Постановлением Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 31-АД18-16 настоящее решение оставлено без изменения
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу защитника АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО Никифорова С.Г. на постановление главного государственного инспектора территориального отдела госавтонадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора N от 11 декабря 2017 года, решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора территориального отдела госавтонадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора N от 11 декабря 2017 года АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 февраля 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО Никифоров С.Г. просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, ссылаясь на их незаконность. Указывает, что Банк не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку перевозка не является основным видом деятельности Банка. Действия Правил обеспечения безопасности перевозок, приказа N 287, пункта 4 стати 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на банк не распространяется, поскольку указанные нормативные акты могут быть применены только к лицу, осуществляющему перевозки пассажиров и грузов. Также указывает, что при составлении протокола об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитника АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО Никифорова С.Г, поддержавшего доводы жалобы, представителя ТО госавтонадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Леонтьевой Т.А, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам.
Из материалов дела усматривается, что территориальным отделом госавтонадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора в период с 14 по 29 ноября 2017 года по адресу: г "адрес", проведена плановая выездная проверка АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО.
В ходе проверки выявлено несоответствие квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения профессиональным и квалификационным требованиям. У Порфирьева В.И. назначенного ответственным лицом за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения, отсутствует диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", что является нарушением пункта 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 года N 287.
У ФИО1 и ФИО2, ответственных за выпуск на линию транспортных средств, отсутствует диплом о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств, что является нарушением пункта 14.3 Приказа N 287.
Также не организована аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением, безопасности движения наземных транспортных средств. Специалисты ФИО3, ФИО4, связанные с обеспечением безопасности движения, не прошли специальную подготовку по спецпрограмме - по обеспечению безопасности движения.
Факт совершения административного правонарушения и вина АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Действия АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, т.к. указанное юридическое лицо осуществляло перевозку пассажиров автомобильным транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО не осуществляет перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, подлежат отклонению.
Как установлено в ходе проверки, АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО, основным видом деятельности которого, согласно выписке из ЕГРЮЛ, является осуществление банковских операций, имеет в эксплуатации транспортные средства.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены обязанности в целях осуществления безопасности дорожного движения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
Под транспортным средством, по смыслу приведенного закона, понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (абзац девятый статьи 2).
Следовательно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией любого вида транспортных средств, в целях обеспечения безопасности дорожного движения должны выполнять обязанности, изложенные в пункте 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, пункт 4 указанной статьи Закона установилдополнительные обязанности, в частности назначение ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность и обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок.
Данное требование закона реализовано не только в Приказе N 287, но и в Правилах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7.
Одним из требований по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности является обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях (подпункт 3 пункта 4 Правил N 7); обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности (подпункт 1 пункта 4 Правил).
При этом Федеральный закон N 196-ФЗ не предусматривает дифференцированного подхода к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в зависимости от цели и оснований таких перевозок.
Несмотря на то, выполняется ли перевозка автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом как вид предпринимательской деятельности либо в иных целях, юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую перевозку, обязаны выполнять требования в целях обеспечения безопасности движения, установленные пунктами 1, 2 и 4 Федерального закона N 196-ФЗ.
Утверждения защитника АКБ "Чувашкредитпромбанк" о том, что требования приказа N 287 распространяется только на юридических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов общественным или грузовым транспортом, основаны на неверном толковании вышеназванного правового акта, поскольку п. 1 Приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 года N 287 прямо указывает, что этим приказом устанавливаются профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Указанный Приказ, как и Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не разделяют субъектов применения разработанных ими профессиональных и квалификационных требований к юридическим лицам на осуществляющих коммерческую деятельность (услуги по перевозке) и использующих автотранспорт исключительно для собственных нужд.
АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО не выполняются требования о наличии профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 28 сентября 2015 года N 287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
Оснований для выводов о том, что должностными лицами при составлении протокола об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения, по делу не имеется.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что по иным делам, возбужденным по результатам проведенной проверки производство прекращено, не свидетельствует о неправомерности привлечения АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО к административной ответственности по части 1 статье 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку акты по настоящему делу вынесены на основании установленных конкретных обстоятельств дела и факта нарушения обществом требований нормативных актов. Решения, принятые по иным делам, преюдициального значения не имеют.
Административное наказание АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО в виде штрафа назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
Допущенная судьей районного суда описка в части указания номера постановления "179871" (вместо правильного 170871) носит технический характер, может быть исправлена в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление главного государственного инспектора территориального отдела госавтонадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора N 170871 от 11 декабря 2017 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО, оставить без изменения, жалобу защитника АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО Никифорова С.Г.- без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.