Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Савкуева З.У.
при секретаре Жабалиевой С.О.
с участием представителя административного истца - Общества с ограниченной ответственностью "Хозторг" Кочесокова З.Л, представителей административных ответчиков - Правительства Кабардино-Балкарской Республики Кештова А.Б. и Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике Мамишевой Б.Л, а также эксперта ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Хозторг" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и Правительству Кабардино-Балкарской Республики об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
На основании постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 января 2016 года N2-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (здания, помещения, сооружения, объекты незавершенного строительства), расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, определена по состоянию на 07 июля 2015 года кадастровая стоимость принадлежащих на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью "Хозторг" торгового павильона "Мясной", общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером N, расположенного "адрес", и павильона для торговли, общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером 07:09:0103001:62, расположенного в "адрес" (далее - спорные объекты недвижимости) в размере в размере 49996322 рублей 91 копейки и 10593845 рублей 46 копеек соответственно.
Ссылаясь на указанное и утверждая о том, что размер установленной относительно спорных объектов недвижимости кадастровой стоимости завышен и превышает размер их рыночной стоимости, которая, как это следует из отчета оценщика -
Общества с ограниченной ответственностью "Геостройпроект" N010/09/17КС от 5 сентября 2017 года, существенно ниже и на названную дату составляет 14764482 рубля и 3349408 рублей соответственно, тогда как данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы как плательщика налога на имущество, вынужденного, в связи с этим, его оплачивать в большем, нежели причитается с него, размере, Общество с ограниченной ответственностью "Хозторг" обратилось с административным исковым заявлением в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики. В поданном иске, предъявленном к Правительству Кабардино-Балкарской Республики и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, оно просило установить по состоянию на 7 июля 2015 года кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости в размере 14764482 рублей и 3349408 рублей соответственно.
Административные ответчики - Правительство Кабардино-Балкарской Республики и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике представили возражения относительно указанного административного искового заявления, в которых первое указало, по сути, о недостоверности ряда выводов, содержащихся в указанном отчете оценщика, а второе об отсутствии у него какого-либо спора с Обществом с ограниченной ответственностью "Хозторг" и, как следствие, об отсутствии юридического интереса в результате разрешения заявленного последним материально-правового требования.
В судебном заседании представитель административного истца - Общества с ограниченной ответственностью "Хозторг" Кочесоков З.Л, поддержав поданное его доверителем административное исковое заявление, просил удовлетворить его по изложенным в нем основаниям.
Представители административных ответчиков - Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике Кештов А.Б. и Мамишева Б.Л. соответственно, не признав административное исковое заявление, поддержали доводы, изложенные в вышеуказанных возражениях на него.
Заслушав объяснения перечисленных представителей сторон и пояснения эксперта ФИО4, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из поданного административным истцом - Обществом с ограниченной ответственностью "Хозторг" административного искового заявления последнее обращается в суд за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в связи с чем, данный иск подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, установленном нормами главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), регламентирующих производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Поскольку налоговая база причитающегося с Общества с ограниченной ответственностью "Хозторг", как с собственника спорных объектов недвижимости, налога на имущество производна, если исходить из норм главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, от размера определенной в отношении них кадастровой стоимости, оно, предварительного обратившись 10 октября 2017 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике за оспариванием результата ее определения, решением которой от 26 октября 2017 года N16/7 его заявление об этом отклонено, является лицом, обладающим правом на такое же ее оспаривание в судебном порядке.
В то же время, правовые основы оценочной деятельности, к числу которой относится и профессиональная деятельность ее субъектов, направленная на установление в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, устанавливаемой, в том числе и в результате проведения в отношении них государственной кадастровой оценки, регламентированы Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об оценке).
В соответствии с его статьей 24.11 для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:
принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;
определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно абзацу первому статьи 24.18 Федерального закона об оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Сообразно абзацам одиннадцатому, двенадцатому и тринадцатому статьи 24.18 Федерального закона об оценке основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Приведенным законоположениям корреспондируют нормы статьи 245 и части 1 статьи 248 КАС Российской Федерации.
Следовательно, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является предусмотренным законом способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В то же время, согласно части 5 статьи 247 КАС Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Следовательно, исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, тогда как административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Вместе с тем, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд может поставить перед экспертом вопрос об установлении рыночной стоимости, а также о том, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.
Поскольку же предметом доказывания по настоящему административному делу является величина рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, а для ее установления, имеющей юридическое значение для правильного разрешения возникшего между сторонами спора, а, равно, и в целях проверки представленного административным истцом - Обществом с ограниченной ответственностью "Хозторг" вышеуказанного отчета оценщика на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, требуются специальные знания в области оценочной деятельности, суд, удовлетворив ходатайство данного общества, определением от 23 января 2018 года назначил по делу судебную оценочную экспертизу, поручив ее проведение оценщику - индивидуальному предпринимателю ФИО4
Согласно заключению данного эксперта N008-СЭА/2018 от 7 марта 2018 года рыночная стоимость по состоянию на 7 июля 2015 года спорных объектов недвижимости - торгового павильона "Мясной" и павильона для торговли составляет 16093 000 рублей и 2892000 рублей соответственно, а вышеуказанный отчет оценщика выполнен с нарушениями требований Федерального закона об оценке и федеральных стандартов оценки, которые повлияли на результат итоговой величины их рыночной стоимости.
На основании заключения эксперта административный истец - Общество с ограниченной ответственностью "Хозторг", реализуя право, гарантированное частью 1 статьи 46 КАС Российской Федерации, уточнило предмет поданного им административного искового заявления и просило установить по состоянию на 7 июля 2015 года кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости в установленных данным заключением размерах.
В соответствии с правовыми позициями, изложенными в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении" и пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.
Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 82 КАС Российской Федерации.
Не доверять выводам эксперта ФИО4 у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом. Эксперт предупреждалась об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, ее выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у нее соответствующей специальности.
Эксперт ФИО4 имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности (12 лет), составленное ею заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статей 77, 79-82 КАС Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Из заключения следует, что при расчете рыночной стоимости спорных объектов недвижимости эксперт использовала затратный и доходный подходы, что не противоречит положениям Федерального законе об оценке и принятым в его исполнение Федеральным стандартам оценки, а также упомянутого Федеральному закону от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"; отказ от использования сравнительного подхода к их оценке обоснован и сомнений не вызывает; для получения итоговой рыночной стоимости эксперт осуществила согласование (обобщение) результатов расчета стоимости данных объектов оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки с целью определения преимуществ и недостатков каждого из них и выработки единой стоимостной оценки; с учетом изложенного, при итоговом согласовании результатов, эксперт, опираясь на характер недвижимости, цели оценки и используемое определение стоимости, качество и количество исходной информации, подкрепляющей каждый примененный метод и используемой в процессе определения стоимости различными подходами, учитывая все факты, а также ограничения, допущения и предположения, указанные в соответствующих разделах заключения, и основываясь на анализе и полученных результатах подходов и методов оценки, пришла к выводу о том, что их рыночная стоимость по состоянию на 7 июля 2015 года составляет - торгового павильона "Мясной" 16093 000 рублей и павильона для торговли 2892000 рублей; расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными; в заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые экспертом сведения; в заключении эксперт ответила на поставленные перед ней вопросы; оснований сомневаться в установленной экспертом их рыночной стоимости суд не находит.
При этом правильность данного заключения эксперта административными ответчиками не опровергнута, тогда как доводы одного из них - Правительства Кабардино-Балкарской Республики о том, что оно не может достоверно подтвердить рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, основаны на предположениях и опровергаются, как содержанием этого заключения, так и пояснениями эксперта ФИО4, данными ею в судебном заседании, которая, поддержав содержащиеся в нем выводы, дала согласованные с ним и мотивированные пояснения относительно его содержания, ответив на все поставленные перед ней дополнительные вопросы.
В связи с отсутствием каких-либо сомнений в обоснованности указанного заключения эксперта и (или) противоречий в сделанных ею в нем выводах, суд определением от 26 марта 2018 года ходатайство административного ответчика - Правительства Кабардино-Балкарской Республики о назначении по настоящему административному делу повторной судебной оценочной экспертизы оставил без удовлетворения.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, которые исключали бы размер заявленной к установлению административным истцом - Обществом с ограниченной ответственностью "Хозторг" рыночной стоимости спорных объектов недвижимости либо свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином, нежели определенном в упомянутом заключении эксперта, размере, административными ответчиками, вопреки положениям части 1 статьи 62 и части 5 статьи 247 КАС Российской Федерации, не представлено.
Поскольку же вывод о величине их рыночной стоимости, содержащийся в упомянутом отчете оценщика -
Общества с ограниченной ответственностью "Геостройпроект" N010/09/17КС от 5 сентября 2017 года, опровергается названными заключением эксперта и ее пояснениями, суд, признавая данный отчет и, равно, положительное на него экспертное заключение N213 от 30 июня 2017 года, подготовленное, в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона об оценочной деятельности, экспертом саморегулируемой организации "Союз "Федерация специалистов оценщиков", недостоверными доказательствами, отвергает их.
Таким образом, упомянутое заключение эксперта ФИО4 является относимым, допустимым и достоверным доказательством, в связи с чем, суд принимает его в качестве средства обоснования своих выводов и, как следствие, считает установленным то обстоятельство, что рыночная стоимость по состоянию на 7 июля 2015 года принадлежащих на праве собственности административному истцу - Обществу с ограниченной ответственностью "Хозторг" спорных объектов недвижимости - торгового павильона "Мясной" и павильона для торговли составляет, как это следует из данного заключения, 16093000 рублей и 2 892 000 рублей соответственно.
При таких данных, поданное административным истцом - Обществом с ограниченной ответственностью "Хозторг" административное исковое заявление подлежит удовлетворению полностью с указанием в резолютивной части настоящего решения, как того требует пункт 25 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28, также и даты подачи данным обществом в упомянутую комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, которая имела место - ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 175-180 и 249 КАС Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Хозторг" удовлетворить полностью.
Установить по состоянию на 7 июля 2015 года кадастровую стоимость торгового павильона "Мясной", общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером N, расположенного в "адрес", в размере его рыночной стоимости, равном 16 093000 рублям.
Установить по состоянию на 7 июля 2015 года кадастровую стоимость павильона для торговли, общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером N, расположенного в "адрес", в размере его рыночной стоимости, равном 2892 000 рублям.
Датой подачи Обществом с ограниченной ответственностью "Хозторг" заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости считать 10 октября 2017 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики З.У. Савкуев
Копия верна:
судья Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики З.У. Савкуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.