Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В,
судей Юрьевой М.А, Варнавского В.М,
при секретаре Горской О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица комитета администрации Волчихинского района Алтайского края по образованию и делам молодежи на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 21 декабря 2017 года
по делу по иску прокурора Волчихинского района Алтайского края, действующего в интересах Ивановой Натальи Сергеевны, к МКДОУ "Волчихинский детский сад N 2" о признании незаконными действий, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Юрьевой М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Волчихинского района Алтайского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах Ивановой Н.С. к МКДОУ "Волчихинский детский сад N 2" о признании незаконными действий по начислению и выплате заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации, возложении обязанности установить Ивановой Н.С. с 01.09.2014 заработную плату не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25% до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо прекращения трудовых отношений, взыскании с ответчика недоначисленной заработной платы.
В обоснование требований указал, что в результате проведенной в МКДОУ "Волчихинский детский сад N 2" проверки соблюдения трудового законодательства установлено, что работнику Ивановой Н.С. заработная плата начисляется и выплачивается работодателем в размере, не соответствующем требованиям трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N325/24 в Алтайском крае установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 15%.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N 4-р, размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Волчихинского района, повышен с 15 до 20%.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с 01.01.1998 районного коэффициента к заработной плате с 20 до 25%, в том числе и для Волчихинского района, в связи с тяжелыми климатическими условиями.
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 07 октября 2014 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Признаны незаконными действия МКДОУ "Волчихинский детский сад N 2" по начислению и выплате Ивановой Н.С. заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
Возложена обязанность на МКДОУ "Волчихинский детский сад N 2" установить заработную плату Ивановой Н.С. с 01.09.2014 в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25 %, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо прекращения трудовых отношений.
С МКДОУ "Волчихинский детский сад N 2" взыскана в пользу Ивановой Н.С. недоначисленная заработная плата за август 2014 года в размере "данные изъяты" рублей.
В доход бюджета муниципального образования Волчихиский район Алтайского края с МКДОУ "Волчихинский детский сад N 2" взыскана государственная пошлина 400 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 10 декабря 2014 года апелляционная жалоба третьего лица комитета по образованию администрации Волчихинского района Алтайского края решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 07 октября 2014 года оставлена без удовлетворения.
Определением Волчихинского районного суда Алтайского края от 12 декабря 2016 года решение суда от 07 октября 2014 года отменено по новым обстоятельствам в соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 08 февраля 2017 года определение Волчихинского районного суда Алтайского края от 12 декабря 2016 года оставлено без изменения, частная жалоба истца Ивановой Н.С. - без удовлетворения.
При новом рассмотрении дела в судебном заседании первой инстанции процессуальный истец, основываясь на доводах, изложенных в исковом заявлении, требования уточнил, просил признать незаконными действия ответчика по начислению и выплате истцу заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством, обязать ответчика установить истцу заработную плату с 01.09.2014 в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25%, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений.
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 21 декабря 2017 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Признаны незаконными действия МКДОУ "Волчихинский детский сад N 2" по начислению и выплате Ивановой Н.С. заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
Возложена обязанность на МКДОУ "Волчихинский детский сад N 2" установить заработную плату Ивановой Н.С. с 01.09.2014 в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25 %, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство, либо до прекращения трудовых отношений.
В апелляционной жалобе третье лицо комитет администрации Волчихинского района Алтайского края по образованию и делам молодежи просит решение суда отменить, принять новое. В обоснование жалобы указывает, что право на установление минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента в размере 25% возникает у истца с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 07 декабря 2017 года N 38-П, соответственно, выводы суда о начислении заработной платы с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25 %, начиная с 01.09.2014, не обоснованы.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Волчихинского района просит оставить ее без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Беспалова М.И. доводы возражений поддержала, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли. Руководствуясь нормами ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Судом установлено, что Иванова Н.С, состоящая в трудовых отношениях с ответчиком в должности помощника воспитателя, получает заработную плату не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при этом районный коэффициент в размере 25% входит в состав заработной платы в указанном размере и не начисляется сверх МРОТ.
Удовлетворяя иск прокурора об установлении материальному истцу заработной платы не ниже установленного минимального размера месячной заработной платы в Алтайском крае при полностью отработанной норме рабочего времени и выполнении нормы труда (должностных обязанностей) с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 1,25, суд с учетом положений ст.ст. 129, 133, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к верному выводу о том, что размер заработной платы работника с учетом всех надбавок должен быть менее минимального размера оплаты труда. При этом в указанную сумму районный коэффициент включению не подлежит.
С данной правовой позицией судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере (ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Данные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом районный коэффициент должен начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, поскольку в противном случае заработная плата в местностях с особыми климатическими условиями не будет отличаться от оплаты труда в регионах с благоприятным климатом. Данное обстоятельство являлось бы нарушением конституционного принципа равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства обеспечить справедливую основанную на объективных критериях заработную плату и не допускать применением одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 данного Кодекса, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС от 17 августа 1971 года N 325/24 принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03 января 1972 года N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Волчихинского района, повышен до 1,20.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате до 1,25, в том числе и для Волчихинского района, в связи с тяжелыми климатическими условиями.
Судебная коллегия, анализируя материалы дела, полагает о допущенных работодателем нарушений прав истца на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особым и климатическими условиями.
Системное толкование положений ст. ст. 129, 133, 146, 148, 315 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст. ст. 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право истца на установление минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента в размере 25% возникает только с момента принятия Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 N 38-П, и должно распространяться на будущие трудовые отношения, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 07.12.2017 N 38-П, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации представляют собой итоговые выводы Суда, образуемые путем сопоставления конституционной и отраслевой норм права, в силу чего они отражают должное с конституционной точки зрения правовое регулирование соответствующих общественных отношений.
Таким образом, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации направлены на конституционное правовое толкование, уточнение существующих правовых норм, подлежащих применению на территории Российской Федерации.
В то же время судом первой инстанции при принятии решения применены правовые нормы, существовавшие как на момент спорных правоотношений, так и на момент принятия Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 07.12.2017 N 38-П, которым лишь дано толкование соответствующим нормам права, являющееся общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
С учетом изложенного, судом первой инстанции с учетом установленных обстоятельств дела и соответствующих правовых норм, обоснованно удовлетворены исковые требования.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба является необоснованной, а оспариваемое решение суда по доводам жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета администрации Волчихинского района Алтайского края по образованию и делам молодежи - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.