Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Голубевой И.В,
судей Александровой Н.А, Минеевой В.В,
при секретаре Хасанове Р.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 декабря 2017 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Минеевой В.В, выслушав объяснения представителя Валиевой Ф.З, Ахуновой З.З, Галиева Ф.З. - Хабибрахмановой Г.В, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Валиева Ф.З, Ахунова З.З, Галиев Ф.З. обратились в суд с исковым заявлением к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об установлении факта принадлежности документов, факта брачных отношений, признании права собственности на доли в праве общей долевой собственности на жилой дом в порядке наследования.
Требования мотивированы тем, что они являются наследниками имущества своего отца - Галиева З.М. в документах которого в написании отчества, предположительно, при обмене паспорта гражданина СССР, сделана ошибка, указано - Миргалеевич, что препятствует принятию наследства, в том числе жилого адрес.
После смерти отца открылось наследство, в состав которого входит жилой дом, расположенный по адресу: адрес иное имущество. На момент смерти Галиев З.М. проживал и был зарегистрирован в доме адрес, совместно с ним постоянно проживала и была зарегистрирована жена Галиева Н.А. Наследниками первой очереди по закону после смерти Галиева З.М. являются его супруга Галиева Н.А, сын Галиев Ф.З, дочь Валиева Ф.З, дочь Ахунова З.З. Дети умершего отказались от принятия наследства в пользу матери - жены наследодателя Галиевой Н.А. путем подачи соответствующих заявлений нотариусу по месту открытия наследства. Галиева Н.А. фактически приняла наследство, открывшееся после смерти супруга, но свои права на принадлежащее ему имущество не оформила. дата. Галиева Н.А. умерла, после ее смерти открылось наследство, в состав которого входит также принятое, но не оформленное ею наследство, открывшееся после смерти мужа Галиева З.М, в том числе жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: адрес. Согласно справке N... от 1 ноября 2017 г. отдела по работе с отдаленными территориями управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства адрес городского округа адрес Республики Башкортостан Галиева Н.А. проживала и была зарегистрирована в доме адрес. В установленный законом срок все три наследника первой очереди по закону обратились к нотариусу с заявлениями о выдаче свидетельства о праве на наследство. 7 ноября 2017 г. нотариусом вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия за N.., в котором указано, что в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону Ахуновой З.З, Валиевой Ф.З, Галиеву Ф.З. на имущество, расположенное по адресу: адрес, будет отказано в связи с наличием разночтений в написании отчества собственника Галиева З.М. в свидетельстве о браке, правоустанавливающих и правоподтверждающих документах на имущество и свидетельстве о смерти.
В связи с этим истцы просили суд установить, что Галиева Н.А, умершая дата, является женой Галиева З.М, умершего дата Установить, что решение Исполнительного комитета Орджоникидзевского районного Совета депутатов трудящихся города Уфы Башкирской АССР N... от 18 декабря 1957 г, акт об отводе земельного участка под индивидуальную застройку от 27 декабря 1957 г, выданные на имя Галиева З.М, договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, заключенный между Отделом коммунального хозяйства исполкома Орджоникидзевского районного Совета депутатов трудящихся и Галиевым З.М. дата, удостоверенный нотариусом третьей Уфимской государственной нотариальной конторы реестровый N... принадлежат Галиеву З.М, умершему 29 апреля 2005 г. Признать за Валиевой Ф.З, Ахуновой З.З, Галиевым Ф.З. право общей долевой собственности по 1/3 доли за каждым на жилой дом, кадастровый N.., расположенный по адресу: адрес порядке наследования.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 декабря 2017 г. исковые требования Валиевой Ф.З, Ахуновой З.З, Галиева Ф.З. об установлении факта принадлежности документов, факта брачных отношений, признании права собственности на доли в праве общей долевой собственности на жилой дом в порядке наследования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с постановленным решением суда, администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных истцами требований в полном объеме. В обоснование требований указывает, что в суд первой инстанции не учел, что разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, заключение эксперта о соответствии застроек обязательным требованиям к параметрам постройки, а также расположение испрашиваемого жилого дома в границах земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка на дату вынесения решения суда суду не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя истцов Хабибрахманову Г.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ. Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно оценил юридически значимые обстоятельства, установилих в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую правовую оценку, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Валиевой Ф.З, Ахуновой З.З, Галиева Ф.З. в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что согласно справке Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" N... от 15 ноября 2017 г. право собственности на домовладение, расположенное по адресу: адрес, зарегистрировано в ГБУ РБ "ГКО и ТИ" за Галиевым З.М. на основании договора бессрочного пользования земельным участком N... от 17 января 1958 г.
дата умер Галиев З.М, что подтверждается свидетельством о смерти N... от 30 апреля 2005 г.
Разрешая исковые требования, исходя из момента возникновения наследственных правоотношений, суд правильно применил положения Гражданского кодекса Российской Федерацию.
Как разъяснено в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.
Согласно ст. 1111 Гражданского кодекса РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Пунктом 1 ст. 1141 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (ст. 1117), либо лишены наследства (п. 1 ст. 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
На основании п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п. 1 ст. 1143 Гражданского кодекса РФ, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Как установлено п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Статьей 1153 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса РФ.
После смерти Галиева З.М. открылось наследство, в состав которого вошел жилой дом, расположенный по адресу: адрес, и иное имущество.
На момент смерти Галиев З.М. проживал и был зарегистрирован в адрес, совместно с ним проживала на постоянной основе и была зарегистрирована его супруга - Галиева Н.А, что подтверждается справкой N... от 1 ноября 2017 г, выданной отделом по работе с отдаленными территориями управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфы Республики Башкортостан (л.д.9).
Брак между Галиевым З.М. и Фаттаховой Н.А. был зарегистрирован органом ЗАГС г. Черниковск Башкирской АССР 21 июня 1951 г, актовая запись N.., после заключения брака жене была присвоена фамилия - Галиева.
Прямыми наследниками Галиева З.М. первой очереди по закону являются супруга - Галиева Н.А, сын - Галиев Ф.З, дочери - Валиева Ф.З. и Ахунова З.З.
Согласно актовой записи N... от 19 апреля 1952 г. родителями Галиевой Ф.З, 3 апреля 1951 года рождения, значатся Галиев З.М. и Фаттахова Н.А. Фамилия Галиева была изменена на Валиеву при вступлении в брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака выданным отделом ЗАГС Калининского района г.Уфы 26 декабря 1998 г.
Свидетельством о рождении, выданным отделом ЗАГС Орджоникидзевского района г.Уфы 17 декабря 1964 г, подтверждается, что родителями Галиевой З.З. являются Галиев З.М. и Галиева Н.А. При заключении брака фамилия Галиева была изменена на Ахунову (справка о заключении брака выдана архивным отделом Управления ЗАГС исполнительного комитета Нижнекамского MP Республики Татарстан 10 мая 2017 г. за N... ).
Из свидетельства о рождении Галиева Ф.З. усматривается, что в книге записей актов гражданского состояния органа ЗАГС г. Черниковск от 26 ноября 1955 г. имеется запись N... о рождении, в которой в качестве его родителей указаны Галиев З.М. и Галиева Н.А.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, во всех документах, подтверждающих факт брачных и родственных отношений, отчество наследодателя записано как Миргалеевич.
Из материалов наследственного дела к имуществу Галиева З.М. следует, что после его смерти Галиев Ф.З. Валиева Ф.З. и Ахунова З.З. отказались от принятия наследства в пользу жены наследодателя путем подачи соответствующих заявлений нотариусу по месту открытия наследства.
Утверждения истцов о том, что Галиева Н.А. наследство, открывшееся после смерти мужа приняла, но свои права на принадлежащее ему имущество не оформила, подтверждаются показаниями допрошенных в суде первой инстанции свидетелей Ибатуллиной И.Р. и Гильмутдиновой М.М.
12 апреля 2017 г. Галиева Н.А. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти N... N... от 13 апреля 2017 г.
Согласно материалам наследственного дела к имуществу Галиевой Н.А. после ее смерти открылось наследство, в состав которого входит также принятое, но не оформленное ею наследство, открывшееся после смерти мужа - Галиева З.М, в том числе и жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: адрес.
Как следует из справки N... от 1 ноября 2017 г. отдела по работе с отдаленными территориями управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, на момент смерти Галиева Н.А. проживала и была зарегистрирована в доме адрес одна.
Прямыми наследниками Галиевой Н.А. первой очереди по закону являются сын - Галиев Ф.З, дочери - Валиева Ф.З. и Ахунова З.З, которые обратились к нотариусу с заявлениями о выдаче свидетельства о праве на наследство.
7 ноября 2017 г. нотариусом нотариального округа г.Уфа Селезневой Е.А. было вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия за N.., в котором указано, что в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону Ахуновой З.З, Валиевой Ф.З, Галиеву Ф.З. на имущество, расположенное по адресу: адрес будет отказано в связи с наличием разночтений в написании отчества собственника Галиева З.М. в свидетельстве о браке, правоустанавливающих и правоподтверждающих документах на имущество и свидетельстве о смерти.
Оценивая представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент создания объекта права указанное домовладение являлось собственностью умершего адрес З.М.
В соответствии с решением исполнительного комитета Орджоникидзевского районного Совета депутатов трудящихся г.Уфы Башкирской АССР от 18 декабря 1957 года Галиеву З.М. был предоставлен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома по адрес.
Земельный участок общей площадью 504 кв.м был предоставлен на праве бессрочного пользования для возведения одноэтажного одноквартирного двухкомнатного жилого дома с надворными постройками по адресу: адрес, что подтверждается договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, заключенным между отделом коммунального хозяйства исполкома Орджоникидзевского районного Совета депутатов трудящихся и Галиевым З.М. 17 января 1958 года. Договор удостоверен нотариусом Третьей Уфимской государственной нотариальной конторы и зарегистрирован в реестре за N...
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того, направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу судом не допущено. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Голубева
Судьи Н.А. Александрова
В.В. Минеева
Справка: судья Г.З. Фахрисламова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.