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность решения проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы гражданского дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 06.09.2017 года Макаева Г.Б. является получателем пенсии за выслугу лет. На момент увольнения со службы выслуга истца в календарном исчислении по подсчету ответчика составила 15 лет 03 мес. 29 дн, в льготном исчислении 21 год 08 мес. 21 дн. Ответчик учёл период обучения Макаевой Г.Б. до поступления на службу в ОВД до 01.01.2012г. в Восточном институте экономки, гуманитарных наук, управления и права с 01.09.1994 года по 10.02.1999 года (02 года 02 мес. 20 дн.), уровень образования - "бакалавр".
Заявляя настоящий иск, истец указывает, что подлежал зачету период обучения в Восточном институте экономики, гуманитарных наук, управления и права (квалификация - юрист) с 15.10.2001 года по 03.07.2002 года, где срок обучения составил 5 лет, а не 4 года обучения. Размер пенсии с учетом 5-летнего срока обучения составит 19 658 рублей ежемесячно, а не 18 605 руб. 01 коп.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец, имея диплом бакалавра, что свидетельствует о наличии одного высшего образования, замещала должность следователя в подразделениях органов внутренних дел, наличие второго высшего образования не является обязательным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценке доказательств, произведенной по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с, целями социального государства гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регламентировано Законом Российской Федерации, от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной, противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Статьей 18 указанного Закона предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы из органов внутренних дел, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 2 Постановления N 941от 22.09.1993 года установило порядок зачета времени обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющим право на пенсионное обеспечение, предполагающий, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, поступивших на службу до 01.01.2012 г, засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Норма о возможности зачета в выслугу лет для назначения пенсии времени обучения носит стимулирующий характер, имеет целью поощрение к поступлению на службу в органы внутренних дел лиц, имеющих соответствующее профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование).
Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами (ч. 8 ст. 60).
Федеральный закон от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируя правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, в ч. 2 ст. 9 устанавливает, что квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 38 данного Федерального закона в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что ответчиком пенсионные права истца при назначении пенсии по выслуге лет не нарушены, ответчик правильно произвел расчет выслуги лет для назначения пенсии исходя из срока обучения истца в Восточном институте экономки, гуманитарных наук, управления и права с 01.09.1994 г. по 10.02.1999 г. (4 года пять месяцев 10 дней, что в перерасчете составило 02 г. 02 мес. 20 дн.), уровень образования - "бакалавр" являлся достаточным для замещения должности следователя, в связи с чем правомерно не засчитал в выслугу лет истца время обучения в данном образовательном учреждении с 15.10.2001 г. по 03.07.2002 г. на степень магистра.
Истец не представила доказательств того, что занимала должность, требующую более высокого уровня образования, чем ей было зачтено ответчиком.
Суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 23 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Макаевой Г.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи Кулькова С.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.