Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Шомахова Р.Х.
судей Жернового Е.И. и Мисхожева М.Б.
при секретаре Жантуеве К.Р.
с участием: истца Акушевой Л.С, ее представителя ФИО9 и представителя ответчиков ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по иску Акушевой Лианы Сайталиевны к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным и отмене решения комиссии в части отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом N 110 от 15.12.2016 г, о признании незаконными действий Комиссии ФСИН России по КБР по оформлению и направлению рапорта и перечня прилагаемых документов на рассмотрение Комиссии ФСИН России, о возложении обязанности поставить с составом семьи из 5-ти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты,
по апелляционной жалобе Акушевой Л.С. на решение Нальчикского городского суда КБР от 31 января 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Акушева Л.С. обратилась в суд с иском, в котором просила: признать незаконным решение Комиссии ФСИН России от 15 декабря 2016 года по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части отказа ей, оформленное протоколом N 110 от 15.12.2016 г.; признать незаконными действия Комиссии ФСИН России по КБР по оформлению и направлению ее рапорта и перечня прилагаемых документов на рассмотрение Комиссии ФСИН России; обязать ФСИН России и УФСИН России по КБР поставить ее с составом семьи из 5 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента подачи рапорта 07.08.2014 г.
Требования мотивированы тем, что она проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 2000 года и общая продолжительность службы в Федеральной службе исполнения наказаний превысила 17 лет.
В августе 2014 года в связи с необеспеченностью жильем, она обратилась в территориальную комиссию (УФСИН по КБР) с рапортом о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369.
К рапорту о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты она приложила все необходимые документы.
Ее рапорт был рассмотрен 15.12.2016 года, на заседании комиссии ФСИН, где ей было отказано в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369.
Считая отказ незаконным, в исковом заявлении также указывалось, что все необходимые документы были представлены в территориальное управление ФСИН России по КБР.
При этом территориальное управление ФСИН России по КБР, в обязанности которого вменены функции по принятию, проверке перечня представленных документов и направлении их во ФСИН России для принятия решения, приняв ее документы и посчитав перечень представленных ею документов полным и достаточным для принятия решения по ее рапорту направило ее документы вместе с рапортом на рассмотрение комиссии ФСИН России.
Фактически отказ в постановке ее и членов ее семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты целиком и полностью обусловлен неслаженной работой и нарушениями порядка принятия документов Территориальной комиссией ФСИН России по КБР, а в последующем производных от них действий в необоснованном отказе Комиссии ФСИН России. Таким образом, действиями ответчиков фактически нарушены ее жилищные права и права ее семьи, которые подлежат восстановлению путем признания незаконными действий уполномоченных органов, отмены принятых решений и возложении обязанности произвести действия по постановке ее и членов ее семьи на учет.
ФСИН России и УФСИН России по КБР подали возражение, в котором просили суд отказать полностью в удовлетворении исковых требований истца.
Акушева Л.С. уточнила свои исковые требования и дополнительно просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда и расходов на оплату услуг представителя.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 31 января 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Акушева Л.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе повторяются обстоятельства и правовые основания, изложенные в исковом заявлении и дополнительно указывается, что при предоставлении заявления в Территориальную подкомиссию каких-либо требований о необходимости предоставления дополнительных документов предъявлено не было. Более того, вопреки установленному порядку его (рапорт) заявление рассматривалось комиссией ФСИН России более двух лет.
Отказ в удовлетворении заявления по мотиву отсутствия документов с учетом длительности рассмотрения заявления и отсутствия в течение указанного срока каких-либо требований о предоставлении документов, очевидно свидетельствует о нарушении прав, так как лишается возможности встать на учет в ту очередь которая полагалась по закону.
Право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья закон связывает не с регистрационным учетом сотрудника и членов его семьи, а с фактом его проживания на определенной жилой площади и нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Фактически отказ в постановке ее и членов ее семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты целиком и полностью обусловлен неслаженной работой и нарушениями порядка принятия документов Территориальной комиссией ФСИН России по КБР, а в последующем производных от них действий в необоснованном отказе Комиссии ФСИН России. Таким образом, действиями ответчиков фактически нарушены ее жилищные права и права ее семьи, которые подлежат восстановлению путем признания незаконными действий уполномоченных органов, отмены принятых решений и возложении обязанности произвести действия по постановке ее и членов ее семьи на учет.
Суд первой инстанции, в защите ее нарушенного права отказал по формальным основаниям. В частности, оставлены без внимания доводы о нарушении срока рассмотрения заявления. Также проведя проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления, территориальное управление ФСИН России по КБР каких-либо недостатков не выявила. Документы ей, для устранения недостатков не возвратила.
Кроме того в судебном заседании ею дополнительно были приобщены к материалам дела справки филиала БТИ по КБР и Росреестра РФ по КБР об отсутствии за ней, ее супругом и детьми права собственности на недвижимое имущество на всей территории РФ, таким образом ею на момент принятия решения предоставлены все документы перечисленные п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, позволявшие суду сделать вывод о ее нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х, изучив представленные материалы и доводы жалобы, выслушав поддержавших жалобу истца Акушеву Л.С. и его представителя ФИО9, возражавшего против удовлетворения жалобы представителя ФСИН России и УФСИН России по КБР - ФИО10, Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее-Правила).
Как следует из материалов дела, истец 07.08.2014г. обратилась с соответствующим рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России, оформленного протоколом N 110 от 15.12.2016г, истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369.
Указано, что сведения о месте нахождения старшей дочери в период с 01.08.2000 по 2014 год в учетном деле заявителя отсутствуют.
Представлены справки БТИ и выписки из ЕГРП на имеющиеся объекты недвижимого имущества, представленные не всеми территориальными Управления Росреестра.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N 369. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Так, п. 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, в том числе:
- копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подп. "б");
- документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подп. "и").
В исковом заявлении и апелляционной жалобе истцом не оспаривается, что направленные в комиссию ФСИН России документы на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения имели вышеприведенные недостатки.
Учитывая, что комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учет на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке, факт получения истцом документов позже не может служить основанием для удовлетворения иска.
Также в решении правильно указывается, что доводы истца о нарушении прав действиями УФСИН по КБР в той части, что не были возвращены не соответствующие перечню документы, не влияет на исход решения по делу, поскольку отказано было истцу комиссией ФСИН России, а соответственно, без признания их действий незаконными, требования о возложении обязанности поставить истца на учет удовлетворению не подлежат.
С учетом предмета и основания иска, иных значимых по делу обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 31 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акушевой Л.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х. Шомахов
судьи Е.И. Жерновой
М.Б. Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.