Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Шумилов А.А., рассмотрев жалобу Романовой О.С., действующей в интересах акционерного общества "Управление отходами" на постановление Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 ноября 2017 года и решение Верховного Суда Чувашской Республики от 11 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Управление отходами",
установил:
Постановлением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 ноября 2017 года акционерное общество "Управление отходами" (далее - АО "Управление отходами") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 11 января 2018 года постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 ноября 2017 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Романова О.С, действующая в интересах АО "Управление отходами" ставит вопрос об отмене вынесенных по делу постановления и решения.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, с истребованием материалов дела об административном правонарушении прихожу к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации одной из целей охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (подпункт 2 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Как усматривается из материалов дела, в адрес Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от прокуратуры Чувашской Республики и Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры поступили запросы о предоставлении специалиста для участия в совместном обследовании земельных участков, где произошел сброс сточных вод на рельеф местности. В ходе осмотра установлено, что на расстоянии 1940 м по направлению на северо-восток от пересечения железнодорожной дороги и автомобильной дороги "адрес" расположен канализационный люк (ПК 10+38), эксплуатируемый филиалом АО "Управление отходами" в г.Новочебоксарск, который заполнен жидкостью черного цвета с характерным (аммиачным) запахом. От указанного колодца прослеживаются отчетливые (характерные) три следа, свидетельствующие о вытекании сточной воды из колодца, которая стекала по естественному уклону и накапливалась в низинах почвы. На момент осмотра аварийный сброс сточных вод на почву не осуществлялся. С выездом на место 24 августа 2017 года был произведен отбор проб почвы, подвергшейся негативному воздействию в результате несанкционированного (аварийного) сбора сточных вод с вышеуказанного канализационного колодца и пробы сточной воды из канализационного колодца и воды, скопившейся в низинах земельного участка. Согласно протоколу количественного химического анализа почвы и заключению по результатам проведения лабораторных исследований филиала "ЦЛАТИ по ЧР" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" установлено превышение по следующим веществам в почве: азота нитритного в 8 раз, азота аммонийного в 18,8 раза и сульфата-иона в 4,6 раза.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении АО "Управление отходами" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности.
Вывод о совершении АО "Управление отходами" правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью исследованных судами доказательств, подробный перечень и анализ которых приводится в принятых по делу решениях.
Признав имеющиеся в материалах дела доказательства достаточными для рассмотрения дела по существу и оценив их в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к законному и обоснованному выводу, поддержанному судьей вышестоящей инстанции, о наличии в действиях АО "Управление отходами" состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Полагаю, что названные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО "Управление отходами", выполнены.
Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности, обстоятельств дела и представленных доказательств, не свидетельствует об ошибочности выводов судей и незаконности вынесенных по делу решений.
Доказательства оценены судьями по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности с изложением в судебных постановлениях мотивов.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны событие административного правонарушения и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении судебными инстанциями не установлено.
Доводы жалобы относительно отсутствия вины следует признать несостоятельными, поскольку опровергаются доказательствами, имеющимися в деле.
В целом доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных решений, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы, были исследованы судом при разрешении настоящего дела, и обоснованно признаны несостоятельными, как основанными на неверном толковании норм права и достаточно объективно опровергнутыми имеющимися в материалах дела относимыми и допустимыми доказательствами, не подлежащими переоценке судом надзорной инстанции.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не усматривается.
Полномочия вышестоящих судов по отмене или изменению окончательных и вступивших в законную силу судебных постановлений и решений могут быть использованы только в целях исправления существенных ошибок, допущенных при производстве по делу. Иная точка зрения вышестоящей инстанции суда на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таких нарушений по данному делу не допущено.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены или изменения принятых судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 ноября 2017 года и решение Верховного Суда Чувашской Республики от 11 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Управление отходами" оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя Верховного Суда
Чувашской Республики А.А. Шумилов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.