Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Гончарова И.А. и Хираева Ш.М., при секретаре Абакаровой Р.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МРИ ФНС России N по РД к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 32344 рубля, по апелляционной жалобе заместителя начальника МРИ ФНС России N по РД ФИО7 на решение Кизилюртовского городского суда РД от "дата", которым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К, судебная коллегия
установила:
МРИ ФНС России N по РД обратилось в суд с административным иском к ФИО8 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 32344 рубля, мотивируя требования тем, что ФИО2 состоит у них на налоговом учете. Ответчик в соответствии с п. 1 ст.23 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со ст. 17.1 КАС РФ истцом было направлено мировому судье судебного участка N "адрес" заявление в отношении должника ФИО2 3.Н. о вынесении судебного приказа.
"дата" мировым судьей судебного участка N вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по имущественным налогам в сумме - 32 345,61 рублей. По заявлению ФИО2 "дата" мировым судом судебный приказ был отменен.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
За ФИО2 на правах собственника зарегистрированы транспортные средства: г/н: М 707 КУ 05, марка/модель: ФИО1 LAND CRUISER 200, V1N: N, год выпуска 2009, дата регистрации права "дата" 0:00:00; г\н N, марка/модель: ФИО1, VPN: JTM1IV09J705005709, год выпуска 2009, дата регистрации права "дата", дата утраты права "дата".
Налоговые ставки утверждены ст. 2 Закона РД "О транспортном налоге" от "дата", сроки уплаты транспортного налога установлены п. 4 ст. 4 данного Закона РД (с последующими изменениями).
В связи с неуплатой транспортного налога ФИО2 в установленные НК РФ сроки, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.
Налоговым органом в отношении ФИО2 выставлено требование от "дата" N об уплате налога, в котором сообщалось о наличии задолженности и о сумме начисленной на недоимку пени.
До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
Судом первой инстанции постановлено решение от "дата", которым в удовлетворении административного иска отказано.
В поданной заместителем начальника МРИ ФНС России N по РД ФИО7 апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене незаконного решения суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права.
Возражения на доводы апелляционной жалобы не поданы.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания апелляционной инстанции, в связи с неявкой (ст. 150 и ст. 307 КАС РФ).
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными по делу доказательствами, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, административный ответчик ФИО8 является плательщиком транспортного налога. В нарушение ст. 45 НК РФ ею не исполнена установленная законом обязанность по уплате транспортного налога.
Налоговым органом в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога от "дата" N.
В связи с неуплатой налогов, налоговый орган направил в адрес ответчика требование от "дата" N об уплате недоимки по транспортному налогу и пени за просрочку уплаты транспортного налога, с предложением ответчику их уплаты. Однако в добровольном порядке административным ответчиком требование налогового органа не было исполнено. Данное послужило основанием для обращения административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
Мировым судьей судебного участка N "адрес" был вынесен судебный приказ от "дата" о взыскании с ФИО2 задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество в размере 32345 рублей 61 копейка.
По заявлению ФИО2 определением мирового судьи судебного участка N "адрес" от "дата" судебный приказ отменен.
Впоследствии административный истец обратился в Кизилюртовский городской суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что согласно Федеральному закону от "дата" N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ" (далее Федеральный закон от "дата" N 436-ФЗ) признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на "дата", задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
При таких обстоятельствах, задолженность по транспортному налогу, образовавшаяся за ФИО9 за 2014 год в размере 32 344 рубля подлежит списанию и данное является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия находит данный вывод суда неправильным, несоответствующим нижеприведенным требованиям Налогового кодекса РФ и КАС РФ о порядке взыскания обязательных платежей и санкций, в связи с чем обжалуемое решение суда является незаконным и подлежит отмене ввиду следующего.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 НК РФ.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 НК РФ).
В соответствии со статьей13 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам, регулируется нормами главы 28 НК РФ. Согласно статье356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Пунктом 6 ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п. 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы (п. 1 ст. 48 НК РФ).
По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Мировым судьей судебного участка N "адрес" был вынесен судебный приказ от "дата" о взыскании в пользу административного истца с ответчика ФИО2 задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество в размере 32345 рублей 61 копейка.
По заявлению ФИО2 определением мирового судьи судебного участка N "адрес" от "дата" судебный приказ был отменен.
Впоследствии административный истец обратился в Кизилюртовский городской суд с административным иском к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 32344 рубля.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от "дата" N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации":
- установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на "дата", задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся па дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням;
- установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российское! Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на "дата", числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
Согласно закону, безнадежными к взысканию и подлежащими списанию могут признаваться: недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на "дата".
В силу требований п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ и п. 4 ст. 4 Закона РД oт "дата" "О транспортном налоге" устанавливающие порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно данным положениям закона, транспортный налог за 2014 год налогоплательщиком - физическим лицом подлежал уплате до "дата".
Следовательно, задолженность по транспортному налогу в сумме 32 344 рублей за ФИО2 образовалась по состоянию на "дата", который не подпадает под налоговую амнистию.
С учетом изложенного и приведенных правовых положений, судебная коллегия, что оснований для отказа в удовлетворении административного иска по выводам, приведенным судом первой инстанции в обжалуемом решении, по материалам настоящего административного дела не имелось.
Решение суда об этом не соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам, и которые, по мнению судебной коллегии, основаны на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела.
В настоящее время сведений о том, что ответчиком исполнена обязанность по уплате транспортного налога материалы дела не содержат, как и доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Решение суда первой инстанции не соответствует требованиям ч. 1 ст. 176 КАС РФ и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от "дата" N "О судебном решении" о законности и обоснованности и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 308-310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу заместителя начальника МРИ ФНС России N по РД ФИО7 удовлетворить.
Решение Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от "дата" отменить. Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление МРИ ФНС России N по РД к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 32344 рубля, удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в бюджет Республики Дагестан задолженность по транспортному налогу в размере 32344 (тридцать две тысячи триста сорок четыре) рубля 00 копеек.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.