Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Стародубцевой Л.И, Нестеровой А.А,
при секретаре Шипееве А.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Алексеевой Марии Николаевны к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации Ибресинского района Чувашской Республики на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 19 января 2018г.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А, выслушав объяснения представителя ответчика администрации Ибресинского района Чувашской Республики Михайловой И.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы на решение суда; истца Алексеевой М.Н, возражавшей против доводов апелляционной жалобы; прокурора Овчинниковой Н.А, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Алексеевой М.Н. к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия по не обеспечению жилым помещением незаконным и возложении обязанности предоставить Алексеевой М.Н. благоустроенное жилое помещение по установленным социальным нормам.
Исковые требования мотивированы тем, что Алексеева М.Н, являющаяся лицом из числа детей-сирот, постановлением главы Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от 30 января 2012г. N признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В собственности какого-либо жилого помещения истец не имеет. В настоящее время нигде не зарегистрирована, проживает по адресу: "адрес". В 2014 году истец окончила БОУ Чувашской Республики... ".2.". Принимая во внимание, что жилым помещением до настоящего времени она не обеспечена, прокурор просит исковые требования удовлетворить, ссылаясь на положения п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Сорокин А.И. исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
Истец Алексеева М.Н. исковые требования поддержала, суду пояснила, что проживает у подруги, нигде не зарегистрирована.
Ответчик администрация Ибресинского района Чувашской Республики своего представителя в суд не направила, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третьи лица Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 19 января 2018 г. бездействие администрации Ибресинского района Чувашской Республики по необеспечению жилым помещением Алексеевой М.Н. признано незаконным; на администрацию Ибресинского района Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Алексеевой М.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Указанное решение обжаловано ответчиком администрацией Ибресинского района Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности. Заявитель указывает на отсутствие у истца права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, что Алексеева М.Н. осталась без попечения родителей, в частности отсутствуют сведения о лишении её отца Алексеева Н.А. родительских прав, ограничении его в дееспособности, признании безвестно отсутствующим, объявлении умершим.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика администрации Ибресинского района Чувашской Республики Михайловой И.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы на решение суда; истца Алексеевой М.Н, возражавшей против доводов апелляционной жалобы; прокурора Овчинниковой Н.А, полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив решение суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая настоящий спор по существу, установив, что Алексеева М.Н, являясь лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в собственности либо на праве пользования жилого помещения не имеет, включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и на основании пункта 2 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений", суд первой инстанции, принимая во внимание положения Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N15-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу о признании незаконным бездействия администрации Ибресинского района Чувашской Республики и возложении на ответчика обязанности по обеспечению Алексеевой М.Н. жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции, так как он является правильным, основан на верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и подтвержденных надлежащими доказательствами, соответствует требованиям законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. N42 "О регулировании жилищных отношений" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. N42 "О регулировании жилищных отношений" полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Установлено, что Алексеева М.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о рождении... N Алексеевой М.Н. и записи акта о её рождении N от ДД.ММ.ГГГГ в графе мать указана - ФИО1, в графе отец - ФИО2.
Решением Исполнительного комитета Ибресинского районного собрания народных депутатов Чувашской АССР от 09 апреля 1990 г. N постановлено ходатайствовать перед Министерством здравоохранения об устройстве Алексеевой М.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Алатрыский дом ребенка на полное государственное обеспечение. Из указанного решения следует, что мать ребенка по состоянию здоровья не может ухаживать за дочерью, отца у ребёнка нет. Ребёнок с рождения воспитывается в детском отделении... ЦРБ.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 19 декабря 1999г. мать истца ФИО1 лишена в отношении дочери родительских прав.
13 мая 2005 г. ФИО2 обратился в отдел образования и по делам молодежи администрации Ибресинского района Чувашской Республики с заявлением об отказе от родительских прав в отношении несовершеннолетней Алексеевой М.Н, отцом которой он записан без его ведома и согласия, т.к. супружеские отношения прекращены задолго до рождения ребенка.
Указанные обстоятельства установлены также решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 19 декабря 1999г. при рассмотрение дела по иску... школы-интернат о лишении ФИО1 и ФИО2 родительских прав в отношении девочки (л.д. 22). В указанном решении суда указывается, что Алексеева М.Н,... г.р, с рождения воспитывается в детских учреждениях, отца у ребенка нет, поэтому ответчик ФИО2 не может являться ответчиком по делу о лишении родительских прав в отношении Алексеевой М.Н.
В соответствии с имеющейся в материалах дела копией справки РГОУ "... " от 27 сентября 2007 г. Алексеева М.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в указанном учреждении и находилась на полном государственном обеспечении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. - обучалась в РГОУ НПО ".1.", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в ФГОУ СПО ".2.".
На основании постановления администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от 30 января 2012 г. N Алексеева М.Н. включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и в список нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 2 статьи 11 закона Чувашской Республики от 17.10.2005 г. N42 "О регулировании жилищных отношений".
Однако, как установлено судом, на момент рассмотрения дела жилое помещение Алексеевой М.Н. не предоставлено.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии у Алексеевой М.Н. права на предоставление ей жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. N185-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013 года) и статьи 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 г. N15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по заявлению таких лиц завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Закон Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что Алексеева М.Н. в силу закона относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Так, положения абзаца третьего статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В соответствии с указанной нормой, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Приведенный выше перечень, определяющий, в каких именно случаях дети относятся к категории оставшихся без попечения родителей, не является исчерпывающим.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.
Факт утраты истцом Алексеевой М.Н. попечения родителей, пребывание и воспитание Алексеевой М.Н. со дня рождения вплоть до совершеннолетия в детских государственных учреждениях на государственном обеспечении, подтвержден материалами дела.
Как усматривается из дела, истец Алексеева М.Н. воспитывалась в школе-интернат, находилась на полном государственном обеспечении в связи с отсутствием родительского попечения.
С учетом указанного, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у Алексеевой М.Н. статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем, у истца теряется право на обеспечение вне очереди жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Иных доводов апелляционная жалоба администрации Ибресинского района Чувашской Республики не содержит.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы администрации Ибресинского района Чувашской Республики.
Вместе с тем, резолютивная часть решения подлежит уточнению указанием о предоставлении истцу жилого помещения по договору специализированного найма.
Согласно статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке.
Вступившими в силу с 01 января 2013 г. изменениями в Федеральный закон от 21 декабря 1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 N15-ФЗ, изменен порядок обеспечения жильем лиц указанной категории путем обязания органов государственной власти субъектов РФ предоставить им жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет с последующей возможностью продления действия договора еще на 5 лет либо предоставления жилья лицам указанной категории по договору социального найма. Нормы Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 N15-ФЗ) устанавливают иные по сравнению с прежней редакцией Федерального закона меры, направленные на реальное обеспечение жильем и его сохранение за лицами из числа детей-сирот и иных приравненных к ним лиц
Учитывая, что право на получение жилым помещением реализовано Алексеевой М.Н. после 01 января 2013 г, т.е. после вступления в силу изменений в законодательстве, регулирующих отношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, к возникшим правоотношениям подлежат применению положения статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 01 января 2013 г.
В связи с изложенным абзац второй резолютивной части решения суда подлежит уточнению с указанием о предоставлении Алексеевой М.Н. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Уточнить резолютивную часть решения Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 19 января 2018г, изложив абзац второй резолютивной части указанного решения суда в следующей редакции:
"Возложить на администрацию Ибресинского района Чувашской Республики обязанность предоставить Алексеевой Марии Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам предоставления".
Апелляционную жалобу ответчика администрации Ибресинского района Чувашской Республики на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 19 января 2018 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: Л.И. Стародубцева
А.А. Нестерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.