Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующей судьи ФИО9,
судей ФИО8, Магадовой А.В,
при секретаре ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы администрации СП МО " "адрес"" ФИО7 на решение Бабаюртовского районного суда от "дата", которым постановлено:
"Исковое заявление ФИО1 к администрации СП МО " "адрес"" о перерасчете и взыскании невыплаченных сумм доплаты к пенсии и судебные расходы удовлетворить полностью.
Взыскать с администрации СП МО " "адрес"" в пользу ФИО1 невыплаченную пенсию в размере 831438,5 (восемьсот тридцать одна тысяча четыреста тридцать восемь) рублей 50 копеек, также государственную пошлину в размере 11514 (одиннадцать тысяч пятьсот четырнадцать) рублей.
В удовлетворении встречного иска администрации СП МО " "адрес"" к ФИО1 о перерасчете и взыскании невыплаченных сумм доплаты к государственной пенсии с применением со дня наступления таких обстоятельств в соответствии со ст. 15 Закона РД "О государственных должностях РД", отказать полностью".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО8, объяснения представителя администрации СП МО " "адрес"" ФИО5, просившего решение суда отменить, истца ФИО1, его представителя ФИО6, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации сельского поселения МО " "адрес"" "адрес" о перерасчете и взыскании невыплаченных сумм доплаты к пенсии, судебных расходов, указав в обоснование иска, что он является пенсионером, замещавшим муниципальную должность главы Бабаюртовской сельской администрации. Ему полагается ежемесячная доплата к пенсии согласно Закона РД "О государственных должностях РД" от 29.09.2011г. До конца 2015 года он получал доплату к пенсии в размере 75% исходя от размера среднемесячного заработка главы Бабаюртовской сельской администрации за минусом базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Однако с 2016 года ему положенная доплата к пенсии не выплачивается. Обратившись в 2016 году в поселковую администрацию за разъяснениями, он не смог получить вразумительного ответа на поставленные им вопросы и после долгих обращений в феврале 2017 года получил письменный ответ с приложенным перерасчетом его доплаты, из которого усматривалось, что ему, якобы, неправильно начисляли доплату к пенсии, и теперь, пока он не возвратит суммы переплат в бюджет, он данную доплату получать не будет. Обратившись к юристам с целью выяснения правовых оснований для такого перерасчета, было установлено следующее. Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости (инвалидности), повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещение муниципальной должности МО " "адрес"" работе от 1 года до 3 лет в размере 55 %, от 3 лет до 8 лет в размере - 75 %, от 8 до 12 лет в размере - 85 %, от 12 лет и выше - 95% месячного денежного вознаграждения по соответствующей муниципальной должности за вычетом фиксированного базового размера страховой части назначенной ему трудовой пенсии по старости или по инвалидности. В состав месячного денежного содержания, учитываемого при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии, включаются: должностной оклад; надбавки за классный чин, особые условия муниципальной службы; премия, поощрение. Размер среднемесячного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,8 должностных оклада (15283 рубля) по замещавшейся муниципальной должности, либо 2,8 должностного оклада, сохраненного по прежней замещавшейся муниципальной должности, т.е, не более 42792,4 рублей. Однако, в соответствии с направленным ему перерасчетом доплаты к пенсии за 2015-2017 годы, в состав среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется ему доплата к пенсии, принят только должностной оклад главы с/поселения в размере 15283 рубля, из чего доплата к пенсии составила 6903 рубля. На повторный запрос для определения месячного денежного содержания главы с/поселения, был получен ответ "дата" N с приложенными копиями штатного расписания аппарата управления МО " "адрес"" на 2015 и 2016 годы, в соответствии с которым установлено, что в среднемесячное содержание главы администрации входит: месячный оклад 15283 рубля; ежемесячное вознаграждение 30607 рублей в 2015 году и 27547 рублей в 2016г. Всего сумма среднемесячного содержания главы сельской администрации составило 45890 рублей в 2014-2015гг. и 42830 рублей в 2016-2017гг. Учитывая данный факт и требования закона, при расчёте доплаты к его пенсии надо было исходить не из должностного оклада 15283 рубля, а из суммы денежного содержания 45890 рублей за 2014-2015 год и 42830 рублей за 2016-2017 годы. В 2017 году в августе он в качестве досудебного урегулирования обратился к ответчику с указанием на неверный подход, примененный ими для перерасчета его пенсии, однако ответчик ему не ответил и отказался добровольно исполнить его требования, сославшись на то, что они лучше знают, как надо рассчитывать и, если он не согласен с ними, то он может жаловаться куда угодно. Невыплаченная сумма пенсии по его расчетам составляет 831438,5 рублей. Также ФИО1, просит взыскать с ответчика уплаченную государственную пошлину в размере 11514 рублей.
Ответчик глава администрации СП МО " "адрес"" ФИО7 возражая против иска, подал встречное исковое заявление, в котором указал, что администрация СП МО " "адрес"" не согласна с требованиями и доводами ФИО1, изложенными в исковом заявлении, по следующим основаниям. ФИО1, работавшему в должности главы администрации села Бабаюрт, была установлена ежемесячная доплата к пенсии из бюджета администрации села, в соответствии с Положением Правительства РД от "дата"г N "О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальную службу в Республике Дагестан". Данный законодательный акт и положение имели силу до принятия Народным Собранием РД Закона "О внесении изменения в статью - 15 Закона РД " О государственных должностях Республики Дагестан" от "дата". Согласно этого Закона внесены изменения в методику расчета ежемесячной доплаты к пенсиям лиц, замешавших государственную должность. Согласно абзаца 2 пункта 7 статьи 15 данного закона ежемесячные доплаты к пенсии ФИО1 должны быть пересчитаны в соответствии с изменениями начиная с "дата", то есть со дня вступления данного закона в силу. Администрация села Бабаюрт исполнила это требование закона, начиная с "дата", идя на уступки ФИО1 По закону перерасчет незаконно полученных доплат надо было пересчитать с ноября 2011 года. Представленные суду в исковом заявлении расчеты начиная с 2014 года неправильные. За базовое число главы администрации села Бабаюрт заработной платы ФИО1 взял сумму 45890 рублей, за 2016 -2017г.г. - 42830 рублей, что неправильно, так как он применяет полную заработную плату, которая выплачивается ему, как главе администрации, главе муниципального образования и Председателю Собрания депутатов села, что предусмотрено Уставом МО " "адрес"". В этом случае, согласно пункта 2 статьи 15 Закона ежемесячная доплата к пенсии лицу, замешавшему государственную должность РД 75% исчисляется от месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности РД, за вычетом фиксированного базового размера страховой части назначенной ему трудовой пенсии по старости. Такой размер денежного вознаграждения главы муниципального образования (главы администрации села) составляет на сегодня 14150,0 рублей в месяц. Ни один муниципальный работник, который оставил должность и вышел на пенсию по старости, не получал и не получает надбавки к пенсии более 7,0 тыс. рублей.
Администрация села Бабаюрт просит не только отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1, но и принять решение о применении требований Закона РД "О внесении изменения в статью-15 закона РД "О государственных должностях РД" от "дата", то есть, пересчитать доплаты к пенсии лицу, замещавшему государственную должность РД - бывшему главе администрации села Бабаюрт ФИО1, начиная с ноября 2011 года.
ФИО1 являлся только главой администрации села Бабаюрт и не замешал функции и должности главы муниципального образования и председателя Собрания депутатов МО " "адрес"", как это предусмотрено по Уставу МО " "адрес"" на сегодня. В то время, когда он работал главой администрации, еще не был принят федеральный Закон N-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и действовал совсем другой Устав сельского поселения, где такие функции, как глава муниципального образования и председателя Собрания депутатов главе администрации села, не предусматривались по закону. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 В связи с несогласием ФИО1 по не начислению ему администрацией села Бабаюрт доплат к государственной пенсии из бюджета администрации села, до погашения им незаконно полученных сумм доплат за 2013, 2014, 2015 годы, нарушение законодательства РД по данному вопросу в соответствии с Законом РД "О внесении изменения в статью 15 Закона РД "О государственных должностях РД" и Постановления Правительства РД, от "дата" N "О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в РД" просит суд принять решение о применении данных актов законодательства со дня наступления таких обстоятельств в соответствии со статьей -15 п-7 Закона РД от "дата" То есть расчет (перерасчет) доплат к государственной пенсии ФИО1 из бюджета администрации села Бабаюрт произвести, начиная с 2013 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации СП МО " "адрес"" ФИО7 просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что суд не изучил приложенные к возражениям на иск документы, руководствовался законами и законодательными актами Правительства РД, которые утратили силу, не взял во внимание изменения, внесенные в эти документы в последующие годы. Суд полностью игнорировал методику расчета муниципальных доплат к основной пенсии ФИО1, которая принимается муниципалитетами на основании законов РД по данному вопросу.
В возражениях относительно апелляционной жалобы ФИО1 просит оставить решение суда без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от "дата" N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ от "дата" "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствии с данным федеральным законом.
Законом Республики Дагестан от "дата" N "О муниципальной службе в Республике Дагестан" с изменениями от "дата" N 69, от "дата" N 7, от "дата" N 82 определено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами.
В целях приведения "Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим
муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района " "адрес"" Республики Дагестан", принятого решением Собрание депутатов муниципального района от "дата" NРС в соответствии с ФЗ от 23.05.2016 N-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации отдельным категориям граждан", Законом Республики Дагестан от "дата" N "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан" с изменениями от "дата" N 82 и от "дата" N 69, Законом РД от "дата" N "О государственных должностях Республики Дагестан" с изменениями от "дата" N, Собранием депутатов муниципального района было принято Решение:
Утвердить "Положение о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района " "адрес"" Республики Дагестан" в прилагаемой редакции.(распространяющееся на правоотношения с "дата")
Согласно части 1 и 2 статьи 6 "Размеры пенсий за выслугу лет" Положения о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района " "адрес"" Республики Дагестан к Решению Собрания депутатов муниципального района от "дата" NРС:
муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно Приложению N к настоящему Положению, в размере 45 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего, определенного в соответствии со статьей 8 настоящего Положения.
Размер пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы, исчисляется исходя из их среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев муниципальной службы непосредственно перед увольнением.
Как установлено судом, ФИО1, замещавшему муниципальную должность главы сельской администрации, исходя из стажа муниципальной службы, установлена ежемесячная доплата в размере 75% к государственной пенсии по старости.
Размер пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы, исчисляется исходя из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы непосредственно перед увольнением.
Для определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет лицам, имеющим право на эту пенсию, учитывается денежное содержание муниципальных служащих, состоящее из следующих выплат: должностной оклад; оклад за классный чин; ежемесячные надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы и выслугу лет; премия; поощрение.
Размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,8 должностных оклада по замещавшейся муниципальной должности, либо 2,8 должностного оклада, сохраненного по прежней замещавшейся муниципальной должности.
В соответствии со статьей 10 часть 8 Положения, при повышении в централизованном порядке размера денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы размер назначенной муниципальному служащему пенсии за выслугу лет подлежит перерасчету в централизованном порядке. В случае отсутствия соответствующей должности муниципальной службы перерасчет производится исходя из увеличения размера денежного содержания по аналогичной должности в органе местного самоуправления муниципального района, в котором муниципальный служащий проходил муниципальную службу, или его правопреемнике.
Статьей 11 Положения. "Порядок индексации пенсии за выслугу лет": Пенсии за выслугу лет муниципальным служащим индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) муниципальных служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 6 и 8 настоящего Положения, в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан.
Согласно утвержденного положения "О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района " "адрес"" Республики Дагестан", среднемесячный заработок - денежное содержание, денежное вознаграждение муниципального служащего, учитываемые для исчисления размера пенсии за выслугу лет и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу:
- должностной оклад - месячный оклад муниципального служащего в
соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы,
устанавливаемый законом Республики Дагестан.
Судом установлено, что в среднемесячный заработок главы сельской администрации входит: месячный оклад 15283 рубля; ежемесячное вознаграждение 30607 рублей в 2015 году и 27547 рублей в 2016г.
Всего сумма среднемесячного заработка главы сельской администрации составило: - 45890 рублей в 2014-2015гг. и 42830 рублей в 2016-2017гг.
Учитывая данный факт и требования закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при расчёте доплаты к пенсии надо исходить не из должностного оклада 15283 рубля, а из суммы среднемесячного заработка 45890 рублей за 2014-2015 год и 42830 рублей за 2016-2017 годы.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиямист. 67ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального и процессуального права при разрешении данного иска судом применены верно.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в пределах действия статей 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Бабаюртовского районного суда от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации СП МО " "адрес"" ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.