Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Минаева Е.В,
судей: Мирошниченко Д.С, Турлаева В.Н,
при секретаре судебного заседания Вяхиревой И.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Затонского В.Н. на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 24 января 2018 года по делу по исковому заявлению ОАО "Шпаковскрайгаз" к Затонскому В.Н, Погорелову Н.Н, Бондаренко Н.Н. об устранении нарушений законодательства, в сфере безопасности опасных производственных объектов,
заслушав доклад судьи Мирошниченко Д.С,
установила:
ОАО "Шпаковскрайгаз" обратилось в суд с иском к Затонскому В.Н, Погорелову Н.Н, Бондаренко Н.Н. об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности опасных производственных объектов.
В обоснование исковых требований указано, что ОАО "Шпаковскрайгаз" является специализированной организацией, которая владеет газораспределительной системой на законном основании, осуществляет эксплуатацию сети газораспределения и оказывает услугу по транспортировке газа по этой сети на территории Шпаковского района и части города Ставрополя. ОАО "Шпаковскрайгаз" несет эксплуатационную ответственность за безаварийную и безопасную работу сети газораспределения.
В апреле 2017 года при обследовании трасы газораспределительной сети, проходящей по улице "... " в селе Надежда Ставропольского края, обнаружено, что на участке N "... " непосредственно на распределительном подземном газопроводе среднего давления диаметром 325 мм возведено капитальное строение (сарай). Специалистами ОАО "Шпаковскрайгаз" совместно со специалистом управления муниципального хозяйства администрации Шпаковского муниципального района составлен акт обследования подземного газопровода от 12.10.2017.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 24 января 2018 года исковые требования удовлетворены.
На собственников земельного участка Затонского В.Н, Погорелова Н.Н, Бондаренко Н.Н. возложена обязанность снести объект капитального строительства на расстояние 4 м в каждую сторону от оси газопровода, расположенного в пределах земельного участка N "... " по ул. "... " в с. Надежда Шпаковского района, возведенный с нарушением нормативных расстояний от подземного газопровода среднего давления до фундаментов строений и сооружений. С ответчиков Затонского В.Н, Погорелова Н.Н, Бондаренко Н.Н. в пользу ОАО "Шпаковскрайгаз" взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 1334,00 руб. с каждого.
В апелляционной жалобе Затонский В.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в исковых требованиях истца отказать полностью. Считает, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела. Судом не было установлено, где именно находится охранная зона объектов системы газоснабжения. Ответчик Бондаренко Н.Н. не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.
В возражениях на апелляционную жалобу генеральный директор ОАО "Шпаковскрайгаз" Бурлаков П.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав Затонского В.Н, Погорелова Н.Н, Бондаренко Н.Н, которые просили жалобу удовлетворить, ссылаясь на доводы в ней изложенные, представителя ОАО "Шпаковскрайгаз" Велибекова Г.Н, который просил в удовлетворении жалобы отказать, ссылаясь на доводы изложенные в возражениях, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определено, что магистральные трубопроводы отнесены к опасным производственным объектам, на которые распространяются требования промышленной безопасности. Соблюдение требований промышленной безопасности, в том числе и режима охранных зон и зон минимально допустимых расстояний, обусловлено необходимостью беспрепятственного проведения планово-профилактических работ, диагностических обследований и осмотров трассы; сохранности объектов магистрального трубопроводного транспорта природного газа; создания условий для нормальной работы магистральных трубопроводов; предотвращения непреднамеренных повреждений трубопроводов; обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с ч. 6 ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" устанавливает, что федеральная система газоснабжения - это совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения, в том числе газораспределительных систем (ч. 1 ст. 5).
Статья 2 названного Федерального закона, раскрывая используемые в этом Законе понятия, определяет газораспределительную систему как имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям (абзац пятый); охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения (абзац девятый).
Данные положения закреплены и Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878.
Правила охраны газораспределительных сетей действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей (пункт 2 Правил).
Согласно пункту 4 указанных Правил в состав газораспределительных сетей входят определенные объекты и сооружения, в том числе: наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой.
Пункты 14, 46, 47 Правил охраны газораспределительных сетей предусматривают, что на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; юридические и физические лица, ведущие хозяйственную деятельность на земельных участках, расположенных в охранной зоне газораспределительной сети, обязаны принимать все зависящие от них меры, способствующие сохранности сети, и не препятствовать доступу технического персонала эксплуатационной организации к газораспределительной сети; земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременении), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.
Согласно п.п. 47, 48 Правил охраны газораспределительных сетей нахождение на земельном участке объектов газопровода не исключает права на приобретение в собственность такого земельного участка лицом, не являющимся их собственником.
Установление зон с особыми условиями использования земель в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов было предусмотрено и ранее действующим законодательством - Земельным кодексом РСФСР от 01.07.1970, Земельным кодексом РСФСР от 25.04.1991.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29.04.1992 г, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила), предусмотрено установление охранных зон для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 (сто) метров во все стороны. Пунктом 4.4 Правил установлен запрет на возведение любых построек и сооружений в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта, а также производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта.
Согласно ст. 32 Федерального закона N 69-ФЗ органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения; вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается (части третья, четвертая, пятая).
В соответствии с ч. 4 ст. 32 ФЗ "О газоснабжении Российской Федерации" здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения. Согласно п. 5.1.1 СП 62.13330.2011*. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 наружные газопроводы рекомендуется размещать по отношению к зданиям, сооружениям и сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с Приложениями Б* и В*.
Согласно таблице В.1 минимальное расстояние от фундаментов зданий и сооружений до газопроводов условным проходом, свыше 300 мм и при давлении в газопроводе свыше 0,005 МПа до 0,3 МПа включительно (то есть газопровод среднего давления - таблица 1) - 4,0 м.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О, регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением. В частности, Земельный кодекс Российской Федерации в статье 42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Согласно статье 85 данного Кодекса градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки; указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3); реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (абзац шестой пункта 4).
На аналогичных началах строится и регулирование Гражданским кодексом РФ отношений, связанных с реализацией права собственности на землю. Так, в соответствии с его статьей 263 собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществляя их перестройку или снос, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Таким образом, установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бондаренко Н.Н, Затонский В.Н. и Погорелов Н.Н. являются собственниками земельного участка (по "... " доли каждый) с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: Шпаковский район, с. Надежда, ул. "... ", "... " (лист дела 15-17).
Земельный участок с кадастровым номером "... " согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для строительства индивидуального жилого дома.
В апреле 2017 года при обследовании трасы газораспределительной сети, проходящей по улице "... " в селе Надежда Ставропольского края, было обнаружено, что на участке N "... " по ул. Сляднева, непосредственно на распределительном подземном газопроводе среднего давления диаметром 325 мм возведено капитальное строение (сарай). Данные обстоятельства зафиксированы в акте от 12.10.2017, составленном представителями ОАО "Шпаковскрайгаз" и представителем управления муниципального хозяйства администрации Шпаковского района (лист дела 21).
Согласно справке, предоставленной ОАО "Шпаковскрайгаз" газопровод подземный, среднего давления, D - 325 мм, расположенный по адресу: с. Надежда, от ГРП N 5 до ул. "... ", "... ", числится на балансе ОАО "Шпаковскрайгаз" с 30.12.1999 Инвентарный номер 00000301.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорный сарай в нарушение вышеприведенных строительных норм и правил возведен с нарушением минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска о сносе данной постройки, возведенной ответчиками.
Исходя из системного анализа приведенных положений закона, суд верно указал, что права на землю, могут быть ограничены по основаниям, установленным статьей 90 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", и такие ограничения устанавливаются в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах, зонах минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения.
Охранные зоны и зоны минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке.
Таким образом, сам факт нахождения каких-либо построек и сооружений с нарушением минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, может представлять потенциальную опасность для нормальной эксплуатации газораспределительной станции.
С данным выводом судебная коллегия соглашается.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы не влияют на существо принятого по делу решения. Доводы жалобы о том, что обременение в виде охранной зоны не зарегистрировано в установленном законом порядке, а земельный участок эксплуатируется в связи с его прямым назначением, выводов суда не опровергают. Установленное в отношении земельного участка ограничение осуществлено не в порядке обеспечения прав ОАО "Шпаковскрайгаз", как организации эксплуатирующей газопровод, а в целях охраны жизни и здоровья неопределенного круга лиц при функционировании объекта повышенной опасности, в связи с чем, данное ограничение возникает в силу закона.
Довод апелляционной жалобы о рассмотрении спора в отсутствие ответчика Бондаренко Н.Н. не влечет отмену решения суда. Из материалов дела следует, что Бондаренко Н.Н. извещался судом о рассмотрении дела, назначенного на 24.01.2018, заказной почтой по месту жительства, являющемуся местом регистрации. Конверт был возвращен в суд с отметкой отделения связи "истек срок хранения" (лист дела 44). Таким образом, требования ст. 113 ГПК РФ судом выполнены.
В целом, доводы, указанные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к несогласию апеллянта с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 24 января 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Затонского В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.