Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А,
судей Голубевой И.В. и
Хакимова А.Р.
при секретаре Аминеве И.Р.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вяткина В.А, Гизатуллина Р.А, Шаповаловой Л.И, Сальникова В.Ю, Иванова А.П, Качкаевой Т.А, Трифьянчина В.М, Сайфутдинова ММ, Трифьянчиной Д.М, Кабировой В.Р, Юсупова И.У, Тюфяковой З.В, Имаева В.Е. к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании права собственности на садовые земельные участки в порядке приватизации по апелляционной жалобе Вяткина В.А, Гизатуллина Р.А, Шаповаловой Л.И, Сальникова В.Ю, Иванова А.П, Качкаевой Т.А, Трифьянчина В.М, Сайфутдинова ММ, Трифьянчиной Д.М, Кабировой В.Р, Юсупова И.У, Тюфяковой З.В, Имаева В.Е. на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А, выслушав представителя истцов - Домрачеву С.С, поддержавшую доводы апелляционной жалобы,
установила:
Вяткина В.А, Гизатуллина Р.А, Шаповаловой Л.И, Сальникова В.Ю, Иванова А.П, Качкаевой Т.А, Трифьянчина В.М, Сайфутдинова ММ, Трифьянчиной Д.М, Кабировой В.Р, Юсупова И.У, Тюфяковой З.В, Имаева В.Е. обратились в суд с иском к администрации городского округа адрес, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес о признании права собственности на земельные участки, расположенные на территории коллективного сада N... ОСТ ОАО УМПО.
В обоснование исковых требований указали, что истцы являются членами КС N... ОСТ ОАО УМПО, в пользовании каждого из них находится выделенный в установленном порядке земельный участок (участки).
Истцы обратились в администрацию адрес с заявлением о предоставлении им земельных участков в собственность. Управлением земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес отказано в предоставлении в собственность земельных участков в связи с тем, что испрашиваемые земельные находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов. На основании п. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации испрашиваемые земельные участки относятся к землям, ограниченным в обороте, которые согласно ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ не предоставляются в частную собственность.
Просили признать за Вяткина В.А. право собственности на земельный участок N.., площадью... кв.м, с кадастровым номером.., расположенный по адресу: адрес, р-н Калининский, коллективный сад N... ОСТ ОАО УМПО, категории земель населенных пунктов;
- за Гизатуллина Р.А. - на земельный участок N.., площадью... кв.м, с кадастровым номером... ;
- за Шаповаловой Л.И - на земельный участок N... площадью... кв.м с кадастровым номером... ;
- за Сальникова В.Ю. - на земельный участок N... площадью... кв.м с кадастровым номером... ;
- за Иванова А.П. - на земельный участок N... площадью... кв.м с кадастровым номером... и на земельный участок N... а площадью... кв.м с кадастровым номером... ;
- за Качкаевой Т.А. - на земельный участок N... площадью... кв.м с кадастровым номером... ;
- за Трифьянчина В.М. - на земельный участок N... площадью... кв.м с кадастровым номером... ;
- за Сайфутдиновым М.М. - на земельный участок N... площадью... кв.м с кадастровым номером... ;
- за Трифьянчиной Д.М. - на земельный участок N... площадью... кв.м с кадастровым номером... ;
- за Кабировой В.Р. - на земельный участок N... площадью 584+/-8 кв.м с кадастровым номером... ;
за Юсупова И.У. - на земельный участок N... площадью... кв.м с кадастровым номером... ;
за Тюфяковой З.В. - на земельный участок N... площадью... кв.м с кадастровым номером... ;
за Имаева В.Е. - на земельный участок N... площадью... кв.м с кадастровым номером... и земельный участок N... площадью... кв.м с кадастровым номером..,
расположенные в КС N... ОСТ ОАО УМПО.
Решением Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата в удовлетворении исковых требований Вяткина В.А, Гизатуллина Р.А, Шаповаловой Л.И, Сальникова В.Ю, Иванова А.П, Качкаевой Т.А, Трифьянчина В.М, Сайфутдинова ММ, Трифьянчиной Д.М, Кабировой В.Р, Юсупова И.У, Тюфяковой З.В, Имаева В.Е. к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании права собственности на садовые земельные участки с кадастровыми номерами.., расположенные адрес, р-н Калининский, коллективный сад N... ОСТ ОАО УМПО в порядке приватизации отказано.
В апелляционной жалобе истцами ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что утверждение суда о нахождении испрашиваемых участков во втором поясе охраны водозаборов адрес ничем не подтверждено, так как проект разработан для Южного водозабора адрес. Точки координат нахождения второго пояса относительно испрашиваемого участка ответчиком не представлены и не имеются. Полагают, что отказ в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков для ведения садоводства не основан на нормах материального права и нарушает конституционные принципы защиты прав собственности.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 2).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными нормами права, и исходил из того, что оснований для признания за истцами права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами.., расположенные адрес, р-н Калининский, коллективный сад N... ОСТ ОАО УМПО в порядке приватизации не имеется.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, КС N... располагается на землях адрес городского округа адрес, в районе реки Шугуровка по адрес Республики Башкортостан.
Согласно членским книжкам садоводов следует, что Вяткина В.А, Гизатуллина Р.А, Шаповаловой Л.И, Сальникова В.Ю, Иванова А.П, Качкаевой Т.А, Трифьянчина В.М, Сайхутдинов М.М, Трифьянчиной Д.М, Кабировой В.Р, Юсупова И.У, Тюфяковой З.В, Имаева В.Е. являются членами КС N... ОСТ ОАО УМПО и пользуются садовыми участками.
Спорные земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров.
На обращение истцов в администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность, сообщениями Управления по земельным ресурсам администрации городского округа адрес Республики Башкортостан в удовлетворении данных заявлений отказано на тех основаниях, что испрашиваемые земельные участки находятся в границах красных линий, входят в схему размещения резервируемых земель и отнесены к землям, ограниченным в обороте, а также потому, что спорные земельные участки в КС N... ОСТ ОАО УМПО находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Судом установлено, что спорные земельные участки полностью входят в санитарную зону охраны водозаборов второго пояса, что подтверждается ответом МУП "Уфаводоканал" N... от дата.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд и находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес и относится к землям, ограниченным в обороте.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Согласно Основам водного законодательства Союза ССР и союзных республик государственное управление в области использования и охраны вод в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования и охране вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со статьями 91, 98 Водного кодекса РСФСР, утверждённого ВС РСФСР 30 июня 1972 г, в целях охраны вод, используемых для питьевого и бытового водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются округа и зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Порядок установления и использования водоохранных зон (полос) определяется Советом Министров РСФСР, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР.
В целях усиления санитарной охраны водопроводов и источников водоснабжения Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР N 96 и Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17 мая 1937 г. "О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения" было предусмотрено, что в каждом населённом пункте Союза ССР, в котором имеется или строится водопровод общего пользования или водопровод для технических целей, но используемый также для обслуживания населения, обязательно устанавливается зона санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих данный водопровод (пункт 1); зона санитарной охраны источников водоснабжения делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим (пункт 2); второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки (пункт 4); зона санитарной охраны источников водоснабжения и ее подразделение на пояса устанавливается в каждом населенном пункте решением соответствующего местного совета с утверждения: советов народных комиссаров союзных республик - для столиц союзных республик и для населенных пунктов, расположенных в важнейших курортных районах (Южный берег Крыма, Кавказские Минеральные Воды, Сочи - Мацестинский район и др.), а также для краевых и областных центров и всех городов с населением свыше 200 тысяч человек; советов народных комиссаров автономных республик, краевых и областных исполнительных комитетов - для прочих населенных пунктов (пункт 6).
Главным государственным санитарным врачом СССР 18 декабря 1982 г. N 2640-82 утверждено "Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения" (далее - Положение от 18 декабря 1982 г. N 2640-82), которым определялся порядок проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и водопроводов, питающих воду хозяйственно-питьевого назначения для населения, персонала промышленных предприятий, а также для предприятий, требующих воду питьевого качества, и предназначено для организаций, проектирующих и эксплуатирующих водозаборы и водопроводы, а также для органов санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарный надзор.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в том числе с искусственным пополнением, используемую для хозяйственно-питьевых нужд.
Основной целью зон санитарной охраны является охрана от загрязнения источников водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей территории.
Судебной коллегией установлено, что в 1994 году с целью обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия источников хозяйственно - питьевого водоснабжения г. Уфы и в соответствии с санитарными правилами и нормами Положения от 18 декабря 1982 г. N 2640-82, институтом "Коммунводоканалпроект" разработан проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы". Данным проектом определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы. Вышеуказанный проект утверждён распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. за N 801 - р, опубликованным 30 июня 2017 г. в официальном интернет - портале правовой информации Правительства Республики Башкортостан.
22 августа 2008 г. на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан за N 801- р от 24 июля 1995 г. Советом городского округа г. Уфа принято решение N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа", на основании которого в государственный кадастр недвижимости ранее были внесены сведения о нахождении земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Новый проект зон санитарной охраны водных объектов г. Уфы Республики Башкортостан не разработан.
Между тем, оснований полагать, что в настоящее время отсутствует решение уполномоченного органа об утверждении зон санитарной охраны, не имеется. Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801 - р не утратило силу и подлежит применению к спорным правоотношениям.
Регулируя вопросы водопользования, Водный кодекс Российской Федерации предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьёй 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (часть 5).
При этом Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, с 01 июня 2002 г. введены в действие Санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утверждённые Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г. (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Вместе с тем определение действия во времени и пространстве ранее принятых нормативных правовых актов по вопросам границ зон санитарной охраны названными актами не ограничено.
Согласно подпункту 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Из сообщения МУП "Уфаводоканал" от дата 13-24/602 земельные участки с кадастровыми номерами... расположенные по адресу: адрес, р-н Калининский, коллективный сад N... ОСТ ОАО УМПО в соответствии проектом "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес" расположены на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения адрес. Судебная коллегия признает указанное письменное доказательство допустимым, содержащим сведения из оригинала документа, оцениваемое в совокупности с иными доказательствами по делу.
Последующее исключение указанных сведений из Единого государственного реестра недвижимости не свидетельствует о нахождении земельных участков за пределами второго пояса источника водоснабжения адрес, поскольку проектом "Санитарно - топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес" подтверждено его местонахождение в границах зон, не допускающих приватизацию земельных участков вследствие особого режима использования.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии сведений в Едином государственном реестре недвижимости о регистрации каких - либо ограничений на земельный участок не являются основанием для отмены судебного постановления, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобе о том, что суд первой инстанции неправомерно принял во внимание Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от дата N 801-р, поскольку оно опубликовано только дата, а сам проект является документом служебного пользования; выводы суда о нахождении испрашиваемых участков во втором поясе охраны водозаборов адрес ничем не подтверждены, так как проект разработан для Южного водозабора адрес, точки координат нахождения второго пояса относительно испрашиваемых участков ответчиком не предоставлены и отсутствуют, сам проект судом не исследован, не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, без учета системного и взаимосвязанного анализа положений Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок вовлечения в гражданско-правовой оборот земельного участка как объекта земельных отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ч. 1 - 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Следовательно, стороны по делу вправе предоставлять любые доказательства, достоверные и относимые доказательства, которые обосновывают их позицию в суде. Позиция истцов по делу никаким доказательствами не подтверждена, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания подвергать сомнениям представленные и вышеперечисленные доказательства.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установилобстоятельства, имеющие значение для дела. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения, оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Вяткина В.А, Гизатуллина Р.А, Шаповаловой Л.И, Сальникова В.Ю, Иванова А.П, Качкаевой Т.А, Трифьянчина В.М, Сайфутдинова ММ, Трифьянчиной Д.М, Кабировой В.Р, Юсупова И.У, Тюфяковой З.В, Имаева В.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи И.В. Голубева
А.Р. Хакимов
Справка: судья Ибрагимов А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.