Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е,
судей Клюкиной О.В. и Лелекова Н.Г,
при секретаре Артизанове А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 31 января 2018 года, которым постановлено:
исковое заявление Афанасьева М.В. удовлетворить частично;
признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл от 30 августа 2017 года (протокол "N" от 30 августа 2017 года);
отказать в удовлетворении искового требования о возложении на Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл обязанности предоставить в соответствии с договором социального найма от 1 сентября 2017 года квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Афанасьев М.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее - МВД по Республике Марий Эл) о признании решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Марий Эл (далее - ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл) от 30 августа 2017 года недействительным в связи с отказом в выделении ему трехкомнатной квартиры, общей площадью 69,3 кв. м, расположенной по адресу: "адрес", поскольку данное жилое помещение, находится в границах иного населенного пункта, чем место жительство Афанасьева М.В. Истец также просил возложить на ответчика обязанность предоставить в соответствии с договором социального найма от 1 сентября 2017 года, заключенного между Афанасьевым М.В. и МВД по Республике Марий Эл в лице министра ФИО1, жилую площадь - квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
В обоснование иска Афанасьев М.В. указал, что с 17 мая 1993 года он с составом семьи из 5 человек состоит в общем списке очередников на получение жилой площади среди сотрудников УМВД России по г. Йошкар-Оле. Решением ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от 30 августа 2017 года ему было отказано в выделении квартиры, расположенной по адресу: "адрес", так как данное жилое помещение, находится в границах иного населенного пункта, чем его место жительства. Поскольку он состоит в очереди по месту работы, считает, что имеет право на получение жилого помещения, находящегося в г. Йошкар-Оле. 1 сентября 2017 года между ним и МВД по Республике Марий Эл был заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". В связи с этим он полагает, что данная квартира должна быть передана ему в соответствии с данным договором.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе МВД по Республике Марий Эл просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы указано, что МВД по Республике Марий Эл не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, так как истец состоит в общем списке очередников на получение жилой площади среди сотрудников Управления МВД России по г. Йошкар-Оле, которое является юридическим лицом. ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл решено распределить поступившие для очередников жилые помещения. В том числе рассматривалась кандидатура истца, которому полагается жилое помещение площадью от 66,1 кв. м. до 75,1 кв. м. Однако с учетом того, что истец в настоящее время зарегистрирован в квартире, расположенной в "адрес", ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл было принято, как они полагают, обоснованное решение об отказе истцу в предоставлении трехкомнатной квартиры расположенной по адресу: "адрес", поскольку данное жилое помещение находится в границах иного населенного пункта, чем место жительства Афанасьева М.В.
В возражениях на жалобу Афанасьев М.В. приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить апелляционную жалобу МВД по Республике Марий Эл без удовлетворения.
Заслушав представителя МВД по Республике Марий Эл Киреева С.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Афанасьева М.В. и его представителя Протасова В.Ю, Афанасьеву С.К, просивших оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), не находит.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, предусматривалось, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
В связи с вступлением с 1 марта 2005 года в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы не осуществляется.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
В пункте 2 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного Приказом МВД России от 24 мая 2003 года N 345, указано, что постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений осуществляется по месту расположения соответствующих органов внутренних дел.
Пунктами 3, 4 данного Положения предусмотрено, что учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения. Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что Афанасьев М.В. до 31 декабря 1997 года проходил службу в органах внутренних дел. 31 декабря 1997 года Афанасьев М.В. был уволен из органов внутренних дел с должности старшего участкового инспектора милиции отделения по организации работы участковых инспекторов милиции Заводского отдела милиции УВД г. Йошкар-Олы в связи с достижением предельного возраста, дающего право на пенсию.
На основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии учреждения ИЗ-8/1 СИД и СР МВД Марийской АССР от 4 сентября 1991 года Афанасьеву М.В. была предоставлена комната "N" в общежитии, расположенном по адресу: "адрес".
Объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Марий Эл от 25 августа 2008 года "N" передан в собственность муниципального образования "Медведевское городское поселение" Республики Марий Эл.
1 декабря 2008 года между Афанасьевым М.В. (Наниматель) и администрацией муниципального образования "Медведевское городское поселение" (Наймодатель) заключен договор социального найма, по условиям которого нанимателю передано жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" (площадь 23,9 кв. м.). Совместно с нанимателем в жилом помещении проживают: Афанасьева С.К. (жена), Афанасьева И.М. (дочь), Афанасьева Д.М. (дочь), Афанасьева А.М. (дочь).
В настоящее время жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 23,9 кв. м. принадлежит на праве собственности дочери истца - Афанасьевой А.М. на основании договора на передачу квартиры в собственность от 13 марта 2014 года. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 6 мая 2014 года сделана запись о регистрации права собственности Афанасьевой А.М. на указанное жилое помещение.
Истец Афанасьев М.В. с семьей в составе 5 человек продолжает проживать в указанном выше жилом помещении, в связи с чем является нуждающимся, так как уровень его обеспеченности жилым помещением с учетом членов семьи менее учетной нормы.
Из протокола "N" заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Марий Эл от 30 августа 2017 года следует, что в 2016 году в целях обеспечения жильем по договорам социального найма очередников, состоящих по месту прохождения службы на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, МВД по Республике Марий Эл приобретены жилые помещения, в том числе, трехкомнатная квартира, общей площадью 69,3 кв. м. по адресу: "адрес".
Комиссия указала, что Афанасьев М.В. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УМВД России по г. Йошкар-Оле с 17 мая 1993 года, в составе семьи 5 человек, обеспеченность составляет: 23,9 : 5 = 4,78 кв. м. Иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) Афанасьев М.В. и члены его семьи не имеют.
Со ссылкой на часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл приняла решение: "У МВД по Республике Марий Эл имеется трехкомнатная квартира, общей площадью 69,3 кв. м, расположенная по адресу: "адрес", поскольку данное жилое помещение находится в границах иного населенного пункта, чем место жительства Афанасьева М.В, вопрос о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма рассмотреть при поступлении (приобретении, строительстве) квартир соответствующей площади по месту его жительства (в границах соответствующего населенного пункта)".
Разрешая дело и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеприведенное решение ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от 30 августа 2017 года, принятое в отношении Афанасьева М.В, является незаконным.
В соответствии с частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Суд по существу верно исходил из того, что указанная норма права не может быть применена при разрешении данного спора, поскольку спорные правоотношения сторон возникли до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а кроме того регулируются иными нормами действующего законодательства.
Предусмотренное частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правило о предоставлении по договору социального найма жилого помещения по месту жительства лица, принятого на учет нуждающихся в жилых помещениях, необходимо применять в системном единстве с положениями статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется органом местного самоуправления.
Афанасьев М.В. поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении 17 мая 1993 года в УМВД России по г. Йошкар-Оле, то есть по месту своей службы, и в силу действующего в тот период законодательства - статей 30, 40 Жилищного кодекса РСФСР вправе был рассчитывать на предоставление жилого помещения по договору социального найма по месту расположения соответствующего органа внутренних дел. Такая возможность прямо предусмотрена пунктом 2 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного Приказом МВД России от 24 мая 2003 года N 345.
Коме того, положения Федерального закона от "дата" N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержат запрета исключающего возможность предоставления сотруднику жилого помещения по договору социального найма вне места его жительства, но по месту нахождения территориального органа внутренних дел, в котором он стоит на учете.
Судом правомерно указано на то, что решение ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от 30 августа 2017 года, которым Афанасьеву М.В. отказано в предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в связи с тем, что он проживает на территории "адрес", было принято без учета того, что истец состоит на учете в УМВД России по г. Йошкар-Оле.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он основан на материалах дела и сделан в соответствии с нормами материального права.
Поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих, что между МВД по Республике Марий Эл и Афанасьевым М.В. 1 сентября 2017 года был заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", истцом представлено не было, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Афанасьевым М.В. требования о возложении на ответчика обязанности предоставить ему спорное жилое помещение в соответствии с договором социального найма от 1 сентября 2017 года. В данной части решение суда сторонами не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что МВД по Республике Марий Эл является ненадлежащем ответчиком по данному делу, проверялись судом первой инстанции и обоснованно были отклонены.
Суд верно исходил из того, что оспариваемое решение от 30 августа 2017 года принято Центральной жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Марий Эл, поэтому надлежащим ответчиком по делу является МВД по Республике Марий Эл, независимо от того, что истец состоит на учете в УМВД России по г. Йошкар-Оле. Данный вывод суда соответствует нормам, предусмотренным Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД России от 24 мая 2003 года N 345.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, а выражают несогласие с ними, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, для чего оснований судебная коллегия не усматривает.
Решение постановлено судом при правильном применении норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным, апелляционная жалоба по указанным в ней доводам не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 31 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Клюкина
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.