председательствующего судьи Черниковой Л.С.,
при секретаре Матейкович Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фермерского хозяйства "Обь" к Управлению Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Правительству Ханты-Мансийского автономного округа- Югры об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
ФХ "Обь" обратилось в суд с указанным административным иском, в обоснование требований с учетом уточнений, ссылаясь на то, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес), в отношении которого кадастровая стоимость определена в сумме 40 207 500руб. На земельном участке расположены объект незавершенного строительства ( автокемпинг), две артезианские скважины и возводящаяся высоковольтная линия электропередач, в связи с чем, в силу ч. 1 ст. 39.20, 39.4 ЗК РФ хозяйство имеет исключительное право выкупа земельного участка выкупная цена которого определяется из кадастровой стоимости, а соответственно, право на оспаривание кадастровой стоимости. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) в размере рыночной стоимости равной 8 944 910,61 руб. на основании отчета N (номер) от (дата), подготовленного "данные изъяты" ( л.д. 2-5, 189,190)
В судебном заседании представитель истца Бадьяров П.В. заявленные требования с учетом уточнений поддержал. Дополнительно пояснил, что кадастровая стоимость не влияет на размер арендной платы. В установленном законом порядке с заявлением о заключении договора купли- продажи земельного участка ФХ " Обь" не обращалось.
Представители Правительства Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры, Управления Росреестра по ХМАО-Югре, Администрации Нижневартовского района, ФГБУ "ФКП Росреестра" судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом, против заявленных требований не возражали.
Выслушав представителя административного истца, оценив доказательства в их совокупности, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес): земли промышленности, разрешенное использование: земли запаса является собственностью публично-правового образования (сведения ЕГРН в открытом доступе, размещенны на официальном сайте Росреестра по ХМАО - Югре)
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 26.12.2014г.N 503-П "О результатах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" кадастровая стоимость земельного участка (номер) утверждена по состоянию на 22.01.2014г. в размере 40207500 руб.
Постановлением Главы Нижневартовского района N (номер) от (дата). земельный участок предоставлен ФХ "ОБЬ" в аренду под строительство автокемнинга.
(дата). между Администрацией Нижневартовского района ХМАО - Югры и ФХ "Обь" заключен договор аренды указанного земельного участка.
Срок аренды установлен с (дата). по (дата).
На указанном земельном участке расположены, принадлежащий на праве собственности ФХ "Обь" объект незавершенного строительства ( Мотель (гостиница)) площадью "данные изъяты" кв.м, готовностью "данные изъяты"% с кадастровым номером (номер); две артезианские скважины введенные в эксплуатацию в 2012г. Данных о строительстве ЛЭП не представлено.
После окончания срока аренды арендатор продолжил пользоваться земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в связи с чем договор считается возобновленным на неопределенный срок на тех же условиях ( ст. 621 ГК РФ).
Согласно пунктам 2.1, 2.2. договора арендная плата начисляется с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем подписания договора, в соответствии с порядком расчета арендной платы, определенным Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 17.02.2003г. N 29-п "Об арендной плате за земельные участки, за исключением земель населенных пунктов", исходя из установленных базовых размеров арендной платы.
Кадастровая стоимость для расчета арендной платы за пользование указанным земельным участком не применяется, соответственно, права и законные интересы Фермерского хозяйства как плательщика арендной платы не затрагивает.
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 8 944 910,61 руб, административный истец с учетом уточнений, ссылался на то, что являясь собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке и имеет исключительное право его выкупа по цене, не превышающей кадастровую стоимость, в связи с чем, вправе оспорить требовать установления кадастровой стоимости объекта в размере равном его рыночной стоимости.
Суд не соглашается с указанными выводами.
В силу ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В п. 1 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях ( п. 1).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости ( п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28)
В соответствии с п. 2 ст. 39.1, пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации допускается продажа без проведения торгов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован ст. 39.14 ЗК РФ.
Из положений п. 5 ст. 39.17 Кодекса следует, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных ст. 39 ЗК РФ, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю.
По смыслу норм п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка без проведения торгов возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Как предусмотрено п. 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 02.04.2008 N 70-п (ред. от 17.11.2017) "О порядке определения цены земельных участков и их оплаты" для земельных участков, которые находятся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации до 1 января 2020 года - в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; с 1 января 2020 года - в размере, равном кадастровой стоимости земельного участка ( п. 1.6).
По смыслу приведенных норм права, при отчуждении публичных земель, обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, включая цену выкупа земельного участка, возникает у уполномоченного органа с момента подачи в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона (статья 39.14 ЗК РФ), поэтому выкупная цена земельного участка должна определяется по состоянию на дату подачи такого заявления.
В установленном ст. 39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации порядке административный истец с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов не обращался, договор купли- продажи не заключался, выкупная цена земельного участка исходя из установленной кадастровой стоимости не определялась.
Кроме того, на момент рассмотрения дела, у истца отсутствует исключительное право выкупа спорного земельного участка в порядке ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, поскольку выкуп земельного участка, если строительство объектов недвижимости, для возведения и эксплуатации которых участок был предоставлен, не завершено, не допускается ( п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ).
Таким образом, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (номер) в отношении ФХ "Обь" не применяются, права и обязанности административного истца не затрагивают, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований Фермерского хозяйства " Обь" об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес) равной его рыночной стоимости в размере 8 944 910,61 руб. по состоянию на 22 января 2014 года отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированно решение составлено 28.02.2018г.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры подпись Л.С. Черникова
Копия верна
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Л.С. Черникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.