Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Воскресенской В.А,
и судей
Володкевич Т.В, Копылова Р.В,
при секретаре
Пальминой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 5 апреля 2018 года дело по апелляционной жалобе ответчика Пряхина Е.А. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 ноября 2017 года, которым постановлено:
исковые требования ПАО "Камчатскэнерго" удовлетворить.
Взыскать с Пряхина Е.А. в пользу ПАО "Камчатскэнерго" задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года в размере 71 497 рублей 91 копейка, пени за период с 11 октября 2014 года по 02 декабря 2016 года в размере 11 928 рублей 42 копейки, государственную пошлину в размере 2 706 рублей, а всего 86 132 рублей 33 копейки.
Заслушав доклад судьи Володкевич Т.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в суд с иском к Пряхину Е.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени за просрочку платежей.
В обоснование заявленных требований сослалось на то, что Пряхин Е.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Управление указанным многоквартирным домом в период с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года осуществляло ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", а ПАО "Камчатскэнерго", в свою очередь, являлось ресурсоснабжающей организацией, осуществлявшей поставку в этот дом теплоресурса - горячего водоснабжения (далее ГВС) и отопления.
16 июля 2012 года между ПАО "Камчатскэнерго" и ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" был заключен договор теплоснабжения, согласно которому управляющая компания уступила ресурсоснабжающей организации право требования задолженности по оплате коммунальных услуг в виде "ГВС" и "тепловая энергия" с ответственных за внесение соответствующих платежей лиц.
Будучи собственником, Пряхин Е.А. обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, однако за период с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года он допустил заложенность по оплате вышеуказанных видов услуг в общей сумме 71 615 рублей 74 копейки, что привело к начислению пени за просрочку платежей за период с 11 октября 2014 года по 02 декабря 2016 года в размере 11928 рублей 42 копейки.
На основании изложенного, с учетом произведенного в ходе судебного разбирательства по делу уменьшения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд взыскать с Пряхина Е.А. в свою пользу задолженность по оплате за коммунальные услуги (ГВС и отопление) в размере 71 497 рублей 91 копейка, пени за период просрочки платежей с 11 октября 2014 года по 2 декабря 2016 года в размере 11 928 рублей 42 копейки, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2706 рублей.
В суде первой инстанции представитель ПАО "Камчатскэнерго" Катаева С.М. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Пряхин Е.А. участия в судебном заседании не принимал, однако представил суду возражения на иск, в котором настаивал на наличии у него оснований для перерасчета за некачественно предоставленную услугу ГВС с сентября по декабрь 2015 года.
Третье лицо ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" своего представителя в суд не направило.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе Пряхин Е.А, не соглашаясь с решением суда первой инстанции по причинам его незаконности, просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что в спорный период времени коммунальная услуга горячего водоснабжения оказывалась ему ненадлежащим образом (несоответствие температурного режима, выраженного в снижении установленных параметров), в связи с чем, он неоднократно обращался в управляющую компанию с заявлениями, содержащими требование произвести перерасчет за недопоставку этой услуги. Однако исполнитель услуги оставил его (Пряхина Е.А.) жалобы без удовлетворения. Считает, что обладая допустимыми и достоверными доказательствами по делу, представленными стороной ответчика в подтверждение своих доводов, суд первой инстанции не правильно оценил таковые, в связи с чем, пришел к ошибочному выводу о надлежащем качестве предоставленных ему (ответчику) истцом услуг в спорный период времени.
Согласно п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно ч. ч. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 настоящей статьи (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).
Частью 6.2 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, которая получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией, заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, Пряхин Е.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Означенный многоквартирный дом в период с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года находился в управлении ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского".
ПАО "Камчатскэнерго", в свою очередь, является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку горячего водоснабжения и отопления населению г. Петропавловска-Камчатского, в том числе жильцам "адрес".
16 июля 2012 года между ПАО "Камчатскэнерго" и ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" был заключен договор теплоснабжения, по условиям которого, с учетом последующих соглашений о расчетах, управляющая компания уступила ресурсоснабжающей организации право требования оплаты коммунальных услуг в виде "ГВС" и "тепловая энергия" и образовавшейся задолженности с потребителей, проживающих по адресу: "адрес", и непосредственно с Пряхина Е.А.
Судом первой инстанции также установлено, что в спорный период собственник Пряхин Е.А. в нарушение приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, свои обязательства по внесению платы за коммунальные услуги выполнял не надлежащим образом, в связи с чем, допустил задолженность по оплате за потребленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Общая сумма задолженности ответчика перед истцом составила 71615 рублей 74 копейка, включая задолженность по отоплению в размере 50780 рублей 38 копеек и задолженность по горячему водоснабжению в размере 20 107 рублей 49 копеек.
Представленный истцом расчет задолженности ответчик не оспорил, вместе с тем настаивал на уменьшении размера заявленной к взысканию суммы, ссылаясь в обоснование своих доводов на некачественное оказание управляющей компанией услуги по горячему водоснабжению (в период с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года).
Разрешая настоящий иск, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Пряхина Е.А. испрашиваемой суммы задолженности по оплате коммунальных услуг, образовавшейся в период с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года, а также начисленной на эту задолженность пени, в заявленном истцом объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении требований истца применительно к той задолженности ответчика, которая образовалась ввиду несвоевременного и не в полном объеме внесения им (Пряхиным Е.А.) обязательных платежей, за исключением задолженности по оплате услуги по горячему водоснабжению, начисленной за период с сентября 2015 года по декабрь 2015 года, в связи со следующим.
Согласно ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее Правила).
Как следует из п. 2 Правил, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "в" п. 3 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В подпункте "а" пункта 31 раздела IV Правил, предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В подпункте "а" пункта 33 раздела V Правил указано, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" качество и безопасность воды - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
В силу п. 3 ст. 1 указанного Федерального закона требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Пунктами 2.2, 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года N 24 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60° C и не выше 75° C.
Аналогичные требования закреплены в п. п. 2.2, 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 20.
Пунктом 5 приложения N 1 к Правилам, предусмотрено допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5° C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3° C.
Отклонение температуры горячей воды от параметров, установленных техническим регламентом, не допускается.
При этом указанным пунктом Правил N 354 также установлено, что за каждые три градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Согласно п. 101 указанных Правил при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Таким образом, действующим законодательством закреплены условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
Пунктом 150 Правил установлено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.
Этими же Правилами определен заявительный порядок проверки исполнителем обращений потребителей о конкретных фактах предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В силу п. 31 вышеуказанных Правил, исполнитель коммунальных услуг обязан при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества; принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки; информировать потребителей в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В силу п. 111 Правил датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:
а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил);
б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил);
в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;
г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) настоящих Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.
Все вышеперечисленные в п. 111 Правил способы фиксации нарушения являются равнозначными.
Как следует из материалов дела, 18 сентября 2015 года, 9 октября 2015 года, 5 ноября 2015 года, 18 декабря 2015 года Пряхин Е.А. обращался в ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" с заявлениями об устранении нарушений, послуживших причиной понижения температуры горячего водоснабжения, а также с требованием произвести перерасчет платы за ненадлежащее оказанную услугу ГВС
По каждому из указанных обращений управляющей компанией были проведены обследования квартиры Пряхина Е.А, по результатам которых составлены акты от 23 сентября 2015 года, 14 октября 2015 года, 10 ноября 2015 года, 22 декабря 2015 года, зафиксировавших, что температура горячей воды в помещении кухни в среднем составляла 45 ° C, а в помещении ванной комнаты - 53°C, то есть, температурный режим в этот период не соответствовал установленным параметрам.
Таким образом, нарушение качества коммунальной услуги было подтверждено непосредственно сами исполнителем в ходе проверки данного факта по заявлению потребителя Пряхина Е.А.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что Пряхин Е.А. представил суду достоверные и допустимые доказательства в подтверждение своих доводов о предоставлении коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения ненадлежащего качества и соблюдения им заявительной процедуры фиксации обнаруженного нарушения со стороны исполнителя, однако суд не дал надлежащей оценки этим доказательствам при вынесении обжалуемого решения.
Истец же, объективно не опроверг ни факт низкого температурного режима горячего водоснабжения в квартире ответчика, не соответствующего требованиям допустимого значения, ни факт неосуществления корректировки начисленной ему платы за некачественную услугу.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца задолженности за услугу по горячего водоснабжения за период с 1 сентября 2015 года по 31 декабря 2015 года, подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, и содержащее выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
Принимая в этой части новое решение, судебная коллегия руководствуется п. 98 Правил, предусматривающим, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Как установлено п. 112 Правил, период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:
а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 Правил в журнале регистрации таких фактов;
б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 Правил.
В силу пункта 113 Правил после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
Судебной коллегией установлено, что факт нарушения качества предоставленной коммунальной услуги по горячему водоснабжению Пряхин Е.А. обнаружил в сентябре 2015 года, в связи с чем, 18 сентября 2015 года обратился в ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" с соответствующим заявлением.
Объективных доказательств в подтверждение того, что после установления факта подачи ответчику услуги ГВС ненадлежащего качества, были устранены причины данного нарушения и температурный режим стал соответствовать предусмотренной норме, материалы дела не содержат.
Руководствуясь приведенными положениями, учитывая установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства, подтверждающие факт предоставления ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" ответчику в период с 1 сентября 2015 года по 31 декабря 2015 года некачественной услуги по горячему водоснабжению, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера платы за спорную коммунальную услугу на 100%.
Соответственно, с Пряхина Е.А. в пользу ПАО "Камчатскэнерго" подлежит взысканию задолженность за услугу по ГВС в размере 15211 рублей 81 копейка (20107,49 - 4 895,68).
Окончательный размер задолженности Пряхина Е.А. по оплате за жилищно-коммунальные услуги за вычетом начисленных платежей по ГВС за период с 1 сентября 2015 года по 31 декабря 2015 года составляет 66 602 рубля 23 копейки.
При этом учитывая, что судебной коллегией уменьшен размер задолженности, то изменению подлежит и сумма пени, заявленная истцом к взысканию с ответчика.
Так, согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Иной срок внесения платы за коммунальные услуги договором управления многоквартирным домом N по "адрес" не предусмотрен (л.д. 9-13).
Частью 14 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
На основании Федерального закона от 03 ноября 2015 N 307-ФЗ в ч. 14 ст. 155 ЖК РФ внесены изменения, в силу которых с 1 января 2016 года период просрочки следует исчислять, начиная с 31 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты.
Судебная коллегия произвела собственный расчет пени, размер которой, за вычетом не подлежащей взысканию суммы платежей за услугу по ГВС, а также исходя из положений ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, превысил заявленную к взысканию истцом неустойку в размере 11928 рублей 42 копейки.
В силу п. 1 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить таковую.
Из разъяснений, содержащихся в п. 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке.
При взыскании неустойки с физических лиц правила статьи 333 ГК РФ могут применяться не только по заявлению должника, но и по инициативе суда, если усматривается очевидная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Учитывая общий период просрочки платежей, а также подтвердившийся факт некачественного предоставления услуги в спорный период жилого помещения ответчика, судебная коллегия считает необходимым снизить размер заявленной к взысканию пени до 6 000 рублей.
Именно такая сумма неустойки, по мнению коллегии, будет являться соразмерной последствиям нарушенного обязательства.
В остальной части обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу ч. 3 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворённой части исковых требований, что составляет 2 351 рубль 61 копейка (иск удовлетворён на 87%, что исходя из расчета пропорции составляет 2351 рубль 61 копейка: 72602,33 : 83426,33 = 87%; подлежащая уплате пошлина исходя из удовлетворённой части исковых требований (66602,23 + 6 000) = 2703 рубля х 87%)
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края от 14 ноября 2017 года отменить в части взыскания задолженности за горячее водоснабжение за период с 1 сентября 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Это же решение изменить в части размера взысканной пени за просрочку платежей.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
исковые требования ПАО "Камчатскэнерго" удовлетворить частично.
Взыскать с Пряхина Е.А. в пользу ПАО "Камчатскэнерго" задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года в размере 66 602 рубля 23 копейки, пени за просрочку платежей за период с 11 октября 2014 года по 2 декабря 2016 года в размере 6 000 рублей, государственную пошлину в размере 2 351 рубль 61 копейка.
В удовлетворении исковых требований ПАО "Камчатскэнерго" о взыскании с Пряхина Е.А. задолженности по оплате за горячее водоснабжение за период с 1 сентября 2015 года по 31 декабря 2015 года в размере 4895 рублей 68 копеек, а также взыскании пени за период с 11 октября 2014 года по 2 декабря 2016 года в размере 5 928 рублей 42 копейки, отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.