Судья Ставропольского краевого суда Бостанов Ш.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы главного специалиста-эксперта Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому округу Литнарович Р.Р. и представителя ОАО "Флора Кавказа" Хасановой Г.Ю., поданные на постановление судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 22 февраля 2018 года,
установил:
22 февраля 2018 года постановлением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края ОАО "Флора Кавказа" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей, без применения конфискации продукции, явившейся предметом административного правонарушения.
В жалобе, поданной в краевой суд, главный специалист-эксперт Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому округу Литнарович Р.Р. просит отменить постановление судьи в части возврата предметов и орудия совершения административного правонарушения, направить на уничтожение предметы административного правонарушения, а также изъять из оборота и направить на реализацию автотранспортное средство.
В жалобе, представитель ОАО "Флора Кавказа" Хасанова Г.Ю. просит отменить постановление судьи, прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях общества события административного правонарушения, или назначить наказание в виде предупреждения.
Изучив доводы жалоб, выслушав мнения представителей сторон, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 14.19 КоАП РФ, нарушение установленного законодательством РФ о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством РФ о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 150000 до 200 000 рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 года N 380 утверждено Положение "Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Положение). Пунктом 3 Положения установлено, что учет объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), включающих в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации, которыми оснащено основное технологическое оборудование.
Установлено, что 01.08.2017 года, на 26 км подъезда к городу Черкесску ФАД "Кавказ" сотрудниками ОРДПС ОГИБДД отдела МВД России по Кочубеевскому району был проверен автомобиль "Рено Премиум" р/з... с полуприцепом "Кегкль", р/з.., под управлением Полякова Е.Г, в котором согласно ТТН N 523 от 31.07.2017 года перевозился этиловый спирт 95%, субстанция жидкость серия 80417, в количестве 2400 дал, грузоотправитель ОАО "Флора Кавказа" ИНН 0912001280, К-ЧР, Урупский район, станица Преградная, ул.... -а, грузополучатель ОАО "Оксана" ИНН 1513056642, РСО-Алания, город Владикавказ, пр.... кв. 12.
Согласно заключению эксперта N 12405020/0032280 от 20.09.2017 года по результатам испытаний представленных образцов экспертом сделаны следующие выводы: "По установленным показателям пробы NN 1-24 идентифицированы как спирт этиловый из пищевого сырья ректификованный, не денатурированный, с фактической концентрацией спирта 95.5 %".
Согласно представленной ОАО "Флора Кавказа" документации, а именно Фармакопейной статьи предприятия N ФС 000490-190213, Этиловый спирт 95%, Субстанция жидкость, Этанол, согласованной Министерством здравоохранения РФ 11.04.2017 года N реестровой записи N ФС - 000490 следует, что настоящая фармакопейная статья распространяется на Этиловый спирт 95 %, субстанцию жидкость (форма), получаемую, в том числе методом разведения спирта этилового ректификованного ГОСТ 5962-2013 (марки "Экстра", Люкс" или "Альфа") и воды очищенной ФС 42-2619-97, и применяемую для приготовления лекарственных форм. Допустимые отклонения согласно действующего законодательства составляют 0,5 % об.
Обосновывая принятое решение, суд указал, что поставки указанной спиртосодержащей продукции, субстанция жидкость серия 80417, ОАО "Флора Кавказа" в период с 31.07.2017 года по 01.08.2017 года в нарушение требований закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в ЕГАИС, не зафиксированы.
Разрешая вопрос о применении дополнительного наказания в виде конфискации изъятой продукции спиртосодержащей жидкости в количестве 2400 дал и 24 пластиковые белые кубические ёмкости объемом 100 дал, суд пришел к обоснованному выводу возможности не применять конфискацию, поскольку, изъятая продукция спиртосодержащей жидкости в количестве 2400 дал и 24 пластиковые белые кубические ёмкости объемом 100 дал из оборота не изымалась, не признавалась находящейся в незаконном обороте, в связи с чем, оснований для ее изъятия и уничтожения на основании ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ, ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, не имелось.
Довод жалобы о незаконном отказе в изъятии из оборота и направлении на реализацию автотранспортного средства "Рено премиум 400", р/з... рус, белого цвета, идентификационный номер (VIN) N VF622JVA000100044, и бортовой платформенный полуприцеп красного цвета, р/з... рус, идентификационный номер (VIN) N WKOSF0027S7147445, марки "КЕГЕЛЬ SF27", принадлежащие на праве собственности Каракетову Э.А.-С, является несостоятельным, поскольку, как разъяснено Верховным Судом РФ в пункте 23.2 постановления Пленума от 24 марта 2005 года N 5, при применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения надлежит учитывать положения части 4 статьи 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 КоАП РФ.
Вместе с тем, вывод судьи о виновности ОАО "Флора Кавказа" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, является ошибочным.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" и пункта 5 части 1 статьи 24.5 "Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 433-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 01 июля 2018 года непередача организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанола) или этиловый спирт для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий информации об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта, объеме производства и оборота (за исключением розничной продажи) вышеуказанной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также непредставление такими организациями и индивидуальными предпринимателями деклараций об объеме производства, изготовления и (или) оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий в объеме, превышающем 200 декалитров в год, не может рассматриваться в качестве нарушения установленного порядка учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Закон вступил в силу 29 декабря 2017 года).
Внесенные в закон изменения исключают наступление административной ответственности за вменяемое ОАО "Флора Кавказа" правонарушение.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
При таких обстоятельствах постановление судьи, вынесенное в отношении ОАО "Флора Кавказа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.19 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 22 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ, в отношении ОАО "Флора Кавказа", отменить.
Производство по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекратить.
Жалобу представителя ОАО "Флора Кавказа" Хасановой Г.Ю. удовлетворить.
Жалобу представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому округу Литнарович Р.Р. оставить без удовлетворения.
Судья краевого суда Ш.А. Бостанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.