Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Кузина Е.Б,
членов президиума: Козлова О.А, Шаталовой Е.В, Бурухиной М.Н.
Блинникова В.А, Песоцкого В.В,
секретаря судебного заседания Ениной С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по делу по иску Шатского А.Г. к администрации муниципального образования Юцкий сельсовет Предгорного района Ставропольского края, Шатскому Д.Г, об установлении факта принятия наследства, включении имущества в состав наследственной массы и признании права собственности,
направленное в президиум определением судьи краевого суда Переверзевой В.А. от 20.03.2018 по кассационной жалобе представителя Шатского Д.Г. по доверенности Ольшевской А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 01.11.2017,
заслушав доклад судьи Переверзевой В.А,
установил:
Шатский А.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Юцкий сельсовет Предгорного района Ставропольского края, Шатскому Д.Г, в котором просил признать его фактически принявшим наследство, открывшееся после смерти дедушки Шатского Г.Д.; включить в состав наследственной массы жилой дом литер А общей площадью 53,2 кв.м. и литер В 26,5 кв.м, земельный участок площадью 2500 кв.м, кадастровый номер(... ), расположенные по адресу: Ставропольский край, Предгорный район,(... ); признать за Шатским А.Г. право собственности в порядке наследования на жилой дом литер А общей площадью 53,2 кв.м. и литер В 26,5 кв.м, земельный участок площадью 2500 кв.м, кадастровый номер (... ), расположенные по адресу: Ставропольский край, Предгорный район,(... ).
Решением Предгорного районного суда от 21.07.2017 в удовлетворении исковых требований Шатского А.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 01.11.2017, решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 21.07.2017 отменено и принято новое решение об удовлетворении исковых требований Шатского А.Г.:
Шатский А.Г. признан фактически принявшим наследство, открывшееся после смерти Шатского Г.Д.;
включен в состав наследственной массы жилой дом литер А общей площадью 53,2 кв.м. и литер В 26,5 кв.м, земельный участок площадью 2500 кв.м, кадастровый номер(... ), расположенные по адресу: Ставропольский край, Предгорный район,(... );
признано за Шатским А.Г. право собственности в порядке наследования на жилой дом литер А общей площадью 53,2 кв.м. и литер В 26,5 кв.м, земельный участок площадью 2500 кв.м, кадастровый номер(... ), расположенные по адресу: Ставропольский край, Предгорный район,(... ).
В Ставропольский краевой суд 07.02.2018 поступила кассационная жалоба представителя Шатского Д.Г. по доверенности Ольшевской А.В, в которой заявитель просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - президиум Ставропольского краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Шатского Д.Г. по доверенности Ольшевскую А.В, президиум краевого суда находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
В соответствии с требованиями статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения при рассмотрении гражданского дела были допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 13.08.2007 умер Шатский Г.Д, что подтверждается свидетельством о смерти серии (... ) от 20.08.2007.
Наследниками первой очереди Шатского Г.Д. по закону являлись: жена Шатская В.Т, сыновья Шатский Г.Г. и Шатский Д.Г.
Наследственного дела к имуществу Шатского Г.Д. не заводилось, завещание от имени умершего Шатского Г.Д. не удостоверялось.
05.12.2009 умерла супруга Шатского Г.Д. - Шатская В.Т, что подтверждается свидетельством о смерти (... ) от 09.12.2009.
Наследниками первой очереди к имуществу умершей Шатской В.Т. по закону являлись ее сыновья Шатский Г.Г. и Шатский Д.Г.
23.04.2010 Шатский Г.Г. обратился к нотариусу Предгорного районного нотариального округа Ставропольского края Серик В.В. с заявлением о принятии наследства, оставшегося после смерти Шатской В.Т.
В заявлении Шатский Г.Г. указал место своего проживания: Ставропольский край, Предгорный район,(... ).
Свидетельство о праве на наследство по закону на имя Шатского Г.Г. не выдавалось.
16.07.2012 Шатский Г.Г. умер.
Наследниками первой очереди Шатского Г.Г. по закону являются его дети: дочь Шатская О.Г. и сын Шатский А.Г, которые в установленный законом срок обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства, что подтверждается материалами дела.
В заявлениях о принятии наследства Шатский А.Г. и Шатская О.Г. указали, что наследодатель Шатский Г.Г. по день смерти проживал по адресу: Ставропольский край, Предгорный район,(... ).
Нотариусом по Предгорному районному нотариальному округу на имя Шатской О.Г. и Шатского А.Г. выданы свидетельства о праве на наследство по закону после умершего Шатского Г.Г. в равных долях (по 1/2 доле), на следующее имущество: денежные средства, внесенные во вклад в ОАО "Сбербанк России"; автомобиль марки ГАЗ -31029; жилой дом расположенный по адресу: Ставропольский край, Предгорный район,(... ).
Согласно справке. выданной администрацией муниципального образования Юцкий сельсовет Предгорного района Ставропольского края от 31.07.2012 N1400, Шатский Г.Г. по день своей смерти был зарегистрирован и проживал по адресу: (... ) Предгорного района Ставропольского края, с ним по указанному адресу проживали и проживают его дети Шатский А.Г. и Шатская О.Г.(л.д.57).
Предметом спора является жилой дом и земельный участок, расположенные по адресуL(... ), которые до момента смерти Шатского Г.Д. находились в его владении и пользовании. Указанный земельный участок был предоставлен Шатскому Г.Д. на праве собственности 05.10.1992 на основании решения главы администрации Юцкого сельского совета N 369 для личного подсобного хозяйства, площадью 0,25 Га, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю N 2469 от 15.12.1992.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Ставропольский край, Предгорный район,(... ).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств принадлежности указанного выше жилого дома умершему Шатскому Г.Д. суду не представлено.
Судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение, указала на то, что спорный земельный участок и дом находились в правомерном владении наследодателя Шатского Г.Д. до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, у наследодателя возникло право собственности на жилой дом и земельный участок, однако не было оформлено в установленном законом порядке по независящим от него обстоятельствам. Поскольку Шатский Г.Г. по день своей смерти проживал в домовладении по адресу (... ), с ним проживали и проживают по настоящее время его сын Шатский А.Г. и дочь Шатская О.Г, судебная коллегия признала за Шатским А.Г. право собственности на спорные объекты недвижимости в порядке наследования.
Вместе с тем, по мнению президиума, с данными выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права, при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела.
Как следует из статей 218, 1110, 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, в соответствии с завещанием или законом.
Для приобретения наследства наследник должен его принять в течение 6 месяцев со дня открытия наследства (ст. 1152, 1154 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. 1142 - 1145 и 1148 указанного Кодекса.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (п. п. 1 и 2 ст. 1142 ГК РФ).
В п. 1 ст. 1146 ГК РФ закреплено, что доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1142, п. 2 ст. 1143 и п. 2 ст. 1144 Кодекса, и делится между ними поровну.
Поскольку лица, наследующие по праву представления, занимают среди других наследников наследодателя то место, которое мог бы занимать их умерший родитель, постольку внуки наследодателя и их потомки являются наследниками первой очереди по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из родителей, который был бы наследником.
Суд апелляционной инстанции, установив, что Шатский А.Г. фактически принял наследство после смерти дедушки Шатского Г.Д, не принял во внимание указанные выше нормы права. Доля наследника по закону переходит по праву представления к его потомкам в том случае, если он умер до открытия наследства или одновременно с наследодателем.
Шатский Г.Г. умер 23.06.2012, то есть после смерти наследодателя Шатского Г.Д, наступившей 13.08.2007.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о возникновении у Шатского А.Г. права наследовать имущество после смерти Шатского Г.Д. по праву представления не соответствует требованиям закона.
После смерти Шатского Г.Д, наступившей в 2007 году, к наследованию по закону, должны быть призваны супруга Шатская В.Т, и сыновья Шатский Г.Г. и Шатский Д.Г.
Шатский А.Г. не относится к кругу наследников очереди, призываемой к наследованию по закону после смерти Шатского Г.Д.
Однако судом апелляционной инстанции при вынесении нового решения этого не было учтено.
Шатский А.Г. может претендовать в порядке наследования на спорный жилой дом и земельный участок, только в случае доказанности факта наследования указанного имущества его умершим отцом Шатским Г.Г. за его умершими родителями Шатским Г.Д. и Шатской В.Т.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права представляются существенными по смыслу статьи 387 ГПК РФ.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 01.11.2017 нельзя признать законным, так как оно принято с существенным нарушением норм процессуального права, повлиявших на исход дела, что является в силу ст. 387 ГПК РФ основанием для его отмены в кассационном порядке с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 01.11.2017 отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей
Председательствующий: Е.Б.Кузин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.