Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф,
судей Субхангулова А.Н,
Якуповой Н.Н,
при секретаре Рахматуллине И.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 09 ноября 2017 года, которым постановлено:
административное исковое заявление прокурора ЗАТО Межгорье, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье о признании бездействия Администрации ЗАТО г. Межгорье по не оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые под места захоронений, расположенные в Юго-Западном микрорайоне ЗАТО г. Межгорье и Центральном микрорайоне ЗАТО г. Межгорье, а также не приведению кладбищ на территории ЗАТО г. Межгорье в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, незаконным; обязании Администрацию ЗАТО г. Межгорье устранить допущенные нарушения - удовлетворить.
Признать бездействие Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан по не оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые под места захоронений, расположенные в Юго-Западном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ) и Центральном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ), а также не приведению кладбищ на территории ЗАТО Межгорье в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, незаконным.
Обязать Администрацию ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан в срок до 01 ноября 2018 года:
устранить нарушения земельного законодательства в отношении кладбищ, расположенных в Юго-Западном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ) и Центральном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ), а именно: определить границы и размер земельных участков занятых под кладбища, а также установить площади земельных участков, необходимые для функционирования кладбищ в дальнейшем; поставить земельные участки на кадастровый учет, внести их в реестр муниципальной собственности.
спланировать территорию санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных в Юго-Западном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ) и Центральном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ), благоустроить и озеленить территорию кладбищ, организовать транспортные и инженерные коридоры.
- разработать проекты устройства кладбищ, расположенных в Юго-Западном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ) и Центральном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ), в которых предусмотреть: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зон захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны; канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории; наличие системы водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ; наличие хозяйственное-питьевое водоснабжение; определить зоны зеленых насаждений, спланировать стоянки для автотранспорта, установить урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников с подъездными путями к ним.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО Межгорье обратился в суд с иском в порядке ст. 39 КАС РФ, в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации ГО ЗАТО Межгорье РБ. В обоснований иска указано, что прокуратурой ЗАТО г. Межгорье в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле выявлены нарушения в деятельности Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье. Проверкой установлено, что на территории ЗАТО г. Межгорье имеется два места массовых захоронений: одно расположено в районе очистных сооружений Юго-Западного микрорайона ЗАТО г. Межгорье, другое расположено в районе гаражного комплекса Центрального микрорайона ЗАТО г. Межгорье. Согласно информации предоставленной МУП "Межгорьевская геодезическая контора" от 05.10.2017 года исх. N64, указанные места находятся на неразграниченных землях. Место захоронений в Юго-Западном микрорайоне ЗАТО г. Межгорье действующее и на его территории в настоящее время производятся захоронения умерших граждан. На кладбище в Центральном микрорайоне ЗАТО г. Межгорье захоронения велись с 1930-х годов и производились захоронения ГУЛАГ ОГПУ НКВД СССР, точное количество похороненных неизвестно, последние захоронения относятся к концу 1970 года. Согласно ответу Администрации ЗАТО г. Межгорье работы по размежеванию земельных участков, предназначенных для использования под места захоронения не проводились, информация о размерах участков отсутствует, земельные участки, выделенные для размещения мест погребения, на государственном кадастровом учете не состоят и государственная регистрация прав не проводилась, отсутствует их отнесение по категориям земель и по видам, разрешенного использования, проектная документация на земельные участки, предназначенные для размещения мест погребения отсутствует размер земли безвозмездно предоставляемой гражданам для погребения умерших на территории кладбищ не определен, паспортов на земельные участки предназначенные для размещения мест погребения нет. Территории кладбищ не обустроена в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Земельные участки не сформированы, кадастровые работы в отношении земельных участков не проводились, в реестре муниципальной собственности городского округа кладбища не состоят, отсутствуют сведения о границах и размерах земельных участков данных кладбищ.
Административный истец просит признать бездействие Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан по не оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые под места захоронений, расположенные в Юго-Западном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ) и Центральном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ), а также не приведению кладбищ на территории ЗАТО Межгорье в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, незаконным; обязать Администрацию ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан в срок до 01.11.2018: устранить нарушения земельного законодательства в отношении кладбищ, расположенных в Юго-Западном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ) и Центральном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ), а именно: определить границы и размер земельных участков занятых под кладбища, а также установить площади земельных участков, необходимые для функционирования кладбищ в дальнейшем; поставить земельные участки на кадастровый учет, внести их в реестр муниципальной собственности; спланировать территорию санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных в Юго-Западном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ) и Центральном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ), благоустроить и озеленить территорию кладбищ, организовать транспортные и инженерные коридоры; разработать проекты устройства кладбищ, расположенных в Юго- Западном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ) и Центральном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ), в которых предусмотреть: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зон захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны; канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории; наличие системы водоснабжения для проведения поливочных и уборочных работ; наличие хозяйственно-питьевого водоснабжения; определить зоны зеленых насаждений, спланировать стоянки для автотранспорта, установить урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников с подъездными путями к ним.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации ЗАТО г. Межгорье Кокушкину Н.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Латыпова А.В, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора ЗАТО г. Межгорье, поданное в интересах неопределенного круга лиц к администрации ЗАТО г. Межгорье по не оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые под места захоронений, расположенные в Юго-Западном микрорайоне ЗАТО г. Межгорье и Центральном микрорайоне ЗАТО г. Межгорье, а также не приведению кладбищ на территории ЗАТО г. Межгорье в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком возложенные на него обязанности по устройству и содержанию кладбищ в соответствии с требованиями санитарных норм и правил не исполняются.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан имеются места массовых захоронений: одно расположено в районе очистных сооружений Юго-Западного микрорайона ЗАТО Межгорье на землях кадастрового квартала.., (координаты условного центра: Широта 54,0708°, Долгота 57,8139°), другое расположено в районе гаражного комплекса "Лада" Центрального микрорайона ЗАТО Межгорье на землях кадастрового квартала 02:75:011836 (координаты условного центра: Широта 54,2421°, Долгота 57,9506°). Согласно информации, предоставленной МУП "Межгорьевская геодезическая контора" от 05.10.2017 исх. N 64, указанные места захоронений находятся на неразграниченных землях.
В соответствии с актом осмотра территории расположения мест захоронения на территории ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан от 05.10.2017 года старшим помощником прокурора ЗАТО г. Межгорье Латыповым А.В. с участием заместителя начальника отдела жизнеобеспечения, строительства, транспорта и связи Администрации ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан Гуляева И.О. в ходе осмотра мест захоронения в Центральном микрорайоне ЗАТО г. Межгорье установлено, что в районе гаражного комплекса "Лада" на неразграниченных землях кадастрового квартала... имеются захоронения (кладбище) примерной площадью 1 га, координаты условного центра: Широта 54,2421, Долгота 57,9506. Выборочным осмотром установлено, что места захоронения заброшены, часть земли на могилах провалилась, изгородь вокруг мест захоронения покосилась, внутри кладбище заросло травой, кустарниками, мелколесьем и бурьяном, часть деревьев упало на могилы, последние захоронения относятся к 1975-1977 годам.
На требование прокуратуры ЗАТО г. Межгорье о предоставлении копий правоустанавливающих документов администрация ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан ответом от 04.10.2017 года N06/6230 сообщила, что работы по межеванию земельных участков, предназначенных для использования под места захоронения не проводились, информация о размерах участков отсутствует. Земельные участки, выделенные для размещения мест погребения, на государственном кадастровом учете не состоят и государственная регистрация прав не производилась, отсутствует их отнесение по категориям земель и по видам разрешенного использования, проектная документация на земельные участки, предназначенные для размещения мест погребения отсутствует. Размер участка земли, безвозмездно предоставляемого гражданам для погребения умерших на территории кладбищ не определен, паспортов на земельные участки, предназначенные для размещения мест погребения нет (л.д.19-21).
Уставом городского округа ЗАТО город Межгорье РБ администрация ЗАТО Межгорье наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан. Администрация обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления городского округа.
В соответствии с п.1 ст. 6 Устава городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, к вопросам местного значения городского округа отнесено: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа; организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (л.д. 30 оборот).
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В соответствии с п.2 ст. 17 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Исходя из указанных норм законодательства и положений Устава муниципального образования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по определению границ и размера земельных участков, занятых кладбищами в Юго-Западном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ) и Центральном микрорайоне ЗАТО Межгорье (кадастровый квартал... ), постановке земельных участков на кадастровый учет, внесении их в реестр муниципальной собственности, установление санитарно-защитных зон, разработка и утверждение проектов устройства кладбищ возлагается на администрацию городского округа.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно п. 1.1 СанПиН 2.1.2882-11 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Согласно п.п. 6.2, 6.3 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и в крематориях необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости. Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.
В силу п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд явились результаты проведенной прокуратурой ЗАТО г. Межгорье проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле на территории ЗАТО г. Межгорье.
В ходе проверки установлено, что территория мест захоронений в Юго-Западном микрорайоне ЗАТО Межгорье и Центральном микрорайоне ЗАТО Межгорье не обустроена в соответствии с требованиями САНПиН 2.1.2881-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения". Земельные участки не сформированы, кадастровые работы в отношении земельных участков не проводились, в реестре муниципальной собственности городского округа кладбища не состоят, отсутствуют сведения о границах и размерах земельных участках данных кладбищ.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, установив, что содержание кладбищ, расположенных в Юго-Западном микрорайоне ЗАТО Межгорье и Центральном микрорайоне ЗАТО Межгорье не отвечает санитарным требованиям, указанным в 6.2,6.3 СанПиН 2.1.2882-11, пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на администрацию ЗАТО г. Межгорье устранить вышеназванные нарушения. В действительности суд установилнарушение уполномоченным органом - администрацией городского округа ЗАТО г. Межгорье перечисленных требований СанПиН 2.1.2882-11, которые ущемляют конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом незаконно возложена на администрацию обязанность произвести выбор земельного участка под кладбища на территории ЗАТО Межгорье при отсутствии плана развития муниципального образования и положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы не является состоятельной, поскольку решением суда на администрацию возложена обязанность не произвести выбор земельного участка под кладбища, а обязанность по устранению нарушений земельного законодательства в отношении уже имеющихся на территории ЗАТО г. Межгорье кладбищ, спланировать их территорию санитарно-защитных зон, разработать проекты их устройства. Заключение экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на отсутствие которой ссылается административный ответчик оформляется органом осуществляющим государственно санитарно -эпидемиологический надзор после предоставления администрацией проекта зон санитарной охраны.
Довод жалобы о необоснованности ссылки суда на нормы СанПиН, поскольку они распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых объектов и производств, а кладбища на территории ЗАТО г. Межгорье существуют с 30-40-х годов прошлого века, несостоятелен. В самих СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" указано, что они устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации и в том числе эксплуатации, т.е. распространяют свое действие на все кладбища, независимо от времени их образования.
Довод апелляционной жалобы о том, что на кладбище в Центральном микрорайоне ЗАТО Межгорье не осуществляются захоронения с конца 70-х годов, не имеет правового значения, поскольку содержание указанного кладбища осуществляет Администрация ЗАТО г. Межгорье в настоящее время, на территории кладбища расположен памятник жертвам политических репрессий, захороненных там, в связи с чем, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, должна руководствоваться СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, чья деятельность связана с содержанием кладбищ.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы судебного решения, в целом сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств и выводов суда, предусмотренных законом оснований для чего у судебной коллегии не имеется.
При таком положении, с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства, решение суда является законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 09 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи А.Н. Субхангулов
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.