Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Чаднова О.В,
судей
Гончаровой Н.В, Ерютина К.И,
при секретаре
Иванушкиной М.О,
рассмотрев 29 марта 2018 года в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском административное дело по апелляционной жалобе Коннова А.И. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 февраля 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю об установлении административного надзора в отношении Коннова А.И. удовлетворить.
Установить в отношении Коннова А.И. административный надзор на срок (три) года.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Коннова А.И. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установить для Коннова А.И. на срок административного надзора следующие административные ограничения:
- запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 23 часов до 6 часов, кроме времени, необходимого для осуществления им своих трудовых обязанностей;
- запретить выезд за пределы Петропавловск-Камчатского городского округа без разрешения специализированного органа, осуществляющего надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
- обязать два раза в месяц являться в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации,
заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В, объяснения Коннова А.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
врио начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении осужденного Коннова А.И. сроком на 3 года.
В обоснование заявленных требований указал, что Коннов А.И. был осуждён и отбывает наказание за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ. В период отбывания наказания Коннов А.И. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. По характеру конфликтен, склонен к провокациям. Вину в совершении преступления не признал, в содеянном не раскаялся. В связи с освобождением Коннова А.И. из мест лишения свободы полагал необходимым установить ему административный надзор и административные ограничения.
В судебном заседании административный истец врио начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю Хачатурян С.Г. требования поддержал.
Административный ответчик Коннов А.И. считал требования не подлежащими удовлетворению.
Прокурор Ляховенко В.В. дала заключение, согласно которому полагала административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В поданной в Камчатский краевой суд апелляционной жалобе Коннов А.И. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование указывает, что определение судьи о назначении даты судебного заседания он получил непосредственно в день судебного заседания, поэтому не был должным образом подготовлен к судебному заседанию, в связи с чем не смог реализовать свои права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 45, 46, 54 КАС РФ. Выражает несогласие с представленной в материалы дела характеристикой. Указывает, что всегда характеризовался морально устойчивым, корректным, вежливым, как в отношении осужденных, так и с сотрудниками администрации учреждения, что подтверждается постановлением участкового уполномоченного полиции об отказе в возбуждении уголовного дела от 27 марта 2017 года.
Выслушав Коннова А.И, заслушав заключение прокурора Соловьевой О.И, проверив материалы административного дела и личное дело Коннова А.И. N 67/16, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
Исходя из положений ст. 2 Федерального закона N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
За названным лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается в случае признания его злостными нарушителем установленного порядка отбывания наказания (п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ).
Возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. Проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ. Вместе с тем факт признания административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо привлечения его к административной ответственности не предопределяет выводы суда о необходимости установления административного надзора. При решении данного вопроса должны учитываться: вся совокупность доказательств, обстоятельства, положенные в основу постановления о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характер допущенных нарушений, последующее поведение лица в исправительном учреждении после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок, истекший с момента признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания (п. 12, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Как следует из материалов административного дела, приговором Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 июля 2010 года Коннов А.И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального Закона N 162 от 8 декабря 2003 года), которое в соответствии со ст. 15 УК РФ отнесено к категории особо тяжких преступлений.
Конец срока отбывания наказания - 10 марта 2018 года.
В период отбывания наказания постановлением начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому от 6 мая 2013 года Коннов А.И. признан злостным нарушителем установленного порядка отбытия наказания, поскольку он, являясь дежурным по камере N 5 ШИЗО, не выполнил обязанности дежурного по камере (отказался провести доклад). На неоднократно повторенные законные требования сотрудников администрации произвести доклад ответил отказом. При вынесении данного постановления учитывалось, что ранее осужденный в течение года дважды подвергался дисциплинарному взысканию в виде выдворения в штрафной изолятор, но правильных выводов для себя не сделал.
После признания Коннова А.И. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания к нему неоднократно применялись меры взыскания:
- в 2013 году - 3 раза (1 раз - устный выговор, 2 раза - выговор);
- в 2015 году - 8 раз (4 раза - выговор, 3 раза - водворение в штрафной изолятор; 1 раз - перевод в помещение камерного типа);
- в 2016 году - 10 раз (2 раза - устный выговор, 1 раз - выговор, 5 раз - водворение в штрафной изолятор, 2 раза - перевод в помещение камерного типа);
- в 2017 году - 3 раза (2 раза - устный выговор, 1 раз - выговор).
Согласно характеристике врио начальника ФКУ ИК-5 на осужденного Коннова А.И. от 7 февраля 2018 года, после признания Коннова А.И. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания он был переведен в строгие условия отбытия наказания. Находясь в строгих условиях отбывания наказания, сделал для себя должные выводы и пересмотрел свое поведение, изъявив желание трудиться и встать на путь исправления, вследствие чего с 23 сентября 2014 года был переведен из строгих условий отбывания наказания в обычные и трудоустроен в промышленной зоне в должности рабочего электро-цеха, но за вновь допущенные нарушения правил внутреннего распорядка исправительного учреждения был переведен в строгие условия отбывания наказания. Обучался в ПУ колонии по специальностям: "автослесарь", "мастер столярного и мебельного производства". На профилактическом учете не стоял. По прибытии в ФКУ ИК-5 желания трудиться не проявлял из-за негативного отношения к общественно полезному труду. Неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности. Поощрений от администрации ФКУ ИК-5 не имеет. Требования режима отбывания наказания, правила внутреннего распорядка, требования пожарной безопасности соблюдал слабо. Воспитательные мероприятия посещал регулярно, но должных выводов для себя не делал. По характеру конфликтен, склонен к провокациям. В отряде осужденных отношения поддерживал с узким кругом лиц. В общении с представителями администрации не всегда вежлив и корректен. Вину в совершении преступления не признал, в содеянном не раскаялся.
С учетом вышеприведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости установления в отношении Коннова А.И. административного надзора и ограничений, приведенных в обжалуемом судебном акте.
Установленные судом административные ограничения и срок административного надзора определены в соответствии с требованиями закона, с учетом данных о поведении осужденного за весь период отбывания наказания, его отношения к установленному порядку отбывания наказания и данных о его личности.
Выводы суда являются мотивированными, соответствуют нормам права, фактическим обстоятельствам дела, и оснований считать их ошибочными не имеется.
Доводы о необъективности представленного суду административным истцом характеризующего материала несостоятельны, поскольку сведения, указанные в характеристике, подтверждаются материалами личного дела.
Указание в постановлении участкового уполномоченного полиции от 27 марта 2017 года о том, что при общении с сотрудниками учреждения Коннов А.И. ведет себя корректно, подчеркнуто вежливо, правильность выводов о необходимости установления в отношении Коннова А.И. административного надзора не опровергают.
Доводы жалобы о нарушении судом процессуальных прав Коннова А.И. в связи с поздним получением определения о назначении даты судебного заседания, судебная коллегия находит неубедительными.
Как видно из материалов дела, копия административного искового заявления была вручена административному ответчику 8 февраля 2018 года. Определением судьи от 8 февраля 2018 года рассмотрение дела было назначено на 16 февраля 2018 года, копия которого в тот же день была направлена административному ответчику.
Согласно протоколу судебного заседания от 16 февраля 2018 года Коннов А.И. принимал участие в судебном заседании, не возражал против рассмотрения дела по существу, ходатайства об отложении заседания в связи с недостаточностью времени для подготовки к судебному заседанию не заявлял.
С учетом того, что ч. 7 ст. 272 КАС РФ предусмотрен сокращенный срок рассмотрения дел об административном надзоре, а именно административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд, а также учитывая, что административное исковое заявление вручено Коннову А.И. 8 февраля 2018 года, за 8 дней до судебного заседания, суд первой инстанции предпринял надлежащие меры по извещению административного ответчика о судебном разбирательстве, об отложении рассмотрения дела ответчик не заявлял, судебная коллегия не усматривает нарушений процессуальных прав Коннова А.И.
При таких обстоятельствах, учитывая, что порядок рассмотрения административного дела соблюден, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Коннова А.И. - без удовлетворения.
Вместе с тем резолютивная часть решения в части установленного Коннову А.И. ограничения в виде обязания два раза в месяц являться в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации подлежит изложению в иной редакции в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которым частично изменен вид административного ограничения, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от N 64-ФЗ. Так, согласно внесенным изменениям, обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коннова А.И. - без удовлетворения.
Административное ограничение в виде обязания два раза в месяц являться в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации изложить в следующей редакции: "Обязать два раза в месяц являться в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.