Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Нечунаевой М.В,
судей
Куликова Б.В,
Пименовой С.Ю.
при секретаре Ткаченко А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восканяна М.Ж. к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка
по апелляционной жалобе истца Восканяна М.Ж. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25.09.2017.
Заслушав доклад судьи Пименовой С.Ю, пояснения истца Восканяна М.Ж, его представителя Леднева Е.С, представителя ответчика Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Гизатуллина Р.Н, судебная коллегия
установила:
Восканян М.Ж. обратился в суд с иском к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее Управление) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 10.02.2015 N 01-08-01/440/15, об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, 10 км.
В обоснование требований указал, что 19.01.2015 он обратился к Главе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, для целей, не связанных со строительством, с учетом охранной зоны инженерных сетей, для установки павильона по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, 10 км. Между тем, письмом Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее Департамент) от 10.02.2015 N 01-08-01/440/15 заявителю необоснованно отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного ввиду неправильного установления обстоятельств по делу, неправильного применения норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы настаивает, что отказ в предоставлении земельного участка по основанию нахождения испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", сформированного под эксплуатацию автомобильной дороги, является незаконным, поскольку нахождение запрашиваемого места размещения нестационарного объекта в границах земельного участка, сформированного под эксплуатацию автомобильной дороги, само по себе не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Особый режим использования земельных участков в пределах полосы отвода автомобильных дорог не исключает возможности ведения на таких земельных участках хозяйственной деятельности, в том числе, размещение объектов торгового значения, при наличии соответствующего согласия собственника автомобильной дороги. Предметом согласования являлся не вопрос о возможности предоставления земельного участка в границах проезжей части автомобильной дороги, а возможность предоставления земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги для размещения истцом нестационарного торгового объекта, не связанного прочно с земельным участком.
В дополнении к апелляционной жалобе указано, что письмом от 19.03.2018 N м01-08-01/1617/18 истцу сообщено, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", вид разрешенного использования для эксплуатации автомобильной дороги, принадлежит МКУ "Управление дорожного хозяйства Петропавловска-Камчатского городского округа", право собственности зарегистрировано 16.04.2015. Между тем, данное обстоятельство не доказывает предоставление этого земельного участка МКУ "Управление дорожного хозяйства Петропавловска-Камчатского городского округа" ранее в бессрочное пользование. В этой связи истец полагает, что на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, прав третьих лиц на него не имелось.
В заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагая решение суда законным и обоснованным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на момент обращения Восканяна М.Ж. с заявлением от 19.01.2015 о предоставлении земельного участка, устанавливался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Во исполнение положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа 27.12.2013 принято Решение N 163-нд "О процедурах и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее Решение N 163-нд), устанавливающее порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 1 Решения N 163-нд в целях, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются для размещения временных объектов, в том числе, для организации общественного питания, бытового обслуживания, торговли, за исключением объектов развозной и разносной торговли, станций технического обслуживания, пунктов мойки автомобилей (автомоек).
Пунктом 7 статьи 3 Решения N 163-нд предусмотрено, что в случае отсутствия у заявителя схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, Департамент выдает заявителю указанную схему.
Основаниями для отказа в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются, в том числе, наличие прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок; нахождение на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений (деревьев, кустарников), газонов, существующих проездов, дорог, пешеходных связей; несоответствие цели предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, законодательству Российской Федерации в области земельных, градостроительных правоотношений, требованиям технических регламентов, санитарных норм и правил, сводов правил в области пожарной безопасности, градостроительства, планировки и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа и порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий при размещении нестационарного объекта; несоответствие предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, требованиям частей 6 - 8 статьи 1, статьи 2 Решения N 163-нд (часть 8 статьи 3 Решения N 163-нд).
В соответствии с частью 9 статьи 3 данного нормативно-правового акта решение об отказе заявителю в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, принимается Департаментом в течение 30 дней со дня регистрации заявления и направляется заявителю в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством должно быть мотивированным и содержать ссылки на нормативные правовые акты, на основании которых оно принято.
Судом установлено, что 19.01.2015 Восканян М.Ж. обратился к Главе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, для установки павильона по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, 10 км. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на топографической основе масштаба 1:500.
Письмом от 10.02.2015 N 01-08-01/440/15 Департамент сообщил истцу об отсутствии оснований для предоставления земельного участка для установки павильона, поскольку запрашиваемый земельный участок расположен в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" вид разрешенного использования - для эксплуатации автомобильной дороги. Истцу было разъясненено, что в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствий рациональному использованию и охране земель недостатками.
Сведения, изложенные в письме, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Судом на основании доказательств, представленных в дело, в том числе выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 50), схемы земельного участка (52-54) правильно установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", основной вид разрешенного использования - земельные участки объектов автомобильной инфраструктуры (дороги, улицы, проспекты, шоссе, проезды, переулки, мосты, остановки), категория земель - земли населенных пунктов.
В этой связи, имея иное назначение, часть сформированного земельного участка "данные изъяты" не могла быть предоставлена Восканяну М.Ж. для размещения павильона.
Сам факт, что на данный земельный участок зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования только 16.04.2015, а право собственности МКУ "Управление дорожного хозяйства Петропавловска-Камчатского городского округа" возникло 16.06.2015, не свидетельствует в силу приведенных норм материального права о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка Восканяну М.Ж.
Принимая во внимание указанные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права, обжалуемое заявителем решение Департамента является законным и соответствует требованиям действующего законодательства.
Довод жалобы о том, что истец обращался с заявлением о возможности предоставления земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги для размещения нестационарного торгового объекта, не связанного прочно с земельным участком, судебной коллегией отклоняется, поскольку не подтверждается материалами дела.
Кроме того, в соответствии со статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
В силу пункта 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
Из материалов дела видно, что Восканян М.Ж. предполагал разместить павильон общественного питания в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты". Вместе с тем, данный павильон к объектам дорожного сервиса по смыслу статьи 13 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ и статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ не относится. При этом размещение указанного павильона планировалось истцом в пределах земельного участка, сформированного для автомобильной дороги, что противоречит положениям статей 22, 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, соответствующее нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, которое не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы истца.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 327.1, пунктом 1 части 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25.09.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ВосканянаМ.Ж. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
М.В. Нечунаева
Судьи
Б.В. Куликов
С.Ю. Пименова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.