Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Калоевой З.А.
судей Калединой Е.Г. и Шеховцовой Э.А.
при секретаре Будаговой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 апреля 2018 года
гражданское дело по апелляционной жалобе директора филиала ООО "Газпром межрегионгаз" в Александровском районе Романова Д.Н.
на решение Александровского районного суда Ставропольского края от 10 января 2018 года по иску Давудова М.Р. к Филиалу ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе о признании незаконными действий сотрудников филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе,
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.
УСТАНОВИЛА:
Давудов М.Р. обратился в суд с иском к Филиалу ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе Ставропольского края о признании незаконными действий сотрудников филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе, указав, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом по "... ". В его домовладении был установлен газовый счетчик марки СГД-ЗТ N0043617, 2010 года выпуска. 22 ноября 2013 года он заключил с ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" договор поставки газа для обеспечения коммунально - бытовых нужд граждан и с ОАО "Александровскрайгаз" договор на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийно-диспетчерское обслуживание. 17 апреля 2017 года во время осмотра счетчика, сотрудниками филиала в лице контролера Беденко Е.И. был составлен акт проверки, копию которого он не получил. По результатам проверки были выявлены замечания: отсутствует пломба заглушка заводом изготовителем, отсутствуют крепежные болты на счетном механизме, что нашло свое отражение в акте. С данным актом он не согласен, так как на счетном механизме пломбы отсутствуют частично, а так же имеются крепежные болты, однако согласно акта можно сделать вывод о том, что на счетчике, крепежные болты отсутствуют полностью. 26 апреля 2017 года он обратился с заявлением к ответчику о замене счетчика. 27 апреля 2017 года сотрудники филиала демонтировали счетчик. В результате осмотра установили, что на приборе учета газа отсутствует пломба наклейка - поставщика газа N 0001703 и N 004896, отсутствует клеймо на креплении счетного механизма завода изготовителя, отсутствуют крепежные механизмы к корпусу прибора учета газа, так же установлена что роторная пломба поставщика N 0001846 соединяющая гайки входного и выходного патрубка не нарушена. 07 апреля 2017 года им была внесена плата за газ в размере 6174 руб. 72 коп. 23 мая 2017 года после демонтажа газового счетчика и установления нового счетчика, им была внесена плата в размере 166 руб. 16 коп. В дальнейшем он узнал, что ответчиком в соответствии с п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 ему произведен перерасчет за потребленный газ на сумму 162042,68 руб. за период с 17 января 2017 года по 17 апреля 2017 года. Считает действия ответчика незаконными в части применения к нему указанных выше правил, так как в данному случае ответчик должен руководствоваться правилами утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 549 от 21 июля 2008 года. Считает, что ответчик незаконно применяет к нему доначисление задолженности по нормативам с применением повышающего коэффициента 10, кроме того ответчик нарушив процедуру уведомления о прекращении поставки газа, лишил его права досудебного урегулирования спора. С уведомлением о том, что ему необходимо погасить задолженность по газу в размере 158988 руб. 01 коп. в течение 20 дней не согласен, так как оплату за потребляемый газ он производил своевременно. Согласно экспертного заключения N188 от 12 октября 2017 года, ответчик обязан применять положения абзаца 2 пункта 28 правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, при этом сумма оплаты потребляемый газ в период неисправности прибора учета должна быть рассчитана за 6 месяцев и должна составлять не более 32408 рублей 54 копеек. В настоящее время истец оплатил незаконно начисленную задолженность по газу с повышающим коэффициентом 10, в связи с наступлением отопительного сезона в сумме 167 638 рублей, из которых 162042,68 рублей начисленная задолженность, пеня 5595,32 рубля. Неправильное применение нормативных актов, правил со стороны ответчика привело к существенному увеличению оплаты коммунально - бытовых услуг, переплата составила 129634,14 рубля.
Истец просил суд признать незаконными действия филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе о прекращении Давудову М.Р. поставку газа в виду образовавшейся задолженности и неуплаты в течении 2 расчетных периодов подряд, признать незаконными действия ответчика о переводе Давудова М.Р. на оплату за потребляемый газ по нормативам потребления с повышающим коэффициентом 10 на основании правил утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года и начислении задолженности в размере 162042,68 рублей, обязать ответчика произвести перерасчет незаконно начисленной задолженности в соответствии с правилами утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 549 от 21 июля 2011 года, взыскать с ответчика расходы по оплате услуг адвоката в сумме 30000 рублей, государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решением Александровского районного суда Ставропольского края от 10 января 2018 года исковые требования Давудова М.Р. удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе о переводе Давудова М.Р. на оплату за потребляемый газ по нормативам потребления с повышающим коэффициентом 10 на основании правил утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года и начислении задолженности в размере 162042,68 рублей.
Суд обязал ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе произвести перерасчет незаконно начисленной задолженности в соответствии с правилами утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 549 от 21 июля 2011 года.
Суд взыскал с ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе в пользу Давудова М.Р. расходы по оплате услуг адвоката в размере 20000 рублей, в остальной части в удовлетворении исковых требований о взыскании судебных расходов по оплате услуг адвоката отказать.
Суд взыскал с ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе в пользу Давудова М.Р. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований Давудова М.Р. в части признания незаконными действий филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе о прекращении Давудову М.Р. поставки газа в виду образовавшейся задолженности и неуплаты в течение 2 расчетных периодов подряд отказано.
В апелляционной жалобе директор филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе Романов Д.Н. просит решение суда отменить в части удовлетворения требований Давудова М.Р, указав, что 17 апреля 2017 года у Давудова М.Р. при контрольном снятии показаний индивидуальных приборов учета газа и проверки газового счетчика, контролером установлен факт отсутствия пломб заглушек завода изготовителя прибора учёта газа, отсутствие крепёжных болтов счетного механизма прибора учёта газа. Об этом нарушении Правил был составлен Акт, который был подписан Давудовым М.Р. На основании выявленных нарушений Правил Давудову М.Р. был произведен перерасчет. Такой перерасчет производиться за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учёта, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг и применением повышающего коэффициента 10. У Давудова М.Р. на 30 апреля 2017 года образовалась задолженность 158833,79 руб. 02 октября 2017 года истец оплатил задолженность и 05 октября 2017 года потребителю возобновлена поставка природного газа. При проведении экспертизы демонтированного счетчика было выявлено несанкционированное вмешательство в работу счетного механизма данного счетчика. На основании этих обстоятельств ответчиком обоснованно Давудову М.Р. был произведён перерасчет с применением повышающего коэффициента 10.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика - ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" по доверенности Батищева С.А. и Романова Д.Н, поддержавших доводы жалобы и просивших об отмене решения, истца Давудова М.Р. и его представителя адвоката Левченко В.В, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения в части удовлетворения иска,
в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Указанным требованиям обжалуемое решение суда не отвечает.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что доначисление ответчиком платы за потребленный газ, произведенное на основании п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, незаконно.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, Давудов М.Р. является собственником жилого дома по "... ", в котором установлен газовый счетчик марки СГД-ЗТ N0043617, 2010 года выпуска.
22 ноября 2013 года истец заключил с ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" договор поставки газа для обеспечения коммунально -бытовых нужд граждан и с ОАО "Александровскрайгаз" договор на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийно-диспетчерское обслуживание.
Согласно Акта проверки газового счетчика от 17 апреля 2017 года установлено отсутствие пломбы завода изготовителя, а также отсутствие крепежных болтов на счетном механизме. Пломбы поверителя нарушены. (л.д. 19).
В соответствии со статьями 2, 18 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом. Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
В силу статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным.
На основании п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон ( п. 1 ст. 544 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 543 ГК РФ предусмотрена обязанность абонента немедленно сообщать о неисправностях приборов учета энергии (газа) снабжающей организации.
Пунктом 24 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549 газа, установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии (пункт 25 Правил поставки газа).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 23 Правил поставки газа при наличии приборов учета газа поставщик вправе осуществлять определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 настоящих Правил.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О газоснабжении в РФ" Правительство РФ Постановлением от 21 июля 2008 года N 549 утвердило Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила поставки газа N 549).
Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Постановлением от 06 мая 2011 года N 354 Правительство РФ утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354).
Согласно пп. "б" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, Правила, утвержденные указанным Постановлением не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549.
В пункте 3 Постановления N 354 указано, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Из письма Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2012 г. N 12793-АП/14 "О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354" следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами предоставления коммунальных услуг.
Понятие несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа дано в п. 3.11 Методических рекомендаций расчета ущерба от несанкционированных подключений к сетям газораспределения и газопотребления и несанкционированных вмешательств в работу приборов учета газа, утвержденных Приказом Минэнерго России от 18 декабря 2015 года N 975.
Несанкционированным вмешательством в работу прибора учета газа является несанкционированное изменение в настройку и/или конструкцию прибора учета газа, умышленное повреждение прибора учета газа, не позволяющее производить достоверный учет потребленного газа, а также несанкционированное нарушение пломб прибора учета газа.
Правилами поставки газа от 21 июля 2008 года N 549 случаи несанкционированного вмешательства в работу прибора учета прямо не урегулированы, поэтому в данном случае подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг от 06 мая 2011 года N 354.
Пунктом 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 в редакции, действующей до внесения в них изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498) предусмотрено, что при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства.
Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.
Указанный пункт Правил является специальной нормой и предусматривает повышенную ответственность.
Иное толкование действующего законодательства свидетельствовало бы о том, что незаконное потребление коммунального ресурса является более выгодным.
Согласно имеющегося в материалах дела экспертного заключения N 188 от 12.10.2017 года, выполненного Эксперт-Профи (центр судебных экспертиз), на приборе учёта газа СГД-ЗТ, типоразмеро G6, заводской N 0043617, выпущенном в 2010 году, принадлежащем гражданину Давудову М.Р, проживающему по адресу: "... ", установлено вмешательство в работу счетного механизма не менее чем за шесть месяцев до проведения исследования. При условии отсутствия целостности пломбы завода-изготовителя или государственного поверителя хотя бы на одном винте крепления фонаря счетного механизма возможно вмешательство в работу счетного механизма прибора учета газа. При вскрытии счетного механизма во время исследования выявлено прикипание прокладки к пазу фонаря (фото14), что свидетельствует о вмешательстве в работу счетного механизма. Нарушение пломб завода-изготовителя без механического на них воздействия невозможно.
На приборе учета количества газа отсутствует одна пломба на винте крепления фонаря счетного механизма, устанавливаемая государственным поверителем при выпуске прибора во избежание несанкционированного доступа к счетному механизму.
Таким образом, экспертом установлено несанкционированное вмешательство.
При таких обстоятельствах, суду следовало руководствоваться положениями п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
Ссылка суда на выводы экспертного заключения о том, что филиал "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе не вправе применять положение п. 81 (11) правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, при расчете задолженности при несанкционированном вмешательстве в работу учета газа и обязан применять положения абзаца 2 пункта 28 правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, является ошибочным.
Эксперт не вправе определять какими нормами права следует руководствоваться ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" при начислении задолженности по оплате газа.
По смыслу нормы ч. 1 ст. 196 ГПК РФ какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам определяет суд.
При указанных обстоятельствах, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленного иска..
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Александровского районного суда Ставропольского края от 10 января 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе о прекращении Давудову М.Р. поставки газа в виду образовавшейся задолженности и неуплаты в течение 2 расчетных периодов подряд - оставить без изменения.
Этот же решение в остальной части отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Давудова М.Р. о признании незаконными действий филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе о переводе Давудова М.Р. на оплату за потребляемый газ по нормативам потребления с повышающим коэффициентом 10 на основании правил утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года и начислении задолженности в размере 162042,68 рублей, об обязании ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе произвести перерасчет незаконно начисленной задолженности в соответствии с правилами утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 549 от 21 июля 2011 года, взыскании с ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе в пользу Давудова М.Р. расходов по оплате услуг адвоката в размере 20000 рублей, взыскании с ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе в пользу Давудова Магомеда Рамазановича расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей - отказать.
Апелляционную жалобу директора филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Александровском районе Романова Д.Н. - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.