Судья Алтайского краевого суда Соболева С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на постановление судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 26 февраля 2018 года, которым
Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, юридический адрес: "адрес",
"адрес", ОГРН ***, ИНН ***,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 16 января 2018 года N 1, составленному заместителем начальника отдела культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Рябцевой К.Д, по результатам проведенной плановой проверки 28 ноября 2017 года выявлено, что в нарушение положений ст.ст. 47.3, 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России, Учреждение) не выполняются требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия: "Богадельня купца В. Пуртова; Здание, где размещался госпиталь раненых на фронтах Великой Отечественной войны", расположенного по адресу: "адрес" (угловой) и "Дом жилой", расположенного по адресу: "адрес", в надлежащем техническом состоянии, которые в настоящее время в отношении отдельных элементов конструкции находятся в неудовлетворительном, аварийном состоянии. В нарушение раздела III Перечня работ по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству территории, содержащегося в акте технического состояния объекта культурного наследия от 05 октября 2011 года, являющегося приложением к охранному обязательству от 17 августа 2012 года N ***, и ст. 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ремонтно-реставрационные работы не выполнены (срок выполнения: 2014-2017 годы). Кроме того, в нарушение п. 3 ст. 27 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России не установлены информационные надписи и обозначения на данных объектах культурного наследия. Бездействие ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России квалифицировано по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела судьей Центрального районного суда г. Барнаула вынесено вышеуказанное постановление, которым из объема предъявленного ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России обвинения исключено указание на нарушение Учреждением требований п. 3 ст. 27, ст. 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также раздела III Перечня работ по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству территории, содержащегося в акте технического состояния объекта культурного наследия от 05 октября 2011 года, являющегося приложением к охранному обязательству от 17 августа 2012 года ***.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России просит отменить постановление судьи, ссылаясь на недействительность результатов проверки, в связи с тем, что она проведена с грубым нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ч. 4 ст. 16, ст. 25), так как при проведении проверки руководитель либо уполномоченный представитель юридического лица не присутствовал, акт проверки в адрес ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России не направлялся, при этом Матиенко А.П. - начальник отдела по общим вопросам деятельности учреждения, которому нарочно был вручен акт проверки, уполномоченным представителем юридического лица не является (доверенность, приказ либо должностная инструкция названного лица с указанием полномочий на присутствие при проведении проверки, получение акта проверки в материалах дела отсутствуют). Пунктом 1.7 Устава предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы, однако, несмотря на неоднократные обращения к учредителю, средства для проведения капитального ремонта здания, расположенного по адресу: "адрес", не выделялись. Кроме того, в связи с заключением 17 июля 2017 года договора безвозмездного пользования спорным имуществом с Краевым автономным учреждением " "данные изъяты"" на трехлетний срок, обязательства по содержанию этого имущества перешли к указанному лицу, поэтому ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России не является субъектом вмененного административного правонарушения. При этом объект, расположенный по "адрес", на праве оперативного управления Учреждению не передавался.
В судебное заседание законный представитель ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем дело может быть рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России Рожкову О.И, оснований для отмены постановления судьи не нахожу.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением (абз. 2 п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что решением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 21 августа 1990 года N 327 "Богадельня купца В. Пуртова", расположенная по адресу: "адрес", отнесена к памятникам архитектуры, подлежащим государственной охране как памятники местного значения. Согласно списку вновь выявленных памятников истории и культуры Алтайского края, утвержденному постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 11 марта 1998 года N 83, к памятнику истории и культуры местного значения относится также "Дом жилой", расположенный в "адрес").
Приказами Минкультуры России от 05 февраля 2016 года N 33304-р, от 14 марта 2016 года N 34337-р вышеназванные объекты зарегистрированы в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В настоящее время здание поликлиники и земельный участок по адресу: "адрес" принадлежат на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права "адрес" от 28 мая 2012 года и "адрес" от 29 декабря 2012 года соответственно.
17 августа 2012 года ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России выдано охранное обязательство уполномоченному государственному органу в области охраны объектов культурного наследия - управлению Алтайского края по культуре и архивному делу, в том числе, по осуществлению расходов на содержание Памятника ("Богадельня купца В. Пуртова; Здание, где размещался госпиталь раненых на фронтах Великой Отечественной войны" по "адрес", "Дом жилой" по "адрес"), а также принятие участия в работах по сохранению Памятника, предусмотренных актом технического состояния, составляющим неделимое целое с данным охранным обязательством.
Вместе с тем по результатам проведенной плановой проверки соблюдения требований в области охраны объектов культурного наследия установлено, что здания: "Богадельня купца В. Пуртова; Здание, где размещался госпиталь раненых на фронтах Великой Отечественной войны", расположенное по адресу: "адрес", а также "Дом жилой" по адресу: "адрес" находятся в аварийном состоянии, помещения захламлены строительным мусором, состояние отдельных элементов конструкций, цокольной части, отмостки, стен, наружной версты кирпичной кладки, покрытия кровли, водостока неудовлетворительное, почти полностью утрачено ограждение углового балкона. Состояние объекта культурного наследия в результате непроведения первоочередных противоаварийных, ремонтно-восстановительных работ, а также под воздействием природных факторов в настоящее время ухудшается.
Невыполнение ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России требований по осуществлению расходов на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом состоянии подтверждается протоколом об административном правонарушении от 16 января 2018 года N 1; актом проверки от 28 ноября 2017 года N 02-01-24/09 и приложенными к нему фотографиями; предписанием от 28 ноября 2017 года N 02-01-21/08.
Таким образом, вывод судьи о наличии в действиях ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Постановление о привлечении ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 данного Кодекса, оснований для его изменения из материалов дела не усматривается.
Вопреки доводам жалобы право ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России на защиту не нарушено, поскольку о проведении проверки названное Учреждение было уведомлено (л.д. 24 оборот), при этом обязательного участия руководителя юридического лица при проведении проверки не требовалось. Объяснения относительно выявленного нарушения даны руководителем - главным экспертом по медико-социальной экспертизе ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России Гончаренко А.Г. и защитником Р. О.И. в день составления протокола об административном правонарушении - 16 января 2018 года (л.д. 1-7, 69-73)
В связи с этим лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не было лишено возможности представить доказательства соблюдения требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" по содержанию и использованию объектов культурного наследия в надлежащем техническом состоянии.
Кроме того, такие доказательства не представлены и при рассмотрении настоящей жалобы.
То обстоятельство, что ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России финансируется за счет средств бюджета, не имеет иных источников дохода и, как следствие, возможности нести затраты на ремонт спорных объектов недвижимости, не предусмотренные бюджетной сметой, не свидетельствует об отсутствии состава вмененного административного правонарушения и не может служить основанием для освобождения от установленной законом ответственности.
Ссылка в жалобе на то, что ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России не является субъектом административного правонарушения ввиду заключения 17 июля 2017 года договора безвозмездного пользования спорным имуществом с Краевым автономным учреждением " "данные изъяты"" не принимается, так как обязанность осуществлять расходы на содержание предоставленного учреждению на праве оперативного управления объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии возложена законом на такое учреждение (абз. 2 п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Утверждение в жалобе о том, что объект, расположенный по "адрес", во владение ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России на праве оперативного управления не передавался, подлежит отклонению, учитывая, что распоряжением Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула от 11 декабря 2014 года N 1852 "Об адресации объектов недвижимости" был подтвержден существующий адрес объекта культурного наследия "Дом жилой", середина XIX века, а именно: Российская Федерация, "адрес" (л.д. 106).
Поскольку доводы жалобы не опровергают обоснованности выводов судьи, а также учитывая, что каких-либо существенных нарушений, влекущих отмену, изменение постановления по делу не установлено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, жалобу Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья С.Л. Соболева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.