Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Минаева Е.В,
судей Меньшова С.В, Фоминова Р.Ю,
при секретаре судебного заседания Богдановой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Александровой Н.В, Чернухиной Е.В, Медведева А.В. к администрации г. Ставрополя, СМУП "Фаун", ООО "Эко-Сити", ООО "Экология" о прекращении опасной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, о запрете осуществлять опасную деятельность
по апелляционным жалобам директора ООО "Эко - Сити" Фурсина А.Ю, представителя ответчика администрации г. Ставрополя по доверенности Лянгузовой С.Н. на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 15 декабря 2017 года.
установила:
Александрова Н.В, Чернухина Е.В, Медведев А.В. обратились в суд с иском к администрации г. Ставрополя, СМУП "Фаун", ООО "Эко-Сити", ООО "Экология" о прекращении опасной деятельности ООО "Экология", ООО"Эко-Сити" и иных лиц по обращению с отходами в части сбора, обработки, накопления и размещения отходов I-IV классов опасности на землях северо-восточнее х. Нижнерусский Шпаковского района Ставропольского края, как осуществляемую с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Кроме того, просили запретить администрации г.Ставрополя и СМУП "Фаун" осуществлять опасную деятельность с отходами, а именно, их транспортировку, размещение и хранение на землях северо-восточнее х. Нижнерусский Шпаковского района Ставропольского края, как осуществляемую с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В обоснование иска указали, что в 2014 году ООО "Экология" недалеко от хутора Нижнерусский Шпаковского района построен "Завод по переработке и полигон для утилизации твердых бытовых отходов северо-восточнее х.Нижнерусский на землях Шпаковского района Ставропольского края 1очередь", состоящий из цеха сортировки и полигона для размещения отходов. Эксплуатирует данный объект и осуществляет деятельность по обращению с отходами в части сбора, обработки, накопления и размещения отходов I-IV классов опасности ООО "Эко-Сити". Объект размещения отходов расположен в южной части горного отвода крупнейшего в Российской Федерации Северо-Ставропольского подземного хранилища газа, являющегося в соответствии с государственным реестром Ростехнадзора и согласно Федерального закона от 30.12.2008 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" опасным производственным объектом, участком с особым статусом использования земель, эксплуатацию которого осуществляет ООО "Газпром ПХГ". Факт осуществления оспариваемой экономической деятельности в границах горного отвода никем и ничем не опровергнут. ОАО "СевКавНИПИгаз" как разработчик проектных решений по эксплуатации данного ПХГ и как организация, осуществляющая авторский надзор за производственными процессами на данном ПХГ, разработало проект горного отвода Северо-Ставропольского ПХГ, из которого видно, что газ залегает непосредственно под участком застройки. Детальность по обращению с отходами в части сбора, обработки, накопления и размещения отходов I-IV классов опасности на указанном земельном участке провоцирует газопроявление (выход природного газа на поверхность). Полигон ТБО является дополнительным источником техногенного воздействия на территории горного отвода ССПХГ, действующего с 1984 года. На полигоне ТБО толща бытовых отходов разогреваться до температуры 50 градусов на десятки метров, выделяя аммиак, сероводород, метан, создавая огнеопасные ситуации в районе расположения скважин, что создает прямую угрозу государственным интересам, общественной безопасности, здоровью и жизни населения Ставропольского края.
Другой угрозой от деятельности объекта является угроза загрязнения подземных запасов вод питьевого водоснабжения. Участок куда сбрасываются ТБО расположен на территории, формирующей поверхностный склонный сток, что значительно повышает опасность проникновения загрязняющих веществ в приповерхностные водоносные горизонты. Значительные уклоны поверхности приводят к формированию фильтрационных потоков с загрязняющими веществами на значительные расстояния. Скорости потока жидкости в среде зоны аэрации, сложенной песчаниками, могут достигать десятки километров в год. При этом на объекте отсутствуют надежные запорные глинистые экраны, слагающие зону аэрации, способные локализовать возможные потоки токсичных веществ. Так, в заключении ОАО "Оргстройпроект" от 21.12.2009 указано на непригодность земельного участка для осуществления деятельности полигона ввиду наличия естественных ресурсов подземных вод, пригодных для питьевых нужд, и наличием внизу лежащих грунтов в виде известняка, которые образуют риски проникновения в дальнейшем фильтрата в водоносные горизонты пресной воды, что повлечет за собой заражение питьевой воды каптированных родников, питающих водозабор ст. Рождественской, фильтратом.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края также сообщило, что на территории Верхнерусского муниципального образования располагается разведанное Пелагиадское месторождение подземных пресных (питьевых) вод среднесарматского водоносного горизонта, открытого и разведанного ОАО "Кавказгидрогеология" в 2006-2007 годах по заказу администрации г. Ставрополя от 30.05.2005 N 01/1-291-7 и Правительства Ставропольского края от 17.07.2006 N 07-13/2151 для подготовки ресурсной базы пресных вод с целью питьевого водоснабжения г.Ставрополя в период чрезвычайных ситуаций. Согласно данным экспертиз "в геологическом строении участок представлен трещиноватыми и сильнотрещиноватыми известняками. Глинистые грунты, необходимые для устройства противофильтрационных экранов и защиты пресных вод от загрязнения, отсутствуют. Более того, в 1800 метрах на северо-восток от отходоперерабатывающего комплекса находится водозабор центрального водоснабжения станицы Рождественской, базирующийся на использовании подземных вод и родников, расположенных в верховодьях реки Чибрик. Оспариваемая деятельность по переработке и утилизации ТБО влечет за собой заражение пресной воды и источников питьевого водоснабжения станицы Рождественской фильтратом, что приведет к экологической катастрофе. Река Русская и ее приток Чибрик питают Новотроицкое водохранилище, которое в свою очередь является источником водоснабжения многочисленных населенных пунктов Ставропольского края. Земельный участок, в пределах которого находится опасный объект, расположен в границах 3 пояса зоны санитарной охраны Пелагиадского участка Среднесарматского водоносного горизонта, запасы которого утверждены ТКЗ "Ставропольнедра" для водоснабжения г. Ставрополя в период чрезвычайных ситуаций.
Факт того, что в воды Среднесарматского водоносного горизонта попадают недопустимые, опасные для здоровья бактерии доказывает экспертиза N 19627-19630 от 04.08.2014, проведенная "Россельхознадзор" по результатам бактериологических исследований. Заказчиком ее был ГУПСК"Государственный центр мониторинга окружающей среды и обращения с отходами". Пробы брались из четырех родников, в итоге обнаружены термотолерантные и общие колиформные бактерии, любое присутствие которых в воде не допускается. Об этом предупреждал ранее Лермонтовский проектно-изыскательский институт "Оргстройпроект", который проводил инженерно-геологические изыскания площадок под размещение отходоперерабатывающего комплекса. Специалисты пришли к выводу, что "площадка, расположенная в районе х. Нижнерусского, непригодна для устройства полигона, так как сложена известняками средней прочности, что потребует производства дорогостоящих земляных работ, на территории отсутствуют грунты, необходимые для устройства противофильтрационного экрана, создания изолирующих слоев и в последующем выполнения работ по рекультивации объекта.
Наличие в относительной близости естественных ресурсов подземных вод, пригодных для питьевых нужд, накладывает особые риски расположения полигона ТБО на площадке в районе х. Нижнерусского. Даже использование искусственных изолирующих материалов не дает гарантии защищенности подземных ресурсов питьевой воды от негативного воздействия полигона ТБО ввиду их низкой устойчивости к механическим повреждениям и отсутствием достоверной информации о сроке сохранения их противофильтрационных свойств" (заключение от 21.12.2009 года).
Кроме этого, площадка действующего полигона находится на плато высотой 140-150 метров над уровнем рек Русской, Чибрик в долинах которых расположены поселения. Независимо от розы ветров происходит разнос легковесных бытовых отходов с плато в долины рек и населенные пункты. А, учитывая наличие газонасыщенных линз и дизъюнктивных нарушений в верхних горизонтах горного отвода, осуществление оспариваемой деятельности провоцирует и может вызвать нежелательные последствия в виде грифонов и возникновение лесных пожаров в блажащем лесном массиве (письмо ООО"Газпром ПХГ" от 13.09.2010 N 19/01-1662).
Проект строительства завода и полигона получил положительное заключение государственной экологической экспертизы в 2011 году. Однако из вышеуказанного следует, что данная экспертиза проведена с нарушением порядка и процедуры проведения экспертизы, установленного статьей 14 Федерального Закона Российской Федерации N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", так как была составлена на основании неполной документации. В основу экспертизы положены сведения о геологических и гидрогеологических изысканиях участка, выполненных ОАО "СЕВКАВГЕОЛОГИЯ". Между тем, недропользователь указал, что при обследовании территории не обнаружено следов изысканий, да и изыскательские работы на данной территории не могли быть проведены без согласования с недропользователем. При этом ООО"Экология" пыталось оспорить первоначальный отказ Управления по Недропользованию по Ставропольскому краю от 19.10.2011 в выдаче разрешения на застройку горного отвода, находящегося в пользовании ООО"Газпром ПХГ", однако иск оставлен без рассмотрения в связи с повторной неявкой истца ООО "Экология". Такое завершение судебного спора свидетельствует о законности оспариваемого отказа Управления, поскольку оставление иска без рассмотрения равносильно тому, что отказ не обжалован.
Таким образом, на данный момент существует два действующих противоположенных друг другу заключения, в связи с чем выводы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы могут и должны быть подвергнуты сомнению.
Дополнительно просили суд обратить внимание, что в данном иске не заявляется о незаконности строительства, расположения объекта, а оспаривается деятельность, осуществляемая в определенной местности без учета ее геологических и гидрогеологических характеристик, образующая реальную угрозу жизни и здоровью людей. Спорные правоотношения возникли из нарушения ответчиками прав населения края на благоприятную окружающую среду.
Кроме этого, на данный полигон будет вывозиться и складироваться мусор со всего города Ставрополя. Данное обстоятельство только усугубит и так неблагоприятную на данный момент экологическую обстановку на участке и ускорит наступление экологической катастрофы. При этом ответчик могут использовать городской полигон для хранения мусора.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 15 декабря 2017 года исковые требования Александровой Н.В, Чернухиной Е.В, Медведева А.В. удовлетворены. Суд решилпрекратить опасную деятельность ООО "Экология", ООО "Эко-Сити" и иных лиц по обращению с отходами в части сбора, обработки, накопления и размещения отходов I-IV классов опасности на землях северо-восточнее х. Нижнерусский Шпаковского района Ставропольского края как осуществляемую с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и создающую угрозу для объектов окружающей среды на прилегающей к данному объекту территории; запретил администрации г. Ставрополя, СМУП "Фаун" осуществлять опасную деятельность с отходами, а именно, их транспортировку, размещение и хранение на землях северо-восточнее х. Нижнерусский Шпаковского района Ставропольского края как осуществляемую с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и создающую угрозу для объектов окружающей среды на прилегающей к данному объекту территории; взыскал с ООО "Экосити", ООО "Экология" солидарно в пользу экспертного учреждения - ФБУ Российский Федеральный центр судебной экспертизы при министерстве юстиции Российской Федерации - расходы за производство экспертизы (заключение от 05.04.2017 года) в сумме 249887, 80 руб, а также за проведение дополнительной экспертизы (заключение от 05.10.2017 года) в сумме 531303,50руб.
Не согласившись с указанным решением, директор ООО "Эко - Сити" Фурсин А.Ю. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Суд указал как на установленные им обстоятельства, в части того, что на полигоне ТБО толща бытовых отходов разогреваться до температуры 50 градусов на десятки метров, выделяя аммиак, сероводород, метан, создавая огнеопасные ситуации в районе расположения скважин, что создает прямую угрозу государственным интересам, общественной безопасности, здоровью и жизни населения Ставропольского края. При этом данные обстоятельства были установлены судом из письма ОАО "СевКавНИПИгаз" (л.д. 23-24) и не подтверждается больше никакими материалами дела.
Считает, что данный вопрос требует специальных знаний и в соответствии со ст. 79 ГПК РФ может быть определен только путем назначения судом и проведения соответствующей экспертизы, подтверждающей данные обстоятельства. Однако такой экспертизы судом не назначалось и в заключении эксперта Федерального бюджетного учреждения РФ - центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. Заключение эксперта N2043/28-2, 2060-2062/28-2 от 05.10.2017г. данный вопрос также не рассматривался.
Суд также в решении ссылается на проект горного отвода Северо-Ставропольского ПХГ (разработчик ОАО "СевКавНИПИгаз"), из которого, как установлено судом, видно, что газ залегает непосредственно под участком застройки, деятельность по обращению с отходами провоцирует газопроявление, полигон это источник техногенного воздействия и т.д. При этом материалы дела вышеуказанного проекта не содержат, однако суд в решении делает выводы, основываясь на вышеуказанный проект, чем напрямую нарушает п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенных в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Кроме того, несостоятельна ссылка суда в решении на заключение ОАО"Оргстройпроект" от 21.12.2009, поскольку решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 06.09.2013 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 21.01.2014 г, заключение по результатам рассмотрения материалов инженерно - геологических изысканий площадок под размещение Ставропольского экологического отходоперерабатывающего комплекса "Технопарк" от 21 декабря 2009г. было представлено в судебном заседании в виде копии документа, оригинал документа суду не представлен.
Учитывая наличие в материалах дела письма ОАО ЛПИ "Оргстройпроект", которым полностью опровергается факт подготовки ОАОЛПИ "Оргстройпроект" заключения по результатам рассмотрения материалов инженерно - геологических изысканий площадок под размещение Ставропольского экологического отходоперерабатывающего комплекса "Технопарк" от 21 декабря 2009 г, суд не счел доказанными обстоятельства, указанные в этом заключении.
В материалах дела имеется технический отчет ОАО "Севкавгеология" за 2009 года, который был представлен истцами. Однако в данном документе ни о каких трещиноватых и сильнотрещиноватых известняках, отсутствии глинястых грунтов, наличии водозабров, подземных вод и родников речи не идет. Такого текста вообще в техническом отчете ОАО "Севкавгеология" 2009года не существует.
Более того, выводы вышеуказанного технического отчета прямо противоположные и указывают, что результаты изысканий свидетельствуют о возможности строительства площадки захоронения отходов на изученной территории
Кроме того, в материалы дела не было представлено каких-либо доказательств, подтверждающих отнесение в установленном действующим законодательством порядке водных объектов, подземных вод, либо запасов подземных вод Пелагиадского участка Среднесарматского водоносного горизонта к источникам питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, рекреационного либо культурно-бытового использования и установления для данного водного объекта границы и режимов зон санитарной охраны.
Считает несостоятельным вывод суда о расположении опасного объекта в границах 3 пояса зоны санитарной охраны Пелагиадского участка Среднесарматского водоносного горизонта, запасы которого утверждены ТКЗ "Ставропольнедра" для водоснабжения г. Ставрополя в период чрезвычайных ситуаций, поскольку он не подтверждается материалами дела.
Не соответствуют материалам дела и показания свидетеля А.Г.П, более того противоречат им. Представленные в материалы дела протокол исследований N 0048 от 21.03.2016 г, протокол лабораторных исследований N2822 от 04.09.2015 г, протокол исследований N 0172 от 11.09.2015 г, протокол испытаний N 990п от 21.09.2015 г, протокол испытаний N 991п от 21.09.2015 г, протокол испытаний N 992п от 21.09.2015 г. подтверждают обстоятельства того, что ни в воздухе, ни в почве, ни в воде никаких превышений ПДК нет и не было. При этом по результатам взятых проб по адресу участка А.Г.П. (х... ) и с ее присутствием превышений ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест (ГН 2.1.6.1338- 03) не обнаружено, также шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) не превысил допустимых значений.
Считают, что в заключении эксперта Федерального бюджетного учреждения РФ - центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации не проведено полное исследование представленных материалов и документов и не дано соответственно обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ними вопросам. Из заключения не понятно, как было проведенного исследование представленных материалов и документов, на основании каких данных и какого анализа сделаны выводы, чем они мотивированы и обоснованы.
Экспертами в рамках проводимых исследований вопросы геологического строения территории не рассматривались. Вместе с тем, в материалах дела также отсутствуют какие - либо инженерно - геологические изыскания, которые могли быть взяты экспертами за основу. Более того, геологические изыскания после 2012 года не проводились на данной территории, то есть прошло уже более 3 лет, и превышена давность срока их использования. Считает, что выводы экспертов о геологическом строении и рельефе территории, которые способствуют распространению загрязняющих веществ как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях, то есть в направлении расположения ближайших вышеуказанных населённых пунктов, не указывают содержание и результаты исследований с их обоснованием.
Экспертами также не учтено следующее: рассматриваемый объект расположен за границей населенных пунктов; на территории расположения объекта и вблизи объекта не имеется лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон; объект расположен за границами водоохранных зон; объект не расположен на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Иное не подтверждается материалами дела и не установлено экспертами.
Ссылается на то, что в указанных в табл.7 содержания подвижных соединений тяжёлых металлов, не превышающих установленных нормативов для почв ПДК, отсутствует ссылка на нормативный документ, в соответствии с которым был произведен отбор проб почвы (требование в соответствии с ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий). Указанные в табл.8 содержания водорастворимых соединений тяжёлых металлов, в пробах природных вод не превышают установленных ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения и объектов культурно-бытового назначения. В экспертном заключении не приведены данные, на основании каких подтверждающих документов объекты - наблюдательные контрольные скважины (скважина 1, скважина 2), артезианская скважина (дом 105 в станице Рождественская), родника (около хутора Нижнерусский) относятся к водным объектам рыбохозяйственного или культурно-бытового назначения и подпадают под действие ГН 2.1.5.1315-03 и Приказа Росрыболовства от 18.01.2010 N 20.
Не обоснованы выводы о том, что содержание металлов в фильтрате полигона (кадмия, меди, никеля, хрома, железа, калия, натрия) превышает ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения; кадмия, никеля, железа превышает ПДК для водных объектов хозяйственно- питьевого и культурно-бытового водопользования.
Каких - либо иных доказательств, подтверждающих отнесение фильтрата полигона к воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования материалы дела не содержат.
Фильтрат полигона не относится к водным объектам рыбохозяйственного значения, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов. В связи с чем применение Приказа Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 и указание на превышение фильтрата полигона по ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения также не допустимо.
Экспертами не приведены данные, на основании каких подтверждающих документов водные объекты, из которых отбирались пробы (скважина 1, скважина 2, вода из дома 105, вода из родника) отнесены к объектам рыбохозяйственного или культурно- бытового назначения.
Считает не соответствующим обстоятельствам дела доводы о том, что деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности на объекте размещения отходов "полигон захоронения твёрдых коммунальных отходов", расположенном по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, х.Нижнерусский, ул. Карьерная, 2, представляет угрозу для компонентов окружающей среды на прилегающей к полигону территории: почв, поверхностных и подземных вод, растительности и может привести к загрязнению почв и природных вод, ухудшению условий для произрастания растительности и т.п. В материалах дела отсутствуют данные подтверждающие, что ООО "Эко - Сити" был причинен вред окружающей среде. Материалами дела также не подтверждается причинение вреда или создание угрозы нового вреда в результате деятельности ООО "Эко - Сити", а также нарушение требований в области охраны окружающей среды, носящих неустранимый характер.
Считает, что оснований для прекращения деятельности ООО "Эко - Сити" по обращению с отходами I-IV классов опасности у суда не имелось, поскольку прекращение деятельности ООО "Эко - Сити" повлечет за собой увольнение более 130 работников предприятия и нарушение потоков отходов на территории Ставропольского края со стороны населения и организаций и как следствие возникновение новых стихийных свалок, которые повлекут за собой нарушение санитарных норм и правил, будут наносить вред окружающей среде и нарушать права граждан на благоприятную окружающую среду. Считает, что суд не принял во внимание вышеуказанные факторы и не установилсоразмерность возможных последствий в случае прекращения деятельности ООО "Эко - Сити".
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г.Ставрополя по доверенности Лянгузова С.Н. просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований о запрете администрации города Ставрополя осуществлять опасную деятельность с отходами, а именно, их транспортировку, размещение и хранение на землях северо-восточнее Нижнерусский Шпаковского района Ставропольского края, как осуществляемую с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, принять по делу новое решение, которым отказать истцам в удовлетворении заявленного к администрации города Ставрополя требования. Указывает, что ни администрация города Ставрополя, ни ее структурные подразделения: комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя и комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя не осуществляют опасную деятельность с отходами, а именно их транспортировку, смещение и хранение на землях северо-восточнее х. Нижнерусский Шпаковского района Ставропольского края. Таким образом, администрация города Ставрополя является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ООО "Эко - Сити" истец Чернухина Е.В. и представитель истцов по доверенностям Фишер С.Ф. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО"Эко - Сити" без удовлетворения.
Также свои письменные возражения представили представитель третьего лица Департамента Росприроднадзора по СКФО по доверенности ОрлянскийИ.В. и представитель третьего лица филиала ООО "Газпром ПХГ" "Ставропольское управление подземного хранения газа" по доверенности Кошельняк И.В.
Исследовав материалы дела, выслушав в заседании судебной коллегии лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как установлено судом первой инстанции, спорный объект размещения отходов размещен в южной части горного отвода крупнейшего в Российской Федерации Северо-Ставропольского подземного хранилища газа, являющегося в соответствии с государственным реестром Ростехнадзора и согласно Федерального закона от 30.12.2008 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" опасным производственным объектом, участком с особым статусом использования земель, эксплуатацию которого осуществляет ООО"Газпром ПХГ".
ОАО "СевКавНИПИгаз" как разработчик проектных решений по эксплуатации данного ПХГ и как организация, осуществляющая авторский надзор за производственными процессами на данном ПХГ, разработало проект горного отвода Северо-Ставропольского ПХГ, из которого видно, что газ залегает непосредственно под участком застройки. Детальность по обращению с отходами в части сбора, обработки, накопления и размещения отходов I-IV классов опасности на указанном земельном участке провоцирует газопроявление (выход природного газа на поверхность). Полигон ТБО является дополнительным источником техногенного воздействия на территории горного отвода ССПХГ, действующего с 1984 года. На полигоне ТБО толща бытовых отходов разогреваться до температуры 50 градусов на десятки метров, выделяя аммиак, сероводород, метан, создавая огнеопасные ситуации в районе расположения скважин, что создает прямую угрозу государственным интересам, общественной безопасности, здоровью и жизни населения Ставропольского края.
Вместе с тем, согласно данным технического отчета ОАО"Севкавгеология" 2009 года результаты геологических и гидрогеологических изысканий свидетельствуют о возможности строительства площадки захоронения отходов на изученной территории. Однако глубина залегания УГВ в 6 - 6,5 м. С учетом возможных сезонных колебаний позволяет рекомендовать сооружение котлованов для захоронения отходов глубиной не более 4 м.
Определением суда от 23 ноября 2016 г. назначено проведение судебной экологической экспертизы. Согласно заключения эксперта N 4837-4840/28-2 от 05.04.2017 года эксперты пришли к выводу о том, что деятельность ООО"Эко-Сити" по обращению с отходами I-IV классов опасности на объекте размещения отходов "полигон захоронения твёрдых коммунальных отходов", расположенном по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, х.Нижнерусский, ул. Карьерная, 2, может представлять угрозу для компонентов окружающей среды: почв, растительности, поверхностных и подземных вод (в том числе среднесарматского водоносного горизонта), атмосферного воздуха. Для более полного решения вопросов 1 и 2 необходимы дополнительные сведения и натурные исследования, перечисленные в синтезирующей части настоящего заключения.
Исходя из представленных материалов дела, эксперты пришли к заключению о том, что деятельность ООО "Эко-Сити" по обращению с отходами I-IV классов опасности на объекте размещения отходов "полигон захоронения твёрдых коммунальных отходов", расположенном по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, х. Нижнерусский, ул. Карьерная, 2, может оказывать негативное воздействие на Северо-Ставропольское подземное хранилище газа ООО "Газпром ПХГ". Для более полного решения вопроса необходимы дополнительные сведения и натурные исследования, перечисленные в синтезирующей части настоящего заключения.
Определением суда от 24 мая 2017 года назначено проведение дополнительной экологической экспертизы.
При подготовке заключения эксперта N 2043/28-2, 2060-2062/28-2 от 05октября 2017 года экспертами Г.Н.Ю, В.М.Ю, Ш.Е.В. 11 июля 2017 года проводился осмотр места рассматриваемого события в присутствии сторон. Экспертами также осуществлялся отбор проб объектов почвенно-экологического происхождения и природных вод на полигоне, из контрольных скважин, на внешней овалкой полигона, на территории между станицей Рождественской и полигонов, из артезианской скважины, из родника около хутора Нижнерусский.
В синтезирующей части заключении экспертов указано, что, проанализировав представленные документы, нормативные правовые акты и литературные источники, данные экспертного осмотра места рассматриваемого события и результаты лабораторных исследований, эксперты констатирует нижеследующее. Рассматриваемая территория характеризуется сложным сочетанием природных и природно-антропогенных условий и факторов. В пределах участка находится Северо-Ставропольское подземное хранилище газа (ПХГ), в южной части горного отвода которого с 2014 года существует мусороперерабатывающий комплекс: полигон ТБО и цех сортировки отходов. Также имеются участки заброшенных и действующих известняковых карьеров. Участок полигона ТБО расположен на плато, покатые склоны которого обращены к станице Рождественская и хутору Нижнерусский, что обуславливает возможность распространения продуктов разложения и трансформации отходов, содержащих загрязняющие вещества, по существующему уклону поверхности по направлению к обоим указанным населённым пунктам. Согласно представленным материалам дела и результатам экспертного осмотра на полигоне ТБО отсутствуют запорные глинистые (противофильтрационные) экраны, а также не производится переслаивание слоев размещаемых отходов слоями грунта, что могло бы предотвратить миграцию веществ на прилегающие участки местности и загрязнение почв и водных объектов, как то предусмотрено п.п. 2.3,3.7 и 5.1 СП 2.1.7.1038-01 "2.1.7. Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов". Как следует из п. 2.1 вышеуказанного нормативного документа, "полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать, санитарно-эпидемиологическую безопасность населения". В 1800 метрах на северо-восток от полигона и мусороперерабатывающего комплекса ООО "Эко-Сити" находится водозабор, основу питания которого составляют подземные воды и родники верховий реки Чибрик, питающей, кроме того Новотроицкое водохранилище, которое, в свою очередь, является источником водоснабжения многочисленных населенных пунктов Ставропольского края. Рассматриваемый земельный участок расположен в границах 3 пояса зоны санитарной охраны Пелагиадского участка Среднесарматского водоносного горизонта, запасы которого утверждены ТКЗ "Ставропольнедра" для водоснабжения Ставрополя в период чрезвычайных ситуаций. В геологическом отношении территория сложена трещиноватыми и сильнотрещиноватыми известняками, на дневную поверхность выходят четвертичные отложения, представляющие собой сочетание слоев высокопроницаемых песков и известняка, вмещающих грунтовые воды, питающиеся атмосферными осадками и имеющие выходы на поверхность в виде родников. Таким образом, имеется прямая гидродинамическая связь приповерхностных проницаемых отложений с дневной поверхностью. Уклон пластов структуры в северо-западном направлении определяет правление стока грунтовых вод в направлении станицы Рождественская и хутора Нижнерусский. Следовательно, геологическое строение и рельеф территории способствуют распространению загрязняющих веществ как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях, то есть в направлении расположения ближайших вышеуказанных населённых пунктов. Дополнительным обстоятельством, увеличивающим экологические риски нахождения полигона ТБО и мусороперерабатывающего комплекса на осматриваемой территории, является наличие Ставропольского подземного хранилища газа ОАО "Газпром" (ПХГ). В результате формирования искусственных газовых залежей изменяются природные биогеохимические циклы метана в почвах, при этом почвенный покров функционирует как двусторонняя вертикальная и горизонтальная мембрана, экранирующая и дифференцирующая мигрирующие потоки метана [20-24]. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что создание и эксплуатация ПХГ оказывает наибольшую техногенную нагрузку на геологическую среду и подземные воды [21, 24]. [Подземное хранение газа - технологический процесс закачки, отбора и хранения газа в пластах-коллекторах и выработках-ёмкостях, созданных в различных горных породах]. Подземное хранилище газа (ПХГ) - это комплекс инженерно-технических сооружений в пластах-коллекторах геологических структур, горных выработках, а также в выработках-ёмкостях, предназначенных: для закачки, хранения и последующего отбора газа, который включает участок недр, ограниченный горным отводом, фонд скважин различного назначения, системы сбора и подготовки газа, компрессорные цеха. Очевидно, что любая иная хозяйственная деятельность на территориях расположения ПХГ (или в зоне горного отвода ПХГ), являющихся опасными производственными объектами, увеличивает экологические риски и повышает вероятность возникновения аварийных ситуаций и ухудшения экологической обстановки. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Согласно ст. 12 того же Федерального закона, п. 2: определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований, п. 3: на территориях объектов размещения отходов и в пределах их действия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, п. 5: запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как следует из нормативного документа "СП 2.1.7.1038-01. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых, бытовых отходов", п. 3.1: при выборе участка для устройства полигона ТБО следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Не допускается размещение полигонов на территории зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников; во всех зонах охраны курортов; в местах выхода на поверхность трещиноватых пород; в местах выклинивания водоносных горизонтов, а также местах массового отдыха населения и оздоровительных учреждений;
п. 3.3: участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Полигон для твердых бытовых отходов желательно размещать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей и открытых водоемов, вблизи расположенных населенных пунктов;
п. 3.7: по всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона;
п. 3.8: с учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТБО учитывается возможность образования в их толще жидкой фазы - фильтрата.
Лабораторные исследования проб объектов почвенно-геологического происхождения, пробы фильтрата полигона и проб природных вод, отобранных при экспертном осмотре, показали следующее: почвы территории имеют слабощелочную и щелочную реакцию водной вытяжки, являются среднегумусированными, имеют среднюю степень обеспеченности доступными для растений соединениями фосфора, среднюю и повышенную степень обеспеченности обменным калием.
Содержание подвижных соединений тяжёлых металлов (кадмия, цинка, свинца, меди, никеля, кобальта, хрома) не превышает установленных нормативами для почв предельно допустимых концентраций.
Содержание водорастворимых соединений вышеперечисленных тяжёлых металлов, а также железа, натрия и калия в пробах природных вод также не превышает установленных ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения и объектов культурно-бытового назначения.
Содержание металлов в фильтрате полигона, а именно:
? кадмия в 15,2 раза, меди в 599раз, никеля в 11,4 раза, хрома в 57,5 раз, железа в 119 раз, калия в 29 раз, натрия в 19,5 раз превышает ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения,
? кадмия в 76 раз, никеля в 55,7 раза, железа в 11,9 раза превышает ПДК для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.
Исходя из изложенного и на основании своих специальных знаний, опыта экспертной работы и исследования представленных материалов гражданского дела, эксперты приходят к заключению о том, что деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности на объекте размещения отходов "полигон захоронения твёрдых коммунальных отходов", расположенном по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, х. Нижнерусекий, ул. Карьерная, 2, представляет угрозу для компонентов окружающей среды на прилегающей к полигону территории: почв, поверхностных и подземных вод, растительности и может привести к загрязнению почв и природных вод, ухудшению условий для произрастания растительности и т.п.
Данная угроза является значительной с экологической точки зрения по следующим причинам:
геологическое строение, а именно, наличие залегающих близко к поверхности трещиноватых известняков, перекрытых тонким слоем рыхлых выветрелых песчаников и отсутствие глинистого водоупора способствуют беспрепятственному распространению загрязняющих веществ в водоносные слои,
геоморфология (рельеф) территории, то есть расположение полигона ТБО на плато, покатые склоны которого ориентированы в направлении станицы Рождественская и хутора Нижнерусский, также способствует распространению загрязняющих веществ на более низкие элементы рельефа. При этом комиссия экспертов считает, что на момент проведения экспертного осмотра рассматриваемой территории причинно-следственной связи между экологическим состоянием объектов окружающей среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, и эксплуатацией указанного полигона, не имелось, поскольку полигон существует непродолжительный период и функционирует только 3 года. Однако при сохранении текущей ситуации в течение скольких лет возможно загрязнение прилегающей местности тяжёлыми металлами и легкорастворимыми солями (соединениями натрия и калия), особенно в периоды снеготаяния и сильных летних атмосферных осадков.
В выводах заключения экспертов указано, что в результате деятельности ООО "Эко-Сити" по обращению с отходами I-IV классов опасности на объекте размещения отходов "полигон захоронения твёрдых коммунальных отходов", расположенном по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, х.Нижнерусский, ул. Карьерная, 2, существует угроза для объектов окружающей среды (почв, растительности, поверхностных и грунтовых вод) на прилегающей к нему территории. Данная угроза выражается в реальной возможности загрязнения поверхностных водных объектов и подземных вод, являющихся источником водоснабжения станицы Рождественская и хутора Нижнерусский, загрязняющими веществами, содержащимися в фильтрате полигона, концентрация которых многократно превышает установленные нормативы для водных объектов рыбохозяйственного назначения, а также хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, что может привести к загрязнению почв и ухудшению условий для произрастания растительности. С экологической точки зрения данная угроза является значительной по причинам, изложенным в синтезирующей части настоящего заключения. На момент проведения экспертного осмотра рассматриваемой территории причинно-следственной связи между экологическим состоянием объектов окружающей среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов "полигон захоронения твёрдых коммунальных отходов", расположенному по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, х. Нижнерусский, ул. Карьерная, 2, и эксплуатацией указанного полигона, не имелось.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования истцов, суд, исходя из установленных по делу обстоятельствах, руководствуясь ст. 1065 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67ГПК РФ, с учетом выводов судебной экспертизы, установив наличие с экологической точки зрения значительной угрозы для объектов окружающей среды, возникшей в результате деятельности ООО "Эко-Сити" по обращению с отходами I-IV классов опасности на объекте размещения отходов "полигон захоронения твердых бытовых коммунальных отходов", рассположенном в х. Нижнерусский, ул. Карьерная, 2 Шпаковского района Ставропольского края, пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, поскольку они не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на не правильном применении норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Предусмотренное приведенной нормой правило имеет предупредительное значение и корреспондирует указанному в ст. 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав - пресечению деятельности, создающей угрозу нарушения права. Основанием возникновения данного обязательства, связанного с предупреждением причинения вреда, является факт опасности причинения вреда в будущем. В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии со ст. 24 названного Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, должны осуществляться санитарно-противоэпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из представленного в суд апелляционной инстанции представителем ответчика ООО "Эко-Сити" акта освидетельствования скрытых работ N 2 от 20 апреля 2012 года ООО "КубаньСтройИнвест" выполнены следующие работы: укладка и сварка полотнищ геомембраны из полиэтилена высокой плотности площадью 52300 кв.м. на полигоне. Работы выполнены по проектной документации: раздел 4г "Содержание технологических решений" СН 551-82, Технологическая карта N 117. При выполнении работ применены геомембраны Carbofol 406, сертификат соответствия N 0300899.
Согласно акта N 1 приемки работ по устранению недостатков (дефектов), выявленных в период гарантийного срока от 2 октября 2012 года, заказчиком ООО "Экология" предъявлены подрядчику ООО "КубаньСтройИнвест" к устранению недостатки (дефекты) - механические повреждения нарушающие целостность профильтрационного экрана. Недостатки выявлены в период гарантийного срока после приемки противофильтрационного экрана из геомембраны Carbofol 406, смонтированной на полигоне ТБО на межмуниципальном зональном центре "отходоперерабатывающий комплекс" (Ставропольский край, Шпаковский район, участок находится примерно в 1200м от ориентира по направлению на северо - запад, ориентир с.Верхнерусское). Работы на указанном объекте велись на основании договора подряда N 03-2012/02 от 12.03.2012 г. Выполнение работ осуществлялось подрядной организацией - ООО "КубаньСтройИнвест", выполнившей монтаж противофильтрационного экрана из геомембраны Carbofol 406. Работы по монтажу геомембраны Carbofol 406 выполнены в сроки: начало работ - 01.04.2012г. окончание работ - 25.04.2012 г. Выполнено работ по договору подряда N03-2012/02 от 12.03.2012г. на сумму 1359559 рублей 42 коп.
ООО "КубаньСтройИнвест" осуществлен ремонт всех механических повреждений нарушающих целостность геомембраны Carbofol 406 в период с 30.09.2012 г. по 02.10.2012 г. Решением комиссии предъявленные работы по устранению механических повреждений, нарушающих целостность геомембраны Carbofol 406, - приняты.
Судебной коллегией установлено, что ответчик принимал мер для устранения выявленных нарушений, что подтверждается представленными актами.
Таким образом, недостатки (дефекты) - механические повреждения, нарушающие целостность профильтрационного экрана были устранены.
Предпринятые ответчиком меры исключили возникновение угрозы жизни и здоровью, и опасность причинения вреда в будущем.
Доводы истцов о том, что наличие в относительной близости естественных ресурсов подземных вод, пригодных для питьевых нужд, накладывает особые риски расположения полигона ТБО на площадке в районе х. Нижнерусского и что даже использование искусственных изолирующих материалов не дает гарантии защищенности подземных ресурсов питьевой воды от негативного воздействия полигона ТБО ввиду их низкой устойчивости к механическим повреждениям и отсутствием достоверной информации о сроке сохранения их противофильтрационных свойств, судебная коллегия отклоняет, поскольку они не нашли свое подтверждение.
В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ). Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов).
Согласно статье 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2).
По смыслу приведенных норм, установленные пунктом 1 статьи1065ГКРФ положения выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав. Для решения вопроса о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, должны быть представлены веские доказательства неустранимости выявленных недостатков, наличие которых создает угрозу причинения вреда, или нежелания их устранить.
Вина ответчиков в рассматриваемом случае, в отличие от деликтных и других гражданско-правовых обязательств, не презюмируется. Бремя доказывания возможности причинения в будущем вреда лежит на лице, обратившемся в суд, то есть на истцах.
Для удовлетворения иска, основанного на положениях названной нормы права, заинтересованное лицо должно доказать, какая именно деятельность ответчика может причинить в будущем вред и в чем конкретно он будет выражен.
Как следует их представленного в суд апелляционной инстанции представителем ответчика ООО "Эко-Сити" экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" по оценке результатов лабораторных исследований от 5 марта 2018 года N 86-л, согласно протоколов лабораторных исследований NN 2369-2372, почва соответствует СанПиН 2.1.71287-03 "Санитарно - эпидемиологические требования к качеству почвы". Оценка протоколов N 2605, 2606, 2607 от 1марта 2018 года не представляется возможной в связи с отсутствием норм на грунтовые и ливневые воды.
Иных доказательств, опровергающих результаты протокола лабораторных исследований, истцами не представлено, в материалах дела данные доказательства также отсутствуют.
Согласно выводам заключения судебной экологической экспертизы нахождение полигона ТБО в границах горного отвода Ставропольского подземного хранилища газа ОАО "Газпром" (ПХГ) не создает реальную опасность причинения вреда окружающей среде в будущем.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениях в недрах под полигоном ТБО полезные ископаемые отсутствуют (заключение Управления по недропользованию по Ставропольскому краю от 10.10.2012 г.
Истцами в обоснование заявленных требований представлена копия заключения ОАО "Оргстройпроект" от 21.12.2009 г, указывающего на непригодность земельного участка для осуществления деятельности полигона ввиду наличия естественных ресурсов подземных вод, пригодных для питьевых нужд, и наличием внизу лежащих грунтов в виде известняка, которые образуют риски проникновения в дальнейшем фильтрата в водоносные горизонты пресной воды, что повлечет за собой заражение питьевой воды каптированных родников, питающих водозабор с. Рождественской, фильтратом.
Однако согласно письма ОАО ЛПИ "Оргстройпроект" от 17.07.2013 г. вышеуказанное заключение специалистами общества не составлялось.
С учетом данного обстоятельства, при отсутствии оригинала судебная коллегия оценивает заключение ОАО "Оргстройпроект" от 21.12.2009 г. как недостоверное.
Согласно заключения государственной экологической экспертизы от 19августа 2010 года проекта "Строительство завода по переработке и полигона для утилизации твердых бытовых отходов северо-восточнее х. Нижнерусский на землях Шпаковского района Ставропольского края первая очередь" представленный в материалах рабочего проекта уровень воздействия на окружающую среду является допустимым. Материалы проекта с учетом предложений и рекомендаций могут быть одобрены и рекомендованы к реализации.
Как следует из указанного заключения государственной экологической экспертизы, площадка находится на водоразделе рек Чибрик и Русской за пределами охранных зон водных объектов (расстояние до рек Русская и Чибрик более 1 км.), лесного фонда, особо охраняемых природных территорий. Участок расположен в южной части горного отвода Северо-Ставропольского подземного хранилища газа. Скважины и сооружения обустройства промысла в пределах участка намечаемых работ отсутствуют, сдвижение земной поверхности не наблюдается. Застройка горного отвода Северо-Кавказского подземного хранилища газа не окажет негативного воздействия на эксплуатацию ПХГ.
Особенности рельефа района проведения работ определяют то, что уровни вод водоносного горизонта на участке проектируемого объекта в гипсометрическом отношении находятся ниже уровней Рождественского водозабора не менее, чем 15 м, что полностью исключает подтягивание подземных вод со стороны проектируемого объекта к водозабору ст. Рождественской. Направления подземного потока вод в целом совпадает с направлением уклона земной поверхности, то есть подземные воды движутся в северо-западном направлении.
Также на расстоянии более 2 км восточнее и северо-восточнее от участка проведения работ размещено Пелагиадское месторождение пресных подземных вод, расчет границ которого произведен в 2007 г. ОАО "Кавказгидрогеология" при выполнении поисково-оценочных работ для подготовки защищенного источника водоснабжения г. Ставрополя в период чрезвычайных ситуаций. В связи с расположением земельного участка для строительства завода по переработке ТБО и полигона ТЮО за пределами 3 пояса зоны горно-санитарной охраны Пелагиадского участка пресных подземных вод, а также в связи тем, что поверхностный сток от проектируемых объектов направлен в сторону - на юго-запад, запад и северо-запад от границы 3 пояса зоны горно-санитарной охраны установлено, что проектируемые объекты не должны оказать отрицательного влияния на формирование запасов пресных подземных вод Пелагиадского участка.
Для исключения загрязнения грунтовых вод просачиванием фильтрата предусмотрено устройство непроницаемого экрана путем укладки на дно котлованов специально предназначенной полимерной пленки (изоляция основания и откосов котлованов и устройство дренажа для отвода фильтрата (атмосферных и других вод, просачивающихся через отходы) в специальный резервуар фильтрата).
Поверхностные стоки, формирующиеся на территории участка, складирования, не могут попасть на прилегающую территорию, так как на любой стадии эксплуатации полигона участок складирования расположен ниже прилегающей территории.
Поверхностные стоки, формирующиеся на территории хоззоны, перехватываются водоотводной канавой хоззоны и через грязеотстойник поступают в резервуар фильтрата, откуда подаются на увлажнение рабочих карт.
Также с целью анализа возможного загрязнения подземных вод в районе проектируемого объекта были проведены изыскательские работы (бурение сети скважин глубиной до 13 метров) и исследование движения подземных вод, в результате чего установлено, что направление подземного потока вод в целом совпадает с направлением уклона земной поверхности, то есть подземные воды движутся в северо-западном направлении от нижнего правого угла к верхнему левому. В этих условиях:
- проникновение грунтовых вод со стороны полигона к Рождественскому групповому водозабору не представляется возможным - водозабор на другом берегу р. Чибрик, приток к нему грунтовых вод со стороны полигона не возможен; дополнительным барьером на пути возможного проникновения подземных или сточных вод со стороны полигона является наличие широкой лощины, проходящей в 1 км. Северо-восточнее полигона (отсекает полигон от участка водозабора);
- относительно нисходящих родников на правобережном склоне р. Русской между проектируемым объектом и с. Нижнерусским - естественной преградой на пути возможного продвижения грунтовых вод к этим источникам является балка - отвершек (правобережный приток р. Русской);
- водозаборная скважина Верхнерусского сельсовета находится вне возможного негативного влияния проектируемого объекта.
Таким образом, предлагаемые мероприятия позволят исключить загрязнение грунтовых вод фильтратом и не допустят попадание загрязненных поверхностных вод с территории полигона на прилегающий рельеф.
Вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 6.09.2013 г. в удовлетворении исковых требований БорисенкоН.Г, Александровой Н.В, Ивановой Р.Р, Екимовой В.А, Старжинской В.П, Васильевой Л.Н, Мишенковой Т.А, Катанаевой Т.А, Чернухиной Е.В., Леоновой Н.И, Леонова Н.Ф, Андрющенко О.В. о признании положительного заключения государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Средне-Кавказского Управления Ростехнадзора N 770 от 20.08.2010г. недействительным отказано.
Каких-либо доказательств недостоверности вышеуказанного заключения государственной экологической экспертизы истцами не представлено.
В соответствии с положительным заключением государственной экспертизы от 25.05.2010 г. проектная документация по вышеуказанному объекту соответствует требованиям нормативных технических документов и результатам инженерных изысканий, которые также соответствуют требованиям нормативных технических документов.
Согласно положительного заключения негосударственной экспертизы от 22.06.2012 г. проектная документация межмуниципального зонального центра "Отходоперерабатывающий комплекс" соответствует техническим регламентам (в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной и иной безопасности). Результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов.
Разрешением на ввод в эксплуатацию от 21 декабря 2012 года NRU26526302-18 разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта строительства межмуниципального зонального центра "Отходоперерабатывающий комплекс" северо-восточнее х. Нижнерусский на землях Шпаковского района Ставропольского края.
Решение суда первой инстанции основано на выводах судебной экологической экспертизы о реальности угрозы причинения экологического вреда. Фактически данное заключение основано на том, что фильтрат полигона при дальнейшей эксплуатации полигона может попасть в водные источники. Данное предположение не основано на достоверных геологических изысканиях, которые при проведении судебной экспертизы не проводились. Вместе с тем при строительстве полигона и при проведении государственной экологической экспертизы такие изыскания проводились, о чем указано выше.
Государственной экологической экспертизой установлено, что проникновение грунтовых вод со стороны полигона в сторону водозабора исключено ввиду особенностей геологического строения, описанных выше. Каких-либо объективных данных о недостоверности ранее проведенных геологических изысканий либо данных об изменении геологических характеристик истцами не представлено.
Таким образом, материалами дела не подтверждается причинение вреда или создание реальной угрозы нового вреда в результате деятельности ООО"Экология" и ООО "Эко-Сити", а также нарушение требований в области охраны окружающей среды, носящих неустранимый характер, в связи с чем оснований для прекращения деятельности ООО "Экология" и ООО "Эко - Сити" по обращению с отходами I-IV классов опасности у суда не имелось. Доказательств того, что находящийся в ведении ООО "Эко-Сти" полигон ТБО в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями не приведен, его дальнейшая эксплуатация создает угрозу причинения вреда в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье граждан, истцами не представлено.
Кроме того, судом не было учтено что, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 года N 408-п, на территории Шпаковского района и г. Ставрополя определены схемы потоков отходов на два объекта размещения отходов: ООО "Эко - Сити" (х.Нижнерусский) - 1096585 куб.м. с объемом принимаемых отходов и ООО"Полигон Яр" (г. Ставрополь) с объемом принимаемых отходов - 324415куб.м.
Эксплуатация полигонов ТБО является деятельностью по размещению отходов подлежащей лицензированию.
В соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного постановлением ПравительстваРФ от 26 августа 2006 г. N 254 ООО "Эко - Сити" осуществляет данную деятельность на основании лицензии.
Как следует из распечатки с официального сайта Департамента Росприроднадзора по Северо - Кавказскому федеральному округу, ООО "Эко- Сити" имеет лицензированный вид деятельности: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов 1-4 класса опасности, в части сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов 1-4 класса опасности.
ООО "Полигон Яр" имеет лицензированный вид деятельности: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов 1-4 класса опасности, только в части сбора и размещения отходов 1-4 класса. Как следует из разъяснения п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения. В целях установления наличия или отсутствия такого противоречия общественным интересам суд вправе вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, данный вопрос, а также предложить им представить соответствующие доказательства (статья 56, часть 1 статьи 57 ГПК РФ, статья 65, часть 2 статьи 66 АПК РФ). Суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абзац 2 пункта 2 статьи 1065 ГК РФ). Отказ в удовлетворении таких требований не препятствует предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного этой деятельностью.
Проанализировав вышеуказанные нормы материального права, учитывая, что истцами не представлены доказательства, подтверждающие возможность возникновения вреда в будущем, отсутствие у ООО "Полигон Яр" лицензии на транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание отходов 1-4 класса, прекращение деятельности ООО "Экология" и ООО "Эко-Сити" по эксплуатации полигона ТБО будет противоречить общественным интересам, поскольку приведет к нарушению потоков отходов на территории Ставропольского края со стороны населения и организаций и, как следствие, к возникновению новых стихийных свалок, которые влекут за собой нарушение санитарных норм и правил, будут наносить вред окружающей среде и нарушать права граждан на благоприятную окружающую среду.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции неправомерно удовлетворил заявленные исковые требования в связи с отсутствием оснований для этого.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 15 декабря 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Александровой Н.В, Чернухиной Е.В, Медведева А.В. к администрации города Ставрополя, СМУП "Фаун", ООО "Эко-Сити", ООО "Экология" о прекращении опасной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, о запрете осуществлять опасную деятельность отказать.
Апелляционные жалобы директора ООО "Эко - Сити" Фурсина А.Ю, представителя ответчика администрации г. Ставрополя по доверенности Лянгузовой С.Н.- удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.