Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н,
судей Гудковой М.Н, Комаровой Ю.В,
при секретаре Гарибмамадовой С.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
12 апреля 2018 года
по докладу судьи Комаровой Ю.В.
дело по апелляционной жалобе Администрации Бежецкого района Тверской области на решение Заволжского районного суда г. Твери от 01 февраля 2018 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Администрации Бежецкого района Тверской области к Картавенко Николаю Николаевичу о взыскании излишне выплаченной суммы выплаты в размере 14568 рублей 81 копейка - отказать".
Судебная коллегия
установила:
Администрации Бежецкого района Тверской области обратилась в суд с исковым заявлением к Картавенко Н.Н. о взыскании излишне уплаченной суммы выплаты в размере 14 568 рублей 81 копейка.
Требования мотивированы тем, что в период с 17 ноября 2014 года по 03 июля 2017 года ответчик Картавенко Н.Н. работал в администрации Бежецкого района Тверской области в должности заведующего отделом строительства и архитектуры. 03 июля 2017 года ответчик уволен по ч. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию).
За период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в соответствии с положением "О муниципальной службе в муниципальном образовании "Бежецкий район" Тверской области", утвержденным решением Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области от 25 февраля 2014 года N 47, ответчику к ежегодному отпуску была начислена единовременная ежегодная выплата на лечение и отдых. В связи с тем, что ответчик отработал период с 01 декабря 2017 года по 03 июля 2017 года, образовалась переплата единовременной ежегодной выплаты на лечение и отдых в размере 20 889 рублей 29 копеек. Часть вышеуказанной выплаты ответчиком в добровольном порядке возвращена при увольнении, а оставшуюся часть, в размере 14568 рублей 81 копейка ответчик обязался выплатить частями до 01 октября 2017 года. В последующем по заявлению ответчика указанный срок продлевался, но до настоящего времени вышеуказанная денежная сумма ответчиком не выплачена.
Со ссылкой на положения ст. 137 Трудового кодекса РФ истец просил удовлетворить заявленные им требования.
Представитель истца Гиголян P.M. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Картавенко Н.Н. в судебном заседании 22 января 2018 года исковые требования признал. Дополнительно пояснил, что он только устроился на новую работу, заработную плату еще не получал, поэтому не смог возвратить денежные средства. Готов выплатить указанную сумму в течение трех месяцев.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе, доводы которой повторяют позицию заявителя в суде первой инстанции, глава Администрации Бежецкого района Тверской области Бакшт В.Б. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца Лихачеву Т.В, поддержавшую доводы жалобы, ответчика Картавенко Н.Н, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 17 ноября 2014 года Картавенко Н.Н. принят на должность муниципальной службы Бежецкого района Тверской области и.о. заведующего отделом строительства и архитектуры администрации Бежецкого района.
С 29 октября 2015 года ответчик Картавенко Н.Н. по результатам конкурса назначен на должность муниципальной службы Бежецкого района - заведующего отделом строительства и архитектуры администрации Бежецкого района с оплатой труда согласно штатному расписанию администрации Бежецкого района.
Распоряжением Администрации Бежецкого района от 26 июня 2017 года N 409-р Картавенко Н.Н. уволен 03 июля 2017 года по собственному желанию на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ. Указанным распоряжением приказано произвести перерасчет: материальной помощи за фактически отработанное время с 01 января 2017 года по 03 июля 2017 года, единовременной выплаты к отпуску за фактически отработанное время с 01 января 2017 года по 03 июля 2017 года и единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых за фактически отработанное время с 01 января 2017 года по 03 июля 2017 года.
В связи с увольнением Картавенко Н.Н. 03 июля 2017 года был произведен перерасчет начисленных выплат. В июне 2017 на основании заявления Картавенко Н.Н. от 29 июня 2017 года из заработной платы были удержаны суммы излишне начисленных выплат: материальная помощь 4351 рубль 94 копейки, единовременная выплата - 4351 рубль 94 копейки и ежегодная денежная выплата на лечение и отдых - 20889 рублей 29 копеек. Также в июне 2017 года был произведен перерасчет удержанного НДФЛ, в результате чего долг за Картавенко Н.Н. по излишне выплаченной ежегодной денежной выплате на лечение и отдых на 01 июля 2017 года составил 15749 рублей 88 копеек (без учета НДФЛ). Частично сумма задолженности погашена в июле 2017 года - начисленная заработная плата за июль 2017 года 1149 рублей 07 копеек, с учетом предоставленного вычета на ребенка возвращен НДФЛ в сумме 32 рубля. Таким образом, суммы излишне выплаченных материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску удержаны из заработной платы за июнь 2017. Оставшаяся задолженность в сумме 14568 рублей 81 копейка является излишне выплаченной ежегодной денежной выплатой на лечение и отдых.
Как предусмотрено статьей 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 26 указанного закона виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Как предусмотрено статьей 6 Закона Тверской области от 09 ноября 2007 года N 121-ЗО "О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области", оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К ежемесячным и иным дополнительным выплатам относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты"; ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь; иные выплаты, предусмотренные законодательством.
Приведенной нормой также предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством.
В соответствии с Приложением N 7 к Положению о муниципальной службе в муниципальном образовании "Бежецкий район" Тверской области "Положение о порядке осуществления и размере единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых муниципальным служащим муниципального образования "Бежецкий район" Тверской области и лицам, находящимся на муниципальных должностях муниципального образования "Бежецкий район" Тверской области" муниципальным служащим муниципального образования "Бежецкий район" Тверской области и лицам, находящимся на муниципальных должностях муниципального образования "Бежецкий район" Тверской области, за счет средств, предусмотренных бюджетом муниципального образования "Бежецкий район" Тверской области на соответствующий финансовый год, осуществляется единовременная ежегодная денежная выплата на лечение и отдых (далее - выплата на лечение и отдых).
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Картавенко Н.Н. денежных средств в размере 14568 рублей 81 копейка не имеется.
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе.
В статье 137 Трудового кодекса РФ законодатель определилдва понятия "удержание" и "взыскание" из заработной платы работника.
В части 2 статьи 137 Трудового кодекса РФ дан перечень случаев, при возникновении которых работодатель вправе (но не обязан) осуществить удержания, производимые для погашения денежных обязательств работника перед организацией, где он работает.
В силу абзаца 5 части 2 статьи 137 Трудового кодекса РФ работодатель может производить удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержание за эти дни не производится, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части 1 статьи 81, пунктами 1,2,5,6 и 7 статьи 83 Кодекса.
Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании "Бежецкий район" Тверской области (в приложение N 7) предусматривает, что перерасчет суммы полученной выплаты на лечение и отдых производится пропорционально фактически отработанному времени за год, в том числе в случае увольнения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закон Тверской области от 09 ноября 2007 года N 121-30 "О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области", Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании "Бежецкий район" Тверской области, не регулируют вопросы по поводу взыскания в судебном порядке с муниципальных служащих излишне выплаченного денежного содержания.
Понятие денежного содержания приравнивается к понятию заработной платы.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Трудового кодекса РФ излишне выплаченная работнику заработная плата (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки; установления судом или комиссией по трудовым спорам вины работника в невыполнении норм труда или при простое; установления судом неправомерных действий работника, в результате которых работнику была излишне выплачена заработная плата.
Из анализа положений статьи 137 Трудового кодекса РФ следует, что взыскание в судебном порядке излишне выплаченной заработной платы (к которой относятся единовременная выплата и материальная помощь) возможно лишь в предусмотренных указанной статьей исключительных случаях.
На момент увольнения Картавенко Н.Н. работодатель воспользовался правом, предоставленным частью 2 статьи 137 Трудового кодекса РФ, и произвел частичное удержание из денежного содержания ответчика, а взыскание остальной задолженности не может быть произведено в судебном порядке, так как отсутствует счетная ошибка или недобросовестность со стороны ответчика.
Поскольку при начислении и выплате Картавенко Н.Н. денежных средств на лечение и отдых работодателем не было допущено счетной ошибки, недобросовестность со стороны ответчика не установлена, на момент увольнения ответчика работодатель воспользовался правом, предоставленным частью 2 статьи 137 Трудового кодекса РФ, и произвел частичное удержание из денежного содержания ответчика, то взыскание остальной задолженности по выплате на лечение и отдых не может быть произведено в судебном порядке.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований является верным, основанным на верном толковании норм материального права.
Разрешая спор, суд правильно установилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела, подробно мотивированы
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют правового значения по делу и не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.
С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заволжского районного суда г. Твери от 01 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Бежецкого района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Пойменова
Судьи М.В. Гудкова
Ю.В. Комарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.