Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Чаднова О.В,
судей
Венина А.Н. и Ерютина К.И,
при секретаре
Иванушкиной М.О,
рассмотрела 5 апреля 2018 года в открытом судебном заседании в г.Петропавловске-Камчатском административное дело по апелляционной жалобе Семёнова А.В. на решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 1 февраля 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытому административно-территориальному образованию Вилючинск Камчатского края к Семёнову (Довгополому) А.В. о продлении срока административного надзора и установлении дополнительных ограничений удовлетворить.
Продлить Семёнову (Довгополому) А.В. срок административного надзора, установленного решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 29 июля 2016 года на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости за тяжкие преступления, то есть до 28 октября 2024 года.
Установить в отношении осужденного Семёнова (Довгополого) А.В. дополнительное административное ограничение в виде обязательной явки на регистрацию три раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Заслушав доклад судьи Венина А.Н, заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Камчатского края Соловьевой О.И, считавшей решение суда подлежащим изменению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОМВД России по ЗАТО Вилючинск обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении Семёнову А.В. срока административного надзора и установлении ему дополнительных административных ограничений в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование заявленных требований указало, что Семёнов А.В. был осуждён за совершение тяжкого преступления, предусмотренного частью 2 статьи228 УК РФ. 28 октября 2016 года освобожден из мест лишения свободы. Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 29 июля 2016 года в отношении Семёнова А.В. установлен административный надзор на срок 3 года и административные ограничения. В последующем Вилючинским городским судом административный надзор дважды продлевался - на 3 месяца (до 8 февраля 2020 года) и на 4 месяца (до 8 июня 2020 года). Поскольку в 2017 году Семёнов А.В. неоднократно привлекался к административной ответственности, истец полагал необходимым продлить Семёнову А.В. срок административного надзора на 5месяцев (до 8 ноября 2020 года) и установить ему дополнительные административные ограничения.
Представитель административного истца и административный ответчик Семёнов А.В. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска полагал заявленные требования законными, обоснованными и полностью подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В поданной в Камчатский краевой суд апелляционной жалобе Семёнов А.В. просит решение суда изменить и установить срок административного надзора до 8 ноября 2020 года, поскольку продление судом административного надзора на срок свыше четырех лет противоречит части 2 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которой административный надзор может быть продлен судом на срок до шести месяцев.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ, Закон).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
За названным лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается в случае признания его злостными нарушителем установленного порядка отбывания наказания (пункт 1 части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Административный надзор может быть продлен судом на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (часть 2 статьи 5, статья 7 Федерального закона N 64-Ф).
При рассмотрении требований о продлении срока административного надзора суд не связан мнением административного истца и вправе установить менее или более продолжительный срок в пределах, установленных Законом, либо отказать в удовлетворении заявленных требований.
При этом положения Закона не препятствуют неоднократному продлению административного надзора на срок до шести месяцев в пределах срока погашения судимости при наличии соответствующих обстоятельств (пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Как следует из материалов административного дела, приговором Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 30 июля 2013 года Семёнов А.В. (до смены фамилии - Довгополый) признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года и 4 месяца (л.д. 26-27).
28 октября 2016 года он освобожден из мест лишения свободы (л.д. 9).
В период отбывания наказания Семёнов А.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 29 июля 2016 года в отношении Семёнова А.В. установлен административный надзор сроком на 3 года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства и административные ограничения (л.д. 10-11).
После постановки на учет в органе внутренних дел в период с 8 ноября 2016года по 3 апреля 2017 года он совершил четыре административных правонарушения против порядка управления, что повлекло продление поднадзорному лицу срока административного надзора на три месяца (до 8 февраля 2020 года) и установление дополнительных ограничений по решению Вилючинского городского суда Камчатского края от 22 июня 2017 года.
В период с 15 мая 2017 года по 1 июня 2017 года Семёнов А.В. совершил семь административных правонарушений против порядка управления, из них шесть за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, одно за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения. По этим основаниям решением Вилючинского городского суда Камчатского края от 9 ноября 2017 года срок административного надзора продлен административному ответчику до 8 июня 2020года.
19 июня 2017 года, 24 июля 2017 года, 26 июля 2017 года, 31 июля 2017 года и 9 августа 2017 года Семёнов А.В. вновь привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Согласно характеристике старшего уполномоченного полиции ОМВД России по ЗАТО Вилючинск от 26 января 2018 года, поднадзорный Семёнов А.В. к проводимой профилактической работе с ним, направленной на недопущение совершения им противоправных действий, относится безответственно, должных выводов для себя не делает.
Установив вышеуказанные обстоятельства, а также то, что Семёнов А.В. в течение года после продления судом административного надзора более двух раз привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений против порядка управления, должных выводов для себя не делает, суд первой инстанции с учетом вышеназванных норм права пришел к правильному выводу о наличии оснований для продления срока административного надзора и целесообразности в силу части 3 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ установления на его период дополнительных административных ограничений.
Между тем, в нарушение части 2 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ суд продлил административный надзор на срок, превышающий шесть месяцев, - до28октября 2024 года.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает доводы апелляционной жалобы обоснованными и полагает необходимым изменить решение суда, снизив срок продления Семёнову А.В. административного надзора до 5 месяцев.
Кроме того, в резолютивной части решения суда первой инстанции отсутствует указание на день, с которого начинается течение срока продления административного надзора.
Так, согласно пункту 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
В случае продления срок административного надзора начинает исчисляться со дня, следующего за днем истечения срока ранее установленного административного надзора. На это обстоятельство должно быть указано в резолютивной части решения суда.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ (в редакции от 28.12.2013) в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Действующая редакция пункта 5 части 1 статьи 4 Федерального закона N64-ФЗ предусматривает административное ограничение в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Федеральный закон от 28 мая 2017 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", которым внесены изменения в пункт 5 части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ, не предусматривает, что к правоотношениям, возникшим до его принятия, применяется прежняя редакция пункта 5 части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ.
Таким образом, дополнительное административное ограничение необходимо устанавливать с учетом действующего законодательства.
С учетом изложенного, удовлетворяя заявленные требования о продлении административного надзора и установлении дополнительного ограничения, судебная коллегия считает необходимым продлить срок административного надзора в отношении Семёнова А.В. на 5 месяцев и заменить ранее установленное в отношении Семёнова А.В. административное ограничение в виде обязательной явки на регистрацию три раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания на административное ограничение в виде обязательной явки в органы внутренних дел три раза в месяц по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 1 февраля 2018 года изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"административное исковое заявление отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытому административно-территориальному образованию Вилючинск Камчатского края к Семёнову (Довгополому) А.В. о продлении срока административного надзора и установлении дополнительных ограничений удовлетворить.
Продлить Семёнову (Довгополому) А.В. срок административного надзора, установленного решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 29 июля 2016 года, на 5 (пять) месяцев. Срок продления административного надзора исчислять со дня, следующего за днем истечения срока ранее установленного административного надзора.
Заменить установленное в отношении Семёнова (Довгополого) А.В. административное ограничение в виде обязательной явки на регистрацию три раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания на административное ограничение в виде обязательной явки в органы внутренних дел три раза в месяц по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации."
В остальной части решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 1 февраля 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.