Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего
судей
при секретаре
с участием прокурора
Храмцовой В.А,
Медведева А.А, Рудь Е.П,
Поздняковой А.А,
Беспаловой М.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца администрации города Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 18 января 2018 года по делу
по иску администрации города Бийска к Дуплинской Любови Федоровне о выселении без предоставления иного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Медведева А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация г.Бийска, являясь собственником "адрес" жилом "адрес" по улице "адрес" в "адрес", обратилась в суд с иском к ответчику Дуплинской Л.Ф. о выселении ее из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. В обоснование иска указывала, что упомянутый жилой дом признан аварийным и подлежащим расселению, что следует из муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда г.Бийска" на 2013-2016 годы, утвержденной постановлением администрации г.Бийска от 18 октября 2016 года N2141 "О внесении изменений в постановление администрации "адрес" от 18 апреля 2013 года N1165 "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда г.Бийска" на 2013-2016 годы", при этом спорное жилое помещение в указанную программу не включено. На основании постановления администрации г.Бийска от 10 июня 2015 года N1098 нанимателем спорного жилого помещения была ответчик Дуплинская Л.Ф, тогда как в настоящее время заключенный с ней договор краткосрочного найма прекращен в связи с истечением срока его действия.
Несмотря на это ответчик продолжает проживать в спорном жилом помещении, от заключения договора краткосрочного найма иного жилого помещения отказалась.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 18 января 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Оспаривая постановленный судебный акт, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает на то, что вопреки выводам суда, спорное жилое помещение не относится к маневренному фонду. Постановление об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду администрацией г.Бийска не издавалось. Ответчик утратила право пользования жилым помещением по причине истечения срока действия договора краткосрочного найма, притом, что такое основание для выселения не предусматривает возможность предоставления иного жилого помещения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Беспалова М.И. просила оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.
В ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.
Решением жилищной комиссии администрации г. Бийска от 15 мая 2015 года N11 Дуплинская Л.Ф. с 15 апреля 2015 года включена в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Сведения о правах на имеющиеся у Дуплинской Л.Ф. объекты недвижимого имущества отсутствуют, что следует из выписки из ЕГРН по состоянию на 2 ноября 2017 года, справки от Бийского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от 8 апреля 2015 года N22042.
Согласно постановлению администрации г.Бийска "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в городе Бийске" от 22 января 2010 года N150 многоквартирный жилой "адрес" по ул. "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Количество жилых помещений равно 19, общей площадью 588, 9 кв.м, из которых пустующих 3 (64, 1 кв.м).
Исходя из муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда г. Бийска" на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением администрации г. Бийска от 18 апреля 2013 года N1165, с учетом постановления администрации г.Бийска от 18 октября 2016 года N2141 "О внесении изменений в постановление администрации г. Бийска от 18 апреля 2013 года N1165 "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда г. Бийска" жилой "адрес" по ул. "адрес" в "адрес" планируется переселить в третьем квартиле 2017 года, снести в третьем квартале 2018 года, число жителей подлежащих переселению составляет 56. Количество расселяемых жилых помещений равно 19.
Квартира *** расположенная в указанном жилом доме находится в собственности муниципального образования г.Бийск, что отражено в реестре объектов муниципальной собственности г.Бийска актуальной на 13 сентября 2017 года.
На основании заявления Дуплинской Л.Ф. от 28 мая 2015 года, и Постановления администрации г.Бийска Алтайского края N1098 10 июня 2015 года между муниципальным образованием г.Бийск (наймодатель) и Дуплинской Л.Ф. (наниматель) заключен договор N74 краткосрочного найма данного жилого помещения, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату в пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности для временного проживания в нем сроком на 1 год (п.1 договора).
Согласно п. 2 договора жилое помещение предоставлено в связи с отсутствием у нанимателя жилья. В силу п.16 договор прекращается в связи с прекращением срока действия договора. Наниматель обязан при расторжении или прекращении настоящего договора освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке (под.11 п.6 договора).
Согласно выписки из домовой книги по указанному адресу Дуплинская Л.Ф. состояла на регистрационном учете с 17 июля 2015 года по 10 июня 2016 года.
Актом обследования жилой площади от 1 сентября 2017 года установлено фактическое проживание Дуплинской Л.Ф. по состоянию на указанную дату.
1 сентября 2017 года Дуплинской Л.Ф. предложено заключить для временного проживания договор краткосрочного найма жилого помещения маневренного жилищного фонда, расположенного по адресу: "адрес", на что ответчик ответила отказом.
Обращаясь с иском в суд, истец указывал, что по причине истечения срока действия договора краткосрочного найма ответчик утратила право пользования жилым помещением, а потому имеются основания для ее выселения без предоставления другого жилого помещения.
В своем заключение прокурор полагал невозможным выселение ответчика без предоставления жилого помещения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст.19, 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что спорное жилое помещение предоставлено ответчику в качестве маневренного жилого помещения, пришел к выводу, что она не может быть выселена без предоставления иного жилого помещения и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не соглашается, находя заслуживающим внимание довод жалобы в части отнесения жилого дома к маневренному фонду, исходя из следующего.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV этого Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда закреплены в ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, в числе которых значатся жилые помещения маневренного фонда (п.1 ч.1 данной статьи).
Согласно ч.2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Пунктом 12 определено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Таким образом, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд относится к компетенции полномочного на то органа, что судом первой инстанции во внимание не принято. Исходя из сообщения начальника отдела по учету и распределению жилой площади администрации г.Бийска сведения о включении спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд отсутствуют.
Вопреки выводам суда содержание договора найма не дает оснований полагать, что ответчику предоставлено жилое помещение маневренного фонда, при том, что, такой договор типовая форма которого утверждена упомянутым выше постановлением Правительства, содержит прямое указание на то, что жилое помещение отнесено к маневренному фонду на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Однако данное ошибочное толкование судом статуса спорного жилого помещения не влияет на законность постановленного судебного акта, по следующим причинам.
В силу п.п.1, 3 ст.672 Гражданского кодекса Российской Федерации в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательства. К такому договору применяются правила ст.ст.674, 675, 678, 680, п.п.1-3 ст.685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Статья 60 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) (п.1 ст.62 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч.1 ст.63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев (п.1).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне (под.3 п.2 данной статьи).
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений (п.3 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Дуплинская Л.Ф. признана малоимущей и поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях с 15 апреля 2015 года, в том числе как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания.
Более того, исходя из протокола заседания жилищной комиссии от 5 июня 2015 года N12, Дуплинская Л.Ф. проживает в спорной квартире после пожара произошедшего в "адрес" в "адрес", при том, что пожар, согласно акту о пожаре произошел 7 апреля 2004 года. Тот факт, что Дуплинская Л.Ф. проживает в спорной квартире с 2004 года, подтверждает также ее заявление от 28 мая 2015 года. Сведений о том, что за период с 2004 года до 10 июня 2015 года в спорном жилом помещении проживали иные лица, в деле не имеется. Исходя из выписки из домовой книги до 14 мая 2004 года по спорному адресу была зарегистрирована Ш.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства, дают основания полагать, что фактически между сторонами сложились отношения на основании договора социального найма. Доводы истца о заключении с ответчиком договора краткосрочного найма противоречат указанным выше обстоятельствам дела.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст.86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.86, 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором расположено жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям, установленным ч.1 ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Исходя из изложенного, учитывая приведенные выше требования закона, предусматривающие, что выселяемым из жилого помещения, занимаемое по договору социального найма, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что исковые требования о выселении ответчика без предоставления иного жилого помещения не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца администрации города Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 18 января 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.