Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В,
судей Болотовой Л.А. и Брянского В.Ю,
при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя УМВД России по г. Ставрополю Азаровой И.А. на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 06 декабря 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Гвозденко Е.А. к начальнику отдела по вопросам миграции ОП N1 УМВД России по г. Ставрополю И.Н. Тимачеву, Управлению МВД России по СК, УМВД России по г. Ставрополю, заинтересованное лицо Гвозденко Александра Александровна, об оспаривании решения должностного лица,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А, пояснения представителя административного истца и заинтересованного лица - Верещагина Е.В, представителя УМВД России по городу Ставрополю - Азаровой И.А.
установила:
Гвозденко Е.А. обратился в суд с административным иском к начальнику отдела по вопросам миграции ОП N1 УМВД России по г. Ставрополю И.Н. Тимачеву, Управлению МВД России по СК, УМВД России по г. Ставрополю, заинтересованное лицо Гвозденко А.А, об оспаривании решения должностного лица.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 27.07.2017 г. Гвозденко Е.А. обратилась в МКУ "МФЦ" г. Ставрополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по регистрационному учету по месту жительства в нежилых помещениях садового дома, расположенного по адресу: "... ", что подтверждается заявлением о регистрации по месту жительства от 27.07.2017 г.
Также, 27.07.2017 г. собственником помещений, назначение: нежилое, расположенных по адресу: "... " Гвозденко А.А. совместно с административным истцом было подано заявление о регистрационном учете Гвозденко Е.А. по постоянному месту жительства как члена семьи (сестра), что подтверждается заявлением начальнику отдела по вопросам миграции отдела полиции N 1.
Гвозденко Е.А. в МКУ "МФЦ" г. Ставрополя получила письменный ответ от 01.08.2017 г. N 5283 в соответствии с которым отделом по вопросам миграции ОП N 1 УМВД России по г. Ставрополю не представляется возможным осуществить государственную услугу по регистрационному учету по месту жительства по адресу: "... " с связи с тем, что постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П правом проживания в жилых строениях расположенных на территории садоводческих товариществ наделены только собственники данных объектов недвижимого имущества и члены их семей, к которым относятся: супруг, дети, родители данного собственника.
Считает, вышеуказанный отказ в оказании государственной услуги по регистрационному учете по постоянному месту жительства по адресу: г"... " не основан на законе РФ. Так, решением Ленинского районного суда от 07.12.2016 г. вышеуказанные нежилые помещения садового дома, расположенного по адресу: "... ", принадлежащие на праве собственности Гвозденко А.А. были признаны пригодными для постоянного проживания с правом регистрации.
В связи с тем, что собственник нежилых помещений - Гвозденко А.А... выразила своё волеизъявление вселить в вышеуказанный объект недвижимости административного истца как члена своей семьи (как сестру), то в порядке ч. 1 ст. 31 ЖК РФ Гвозденко Е.А. приобрела право пользования данным помещением.
Гвозденко Е.А. на основании изложенного просила суд:
- признать отказ начальника отдела по вопросам миграции ОП N 1 УМВД России по г. Ставрополю И.Н. Тимачева от 01.08.2017 г. N N 5283 в оказании Гвозденко Е.А. государственной услуги по регистрационному учету граждан российской федерации по месту жительства в нежилых помещениях садового дома, расположенного по адресу"... " незаконным;
- обязать начальника отдела по вопросам миграции ОП N 1 УМВД России по г. Ставрополю И.Н. Тимачева осуществить регистрационный учет Гвозденко Елизаветы Александровны по постоянному месту жительства по адресу: "... " в течение семи календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 06 декабря 2017 года суд признал отказ начальника отдела по вопросам миграции ОП N 1 УМВД России по г. Ставрополю И.Н. Тимачева от 01.08.2017 г. N N 5283 в оказании Гвозденко Е.А. государственной услуги по регистрационному учету граждан российской федерации по месту жительства в нежилых помещениях садового дома, расположенного по адресу: "... ", незаконным.
Суд обязал начальника отдела по вопросам миграции ОП N 1 УМВД России по г. Ставрополю И.Н. Тимачева осуществить регистрационный учет Гвозденко Е.А. по постоянному месту жительства по адресу: "... " в течение семи календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель УМВД России по г. Ставрополю Азаровой И.А. просит обжалуемое решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Также указывает, что отказывая Гвозденко Е.А. в осуществлении государственной услуги по регистрационному учету по месту жительства по адресу "... ", начальник отдела по вопросам миграции ОП N1 Управления МВД России по городу Ставрополю Тимачев И.Н. руководствовался тем обстоятельством, что согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, а также п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", Гвозденко Е.А. не является членом семьи Гвозденко А.А, в связи с чем не имеет права на регистрацию по вышеуказанному адресу.
Считает, также для признания лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Гвозденко Е.А. по доверенности Верещагин Е.В. просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящий в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Согласно п. 4 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, регистрационный учет осуществляется территориальными органами через их структурные подразделения.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N7-П данный федеральный закон был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, а также других обстоятельств.
В силу ст. 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Законом Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлено, что садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Учитывая изложенное, жилищное и гражданское законодательство Российской Федерации не связывает право на регистрацию по месту жительства с определенным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено. Наличие на земельном участке, предназначенном для садоводства, дома, не исключает его использование для постоянного либо преимущественного проживания.
Строение, имеющее статус жилого и в установленном порядке зарегистрированное, предполагает возможность не только временного, но и постоянного проживания в нем.
Таким образом, право физического лица на выбор места жительства, в том числе и в жилом доме, расположенном на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, является неотъемлемым элементом правового статуса данного физического лица.
Из обстоятельств дела следует, что решением начальника отдела по вопросам миграции Тимачева И.Н. отдела полиции N1 Управления МВД России по городу Ставрополю, отказано в предоставлении государственной услуги Гвозденко Е.А. по регистрационному учету по месту жительства по адресу: г. Ставрополь, СТ Луч, 129.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеперечисленными нормами материального права и исходил из того, что жилое строение, расположенное по указанному выше адресу, принадлежащее сестре заявителя на праве собственности, пригодно для постоянного проживания, а потому, правовых оснований для отказа в регистрации административного истца по месту жительства у миграционного органа не имелось.
В материалы дела представлены достоверные и достаточные доказательства того, что объект недвижимости, расположенный по адресу г. Ставрополь, СТ Луч, 129. пригоден для постоянного проживания.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя 07.12.2016г, вступившим в законную силу 10.01.2017г. установлен факт пригодности для постоянного проживания в помещении, назначение нежилое помещение, общей площадью 68 кв.м, номера на поэтажном плане: 1-6, этаж: 1. кадастровый (или условный) номер 26:12:032105:728 принадлежащее Гвозденко Александре. Александровне на праве собственности, расположенное на садовом земельном участке по адрес: Ставропольский край, город Ставрополь, садоводческое товарищество "Луч", 129.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы, а также мотивы отказа N47/5293 в предоставлении государственной услуги со ссылкой на положения Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N7-П о том, что Гвозденко Е.А. не является членом семьи Гвозденко А.А, в связи с чем, не имеет права на регистрацию по вышеуказанному адресу повторяют позицию административного ответчика, изложенную им суде первой инстанции и являются необоснованными, поскольку в материалах дела имеется заявление Гвозденко А.А. о регистрации у нее Гвозденко Е.А. где также указано степень родства (сестра). Данные доводы не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку положения Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N7-П на которые ссылается административный ответчик в своем ответе N47/5293, не содержат требований к членам семьи собственника помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 5242-1, пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, и пунктом 26 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин обязан предъявить должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы, приложить к заявлению паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; а также документ, являющийся основанием для вселения гражданина в соответствии с законом. При этом согласно пунктов 1, 4 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием возникновения жилищных прав в соответствии с жилищным законодательством является приобретение в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом, а также заключение договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом и договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 6 Закона N 5242-1 гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ)
Исходя из совокупного анализа вышеприведенных норм права следует, что регистрация гражданина по месту жительства производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию документа, удостоверяющего личность, а также документа, являющегося основанием для вселения (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа).
В силу положений п.п.26,26.1 Приказа ФМС России от 11.09.2012 N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:
- документ, удостоверяющий личность;
-заявление о регистрации по месту жительства;
-документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента.
Собственником помещения Гвозденко Е.А. 27.07.2017 г. в качестве документа являющегося основанием для вселения в помещение представлено соответствующее заявление.
Административный регламент устанавливает порядок предоставления ФМС России государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, определяет административные процедуры ФМС России и ее территориальных органов, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" введен регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (статья 3). Ни Закон, ни Правила не предусматривают возможность отказа гражданину в регистрации по месту жительства при условии представления им необходимых документов. С учетом этого должностные лица, ответственные за регистрацию, согласно пункту 7 Административного регламента не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета. Эти должностные лица в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают необходимые документы в органы регистрационного учета, которые осуществляют регистрацию граждан. В случае непредставления гражданином необходимых документов, подтверждающих его право на вселение, орган регистрационного учета откладывает регистрацию до того момента, пока заявителем не будут представлены все надлежащим образом оформленные документы.
Исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми возможен отказ гражданину в регистрации по месту пребывания и по месту жительства, приведен в статье 8 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, в силу вышеизложенного не влияют на законность и обоснованность принятого по делу решения и не могут повлечь его отмену.
Выводы суда достаточно мотивированны и соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 310 КАС РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 06 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.