Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Болотовой Л.А, Брянского В.Ю,
при секретаре судебного заседания Бабкиной Ю.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Пятигорска по доверенности Григорян А.С. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 09 октября 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению и.о. прокурора г. Пятигорска заявленного в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования города-курорта Пятигорска к администрации г. Пятигорска о признании нормативного правового акта недействующим в части,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А, пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкиной И.В, представителя административного ответчика администрации г. Пятигорска по доверенности Прибыткова М.С.
установила:
В Пятигорский городской суд обратился и.о. прокурора г. Пятигорска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования города-курорта Пятигорска с административным исковым заявлением к администрации г. Пятигорска о признании положения, установленного пунктом 1.1.5 Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска, утвержденного постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 28.06.2012 N 2101, недействующими с 06.08.2014, и признании положения, установленного пунктом 3 постановления администрации города Пятигорска от 28.06.2012 N 2101 "Об утверждении Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска", недействующими со дня принятия нормативного правового акта.
В обоснование заявленных административных исковых требований указывает, что Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 28.06.2012 N 2101 утвержден Лесохозяйственный регламент городских лесов города-курорта Пятигорска (далее - Лесохозяйственный регламент). Вместе с тем, изучением Лесохозяйственного регламента установлено, что в нарушение действующих положений федерального и регионального законодательства пунктом 1.1.5. Лесохозяйственного регламента установлено, что на территории лесов города-курорта Пятигорска памятники природы не выделены, что не соответствует действительности и противоречит действующим нормативно правовым актам. Кроме того, пунктом 3 постановления администрации города Пятигорска от 28.06.2012 N 2101 установлено, что "настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания". Вместе с тем, данное положение не соответствует требованиям ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании изложенного прокурор г. Пятигорска просил суд признать положения, установленные пунктом 1.1.5 Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска, утвержденного постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 28.06.2012 N 2101, недействующими с 06.08.2014 и признать положения, установленные пунктом 3 постановления администрации города Пятигорска от 28.06.2012 N 2101 "Об утверждении Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска" недействующими со дня принятия нормативного правового акта.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 09 октября 2017 года административное исковое заявление и.о. прокурора г. Пятигорска, заявленного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования города-курорта Пятигорска, к администрации г. Пятигорска о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворено.
Суд признал положения, установленные пунктом 1.1.5 Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска, утвержденного постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 28.06.2012 N 2101, недействующими с 06.08.2014.
Суд признал положения, установленные пунктом 3 постановления администрации города Пятигорска от 28.06.2012 N 2101 "Об утверждении Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска" недействующими со дня принятия нормативного правового акта.
Суд обязал опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в печатном средстве массовой информации - газете "Пятигорская правда", а при прекращении данным средством массовой информации своей деятельности - в ином печатном издании, в котором будут подлежать опубликованию нормативные правовые акты муниципального образования города-курорта Пятигорск.
В апелляционной жалобе представителя администрации г. Пятигорска по доверенности Григорян А.С. просит решение суда отменить. Принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает что данное решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Полагает, что названным нормативным правовым актом не затронуты права неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором подано административное исковое заявление. Публикация Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска согласно Приказу Рослесхоза от 04.04.2012 года N126 не требовалась. Прокурором пропущен срок для обращения в суд с данными требованиями.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, осуществления муниципального лесного контроля.
В силу подпункта 24 пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования города-курорта Пятигорска (принят решением Думы г. Пятигорска от 31.01.2008 N 5-26 ГД к вопросам местного значения города-курорта Пятигорска относятся вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах территории города-курорта Пятигорска, а также осуществление муниципального лесного контроля ( пп.37 п.1 ст.6)
В силу ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. В ст. ст. 81, 82, 84 ЛК РФ определены полномочия в области лесных отношений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 87 ЛК РФ органами местного самоуправления утверждаются лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. При этом в лесохозяйственных регламентах устанавливаются виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов, другие параметры разрешенного использования, ограничения использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов (ч. 5, ч. 6 ст. 87 ЛК РФ).
Компетенция Администрации г.Пятигорска по принятию данного нормативного правового акта и порядок принятия акта прокурором не оспаривается.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 28.06.2012 N 2101 утвержден Лесохозяйственный регламент городских лесов города-курорта Пятигорска.
Указанное решение опубликовано в общественно-политической газете "Пятигорская правда" от 07.07.2012 N 78-80(7628-7630).
Положения Лесохозяйственного регламента распространяются на неопределенный круг лиц, рассчитаны на неоднократное применение, следовательно, данный правовой акт носит нормативный характер.
В соответствии с п. 10 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Аналогичные положения установлены Приказом Рослесхоза от 04.04.2012 N 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" действовавшим на момент утверждения Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска.
Судом установлено, что положения нормативного правового акта противоречат федеральному и региональному законодательству по следующим основаниям:
Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) к особо охраняемым природным территориям отнесены памятники природы.
Статья 25 Закона N 33-ФЗ определяет памятник природы как уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс и устанавливает, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения.
В соответствии со ст. 27 названного закона на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В соответствии с постановлением бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15.09.1961 N 676 "О мерах по охране природы в крае", постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2014 N 247-п "О переименовании памятников неживой природы и утверждении границ памятников природы краевого значения" "Гора Машук", "Гора Бештау", "Гора Дубровка", "Пятигорский большой Провал" и часть территории "Гора Лысая" признаны памятниками природы краевого значения. Постановление Правительства Ставропольского края от 20.06.2014 N 247-п опубликовано в газете "Ставропольская правда" от 05.08.2014 N 204-205, и вступило в силу 06.08.2014.
Судом установлено, что границы памятников природы краевого значения утверждены следующими нормативными правовыми актами:
"Гора Машук" - постановлением Правительства Ставропольского края от 26.04.2016 N 169-п "Об утверждении границ памятника природы краевого значения "Гора Машук", его площадь составляет 991,76 гектаров;
"Гора Дубровка" - постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2014 N 247-п "О переименовании памятников неживой природы и утверждении границ природы краевого значения", его площадь составляет 302, 65 гектаров;
"Гора Бештау" - постановлением Правительства Ставропольского края от 26.06.2015 N 273-п "О границе памятника природы краевого значения "Гора Бештау", площади памятника природы в границах городского округа города-курорта Пятигорска составляет 686, 33 гектаров;
"Гора Лысая" - постановлением Правительства Ставропольского края от 17.10.2016 N 440-п "О границах памятников природы краевого значения "Гора Верблюд" и "Гора Лысая", его площадь составляет 65, 0 гектаров.
Кроме того, постановлением Правительства Ставропольского края от 28.06.2016 N 249-п создан государственный природный заказник краевого значения "Бештаугорский", в соответствии с которым участок N 6 (в районе ст. Константиновская, площадью 250, 27 га) и часть участка N 5 (пос. Нижнеподкумский, площадью 65,0 гектаров) государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" находятся в пределах городского округа города-курорта Пятигорск.
Территории памятников природы краевого значения и заказника краевого значения "Бештаугорский" покрыты городскими лесами.
Наличие указанных особо охраняемых природных территорий в пределах муниципального образования отражено в Генеральном плане города-курорта Пятигорска, утвержденного решением Думы города Пятигорска от 28.07.2009 N 68-45 ГД.
Приказом Рослесхоза от 04.04.2012 N 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" действовавшим на момент утверждения Лесохозяйственного регламента городских лесов города-курорта Пятигорска утвержден состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия т порядок внесения в них изменений, согласно которому глава 1 лесохозяйственного регламента содержит следующую информацию: характеристику имеющихся особо охраняемых природных территорий и объектов, планов по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия.
Аналогичные положения установлены пунктом 6 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений".
В нарушение указанных выше требований федерального и регионального законодательства пунктом 1.1.5. Лесохозяйственного регламента определено, что на территории лесов города-курорта Пятигорска памятники природы не выделены.
В целях приведения Лесохозяйственного регламента в соответствие с требованиями действующего законодательства 14.09.2016 прокурором г.Пятигорска главе города принесен протест, однако, до настоящего момента соответствующие изменения в нормативный правовой акт не внесены.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административное исковое заявление, прокурора сделал правильное суждение о том, что оспариваемое положение (пункт 1.1.5 Лесохозяйственного регламента) противоречит федеральному законодательству, а также нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пункт 3 постановления администрации города Пятигорска от 28.06.2012 N 2101 в силу которого указанное постановление вступает в силу со дня его подписания не соответствует требованиям ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не обязан был опубликовывать оспариваемый лесохозяйственный регламент, основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
В силу разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить (пункт 28).
Как указывалось ране постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2014 N 247-п "О переименовании памятников неживой природы и утверждении границ памятников природы краевого значения" вступившим в силу 06.08.2014. "Гора Машук", "Гора Бештау", "Гора Дубровка", "Пятигорский большой Провал" и часть территории "Гора Лысая" признаны памятниками природы краевого значения.
В связи с этим суждение о признании положений установленных пунктом 3 Постановления администрации города Пятигорска от 28.06.2012 N2101 недействующими с 06.08.2014 года сделано обоснованно, соответствует действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
По доводам апелляционной жалобы о том, что оспариваемыми положениями Лесохозяйственного регламента не нарушаются права неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором подано административное исковое заявление, решение суда отмене не подлежит. Эти доводы являлись предметом исследования суда, суждение по ним имеется в решении и с точки зрения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда, является правильным.
В соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Позиция апеллянта о пропуске прокурором срока на обращение с данными требованиями в суд, основана на неверном толковании норм материального права, приведенных выше, и не может явиться основанием к отмене решения суда.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия по административным делам руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 09 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.