Председатель Верховного Суда Республики Марий Эл Давыдов А.С., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Республики Марий Эл Ворончихина Ю.И. на вступившее в законную силу определение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
6 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Азаран", юридический адрес: "адрес", ИНН "N",
установил:
протоколом об административном правонарушении от
1 февраля 2018 года, составленным ведущим специалистом-экспертом управления по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл ФИО1, обществу с ограниченной ответственностью "Азаран" (далее - ООО Азаран") вменено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2018 года данный протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы переданы на рассмотрение мировому судье судебного участка N 1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл.
В поступившем в Верховный Суд Республики Марий Эл
29 марта 2018 года протесте первый заместитель прокурора Республики Марий Эл Ворончихин Ю.И. просит об отмене определения судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2018 года и направлении дела об административном правонарушении на рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, полагая, что дело об административном правонарушении не подведомственно мировому судье.
ООО "Азаран" направлено извещение о поступлении протеста и его копия, предоставлен срок для представления возражений на протест до
9 апреля 2017 года. Возражений от ООО "Азаран" не поступило.
Проверив доводы протеста, нахожу определение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2018 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
В части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В силу положений части 1 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
По мнению судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл административный материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Азаран" не относится к компетенции районного судьи и подлежит рассмотрению мировым судьей.
Считаю данный довод незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Согласно подпункту "г" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, учитывая, что по общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов.
В соответствии с абзацами 2, 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, указанных в части 1 статьи
23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.38, 7.13 - 7.16, частями 1 и 4 статьи 14.57, статьей 19.3, частями 18 и 19 статьи 19.5, статьей 19.28 (в части административных правонарушений, совершенных за пределами Российской Федерации), статьями 19.34, 20.1 - 20.3, 20.18, 20.29, 20.31, 20.34 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.
В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 - 2 статьи 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.
Таким образом, учитывая, что в соответствии с требованиями абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.13 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (указанное положение введено Федеральным законом от
7 мая 2013 года N 96-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"), то настоящий административный материал не подлежал передаче на рассмотрение мировому судье.
Принимая во внимание, что установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по части
1 статьи 7.13 КоАП РФ не истек, то протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы в отношении
ООО "Азаран" подлежат направлению на рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи.30.13, статьей 30.17 КоАП РФ,
постановил:
протест первого заместителя прокурора Республики Марий Эл Ворончихина Ю.И. удовлетворить.
Определение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2018 года отменить, протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Азаран" направить на рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Председатель Верховного
Суда Республики Марий Эл А.С. Давыдов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.