Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А,
судей Новиковой Н.В, Соболевой С.Л,
при секретаре Клименко А.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Ушакова Александра Александровича на решение Бийского городского суда Алтайского края от 15 января 2018 года по делу
по административному исковому заявлению Ушакова Александра Александровича к администрации города Бийска об оспаривании действий и бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ушаков А.А. обратился в суд с административным иском к администрации города Бийска, в котором просил:
- признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в направлении в ответ на обращение набора текста, не имеющегося подписи уполномоченного должностного лица, иных реквизитов документа, а также в целом не отвечающего признакам документа и не являющегося таковым;
- признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в ненаправлении надлежащим образом оформленного письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, а также необеспечении формы обращения на его официальном сайте функционалом, позволяющим выбрать способ получения ответа - на адрес электронной почты или на почтовый адрес, либо обоими способами;
- признать незаконными действия, выразившиеся в ограничении гарантированного законом и Конституцией Российской Федерации права на обращения путем установления дополнительных непредусмотренных законом требований в качестве обязательных и необходимых для подачи обращения в электронной форме: указания отчества в случае, если оно отсутствует; указания адреса электронной почты, если ответ должен быть направлен в письменной форме; указания почтового адреса, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа; приложения к обращению документов и материалов в виде файлов только JPG и PDF и их размеров не более 2 мегабайт;
- обязать административного ответчика прекратить вышеперечисленные незаконные действия и бездействие, устранить ограничения гарантированного права на обращение, а также направить надлежащим образом оформленный в соответствии с требованиями закона в виде документа письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Требования мотивированы тем, что 11 сентября 2017 года и 19 сентября 2017 года административный истец направил в администрацию города Бийска обращения посредством формы на официальном сайте (http:biysk22.ru/feedback/new/php). 10 октября 2017 года и 11 октября 2017 года на электронную почту пришли ответы. Однако данные ответы не соответствуют требованиям ст.ст. 5, 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку они не оформлены на официальном бланке администрации города Бийска, не имеют исходящих номеров, дат, указаний адресата, подписей, а также отсутствуют иные реквизиты документа. Кроме того, на официальном сайте администрации города Бийска http:biysk22.ru/feedback/new/php размещена форма подачи обращения в электронном виде, в соответствии с которой графа "отчество" - обязательна для заполнения, что является нарушением ст. 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которой отчество указывается только при его наличии. Также форма обращения не позволяет выбрать способ получения ответа - на адрес электронной почты или на почтовый адрес, либо обоими способами. Сноска 1 устанавливает обязанность указать электронный адрес, так как он необходим для регистрации в системе обработки обращений, сноской N 2 установлен формат файлов JPG и PDF и их размеров не более 2 мегабайт, что не предусмотрено законом и ограничивает право на обращение. Указанными действиями и бездействием администрации нарушено право административного истца на получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 15 января 2018 года в удовлетворении требований Ушакову А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Ушаков А.А. просит отменить решение суда. В обоснование жалобы ссылается на доводы, изложенные при общении в районный суд, полагая, что им не дана ненадлежащая оценка. Дополнительно указано, что надлежащим образом оформленный письменный ответ до настоящее времени не направлен в адрес Ушакова А.А. Представление в суд данного ответа не свидетельствует о соблюдении требований закона и отсутствии нарушений прав административного истца. Не дана оценка видеозаписи, из которой следует невозможность подачи обращения при неуказании адреса электронной почты и указании почтового адреса и наоборот. Суд изменил исковые требования о признании незаконными действий по ограничению права на обращение и возложении обязанности прекратить перечисленные действия и бездействие, устранить ограничения гарантированного права на обращение, рассмотрев их применительно к обращениям от 11 сентября 2017 года и 19 сентября 2017 года, что не соответствует содержанию административного иска.
В письменных возражениях администрация города Бийска просит об оставлении решения суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив административное дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
В соответствии с подп. 3 ст. 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункт 4).
Частями 3 и 4 указанной статьи предусмотрено, что ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что 11 сентября 2017 года административным истцом Ушаковым А.А. в администрацию города Бийска подано обращение об отсутствии ливневой канализации на пересечении "адрес", в результате дождевая вода скапливается на проезжей части автомобильных дорог, препятствуя проходу пешеходов, в связи с чем Ушаков А.А. просил устранить данный недостаток.
19 сентября 2017 года административным истцом Ушаковым А.А. в администрацию города Бийска подано обращение о разрушении крыши над подъездом N *** дома "адрес", в связи с чем Ушаков А.А. просил создать комиссию, провести осмотр, подтвердить аварийное состояние и необходимость срочного демонтажа разрушенных плит на крыши дома, принять все возможные меры к скорейшему устранению опасности.
По факту обращения от 11 сентября 2017 года администрацией города Бийска 11 октября 2017 года на адрес электронной почты potreb.defense@gmail.com, указанный Ушаковым А.А. в обращении, направлен ответ, в котором разъяснено, что по "адрес" в границах "адрес" до "адрес" устроена ливневая канализация, но в связи с большим сбором дождевых и талых вод с прилегающих улиц и незначительными продольными уклонами воды с проезжей части в колодцы ливневой канализации поступают постепенно, что не нарушает требований СНиП. За счет средств из дорожного фонда Алтайского края запланированы работы по ремонту "адрес" в границах "адрес" до "адрес". Сметной документацией разработанной МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска" предусмотрены работы по отводу дождевых и талых вод.
По факту обращения от 19 сентября 2017 года администрацией города Бийска 10 октября 2017 года на адрес электронной почты административого истца направлен ответ, в котором сообщено, что в соответствии с определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 11 апреля 2017 года N 307-АД16-13243, а также в соответствии с официальными пояснениями Государственной инспекции Алтайского края, ненадлежащее содержание общедомового имущества управляющими компаниями, имеющими лицензию на право управления многоквартирными домами, в том числе ООО "УК "данные изъяты"", относится к нарушению лицензионных требований. Данные правонарушения рассматриваются судебными органами по результатам проверок Государственной инспекции Алтайского края. Административному истцу разъяснено право на обращение в отдел жилищного надзора по г. Бийску Государственной инспекции Алтайского края.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые Ушаковым А.А. ответы администрации города Бийска даны в соответствии с действующим законодательством и права Ушакова А.А. нарушены не были. Кроме того, по делу не установлены действия (бездействие) административного ответчика, касающиеся формы обращения сайте администрации города Бийска, которые бы повлекли ограничение права административного истца на обращение.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат приведенным положениям Закона и установленным по делу обстоятельствам, подробно изложенным в решении суда. Заявление Ушакова А.А. рассмотрено в установленном законом порядке, срок рассмотрения обращения не нарушен.
Доводы жалобы о том, что полученные Ушаковым А.А. по электронной почте ответы на обращения не оформлены на официальном бланке администрации города Бийска, не имеют исходящих номеров, дат, указаний адресата, подписей, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда, поскольку ответы направлены с электронной почты администрации города Бийска в форме электронного документа и содержат ответы по существу поставленных в обращениях вопросов, а также указание на должностное лицо, подписавшее ответы. Кроме того, в городской суд представлены ответы на запросы в письменной форме, которые оформлены на официальном бланке администрации города Бийска и содержат дату и номер, подпись должностного лица, с которыми административный истец не лишен возможности ознакомиться.
Ссылки в жалобе на то, что на официальном сайте администрации города Бийска размещена форма подачи обращения в электронном виде, которая, по мнению административного истца, ограничивает право на обращение, были предметом проверки городского суда и обоснованно отклонены.
Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.
В данном случае указанные административным истцом обстоятельства подачи обращения в электронном виде не препятствовали ему в подаче обращений от 11 сентября 2017 года и 19 сентября 2017 года, в связи с чем права административного истца не нарушены, и совокупность условий для удовлетворения требований отсутствует.
Утверждение в жалобе о том, что требования о признании незаконными действий по ограничению права на обращение и возложении обязанности прекратить перечисленные действия и бездействие, устранить ограничения права на обращение, заявлены безотносительно к обращениям от 11 сентября 2017 года и 19 сентября 2017 года, также не может быть принято судебной коллегией в качестве повода к отмене решения, поскольку само по себе данное утверждение не подтверждает нарушение прав административного истца, а на обращение в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц административный истец не уполномочен.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бийского городского суда Алтайского края от 15 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ушакова Александра Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.