Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего: Берко А.В,
судей краевого суда: Журавлевой О.В. и Горкуна В.Н,
по докладу судьи Журавлевой О.В,
при секретаре судебного заседания Тациевой А.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Матюхина А.Н, Матюхиной М.М.
на решение Георгиевского городского суда от 01 ноября 2017 года
по исковому заявлению Матюхиной М.М. и Матюхина А.Н. к администрации. Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛА:
Матюхина М.М. и Матюхин А.Н. обратились в суд с иском к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в результате ЧС.
В обоснование заявленных требований истцы сослались на то, что Матюхина М.М. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, с.Краснокумское, ул. В., 55. 10.09.2009 Матюхину Д.П. выдано разрешение на строительство жилого дома на данном участке. В настоящее время его строительство не закончено, но истцы фактически примерно с 2014 года проживают в нем. В данном строении у них находятся все их личные вещи, а Участок N55 используется как огород. Участок N55 попал в зону наводнения, произошедшего в период с 25.05.2017 по 28.05.2017, в связи с чем Матюхина М.М, как собственник, обратилась в Администрацию с заявлением о включении ее и ее супруга в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи. Однако ей было отказано со ссылкой на то, что право на получение выплат имеют граждане, зарегистрированные и постоянно проживающие в жилых помещениях, пострадавших в результате ЧС.
Решением Георгиевского городского суда от 01 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Георгиевского городского округа по доверенности Парфенов И.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав представителя истцов адвоката Попову Л.В. на основании доверенности и ордера, признав возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о дне слушания дела надлежащим образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из доводов апелляционной жалобы следует, что отсутствие у истцов регистрации по месту жительства не является достаточным основанием для ограничения их права на получение государственной помощи как лицам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации. Суд не учел нормы действующего законодательства, подлежащие применению к спорным правоотношениям. Апеллянты утверждают, что показаниями свидетелей, рапортами участковых, кассовыми ордерами, справками медицинских учреждений и квитанциями подтвержден факт их проживания в с. Краснокумское, ул. В., 55. Все имущество истцов находилось именно по этому адресу. Считают, что оснований к отказу в иске у суда не имелось.
Указанные доводы жалобы коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истице Матюхиной М.М. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: с. Краснокумское, ул. В, 55 и расположенный на нем незавершенный строительством объект - ( жилой дом), назначение - нежилое ( л.д. 11,12).
Согласно постановлению и.о. главы Георгиевского городского округа СК от 16.06.2017 N849 указанный земельный участок попал в зону наводнения, имевшего место в период с 25.05.2017 по 28.05.2017, в связи с чем истица Матюхина М.М. обратилась в администрацию муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района с заявлением о включении ее и супруга в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи. На данное заявление был получен отказ, который мотивирован тем, что по ул. В., 55 с. Краснокумское отсутствует жилое помещение, по данному адресу истцы не зарегистрированы.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами ст. 18 ч. 1 ФЗ от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст. 4 Закона СК от 10.04.2006 N19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470, Законом РФ от 25.06.1993 N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ст. ст. 15, 16 Жилищного кодекса РФ и исходил из того, что строение, в котором проживают истцы, не является жилым, по месту нахождения данного строения истцы не имеют регистрации.
Отказ в иске коллегия находит правомерным, поскольку он соответствует материалам и действующему законодательству, подлежащему применению к спорным правоотношениям.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации N 110 от 15 февраля 2014 года утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которым, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующих выплат: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей (пункт 2).
МЧС России 03.10.2014 года N 2-4-87-24-7 утверждены Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий",
Главой 2 указанных Методических рекомендаций предусмотрено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Исходя из изложенных норм, право на получение единовременной материальной или финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества имеют лица, постоянно проживающие в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает (пункт 3).
Согласно пункту 12 данных Правил органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания. Регистрация подтверждает факт проживания в определенной местности. Совокупное толкование приведенных положений, в смысле, придаваемом им положением Статьи 60 ГПК РФ, придает свидетельству о регистрации по месту пребывания статус того доказательства, которое может быть признано судом единственно допустимым тому факту, что гражданин постоянно проживает в определенной местности.
Согласно копиям паспортов, имеющихся в деле, Матюхина М.М. зарегистрирована по адресу: с. Краснокумское, ул. К, 94, Матюхин А.Н. зарегистрирован по адресу: с. Краснокумское, ул. К, 36.
Доказательств того, что строение по ул. В, 55 с. Краснокумское обладает признаками жилого помещения, перечисленными в ст. ст. 15, 16 ЖК РФ, истцами не представлено.
Сам по себе факт того, что истцы проживают в нежилом помещении по ул. В, 55, с. Краснокумское, в силу вышеизложенных норм не служит достаточным основанием для удовлетворения иска.
Выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст.67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Георгиевского городского суда от 01 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.