Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Шумских М.Г.
судей
Вологдиной Т.И, Луковицкой Т.А.
при секретаре
Богуненко Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 марта 2018 года апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Калининском районе Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2017 г. по гражданскому делу N 2-2524/2017 по иску Картюшевой А. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Калининском районе Санкт-Петербурга о включении периодов в стаж, назначении досрочной трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Шумских М.Г, выслушав объяснения представителя ответчика - Пономаревой Л.Е, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, а также возражения представителя истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Картюшева А.В. обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Калининском районе Санкт-Петербурга о включении периодов в стаж, назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2017 года исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Калининском районе Санкт-Петербурга просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На рассмотрение дела в суд апелляционной жалобы представитель третьего лица - ГБОУ Школа N 189 "Шанс" Центрального района Санкт-Петербурга не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие не заявлял. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Судебная коллегия, проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 19, п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 Закона Правительством РФ утверждаются Списки соответствия профессий, должностей, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.10.2016 Картюшева А.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 указанного выше закона.
Решением ответчика от 20.12.2016 истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности с 18.10.2016. При этом в специальный стаж не были включены следующие периоды: с 10.10.1991 по 31.10.1991, с 01.11.1991 по 04.07.2001, с 01.04.2011 по 30.06.2011, с 01.09.2013 по 05.11.2013, с 10.11.2013 по 31.12.2013 в должности учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, в должности педагога-организатора в Муниципальном предприятии - учебном заведении "Гуманитарная школа "Шанс".
Согласно пп.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего на момент обращения истицы с соответствующим заявлением о назначении пенсии), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы истца с 10.10.1991 по 31.10.1991 и с 01.11.1991 по 07.04.2001 в должности учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы в Муниципальном предприятии - учебном заведении "Гуманитарная школа "Шанс" были исключены ответчиком из специального стажа ввиду того, что данное учреждение не предусмотрено Перечнем учреждений, организации и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Из представленных в материалы дела документов, а также копии трудовой книжки истицы следует, что в течение спорных периодов истица место своей работы не меняла. В настоящее время организация имеет организационно-правовую форму - государственное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы N 189 "Шанс", и в спорные периоды и в настоящее время осуществляет функцию по реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для детей.
Кроме того, в заявленный период истицей образовательная деятельность Муниципального предприятия - учебное заведение "Гуманитарная школа "Шанс" осуществлялась в строгом соответствии с нормативными документами Государственного Комитета по образованию СССР, Министерства образования РСФСР, Комитета по образованию Санкт-Петербурга, согласно п.1 Устава Муниципального предприятия - учебного заведения "Гуманитарная школа "Шанс" от 10.10.1991, указанная организация, является новым типом учебного заведения, учредителем которого является Дзержинская районная администрация мэрии Санкт-Петербурга.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в период с 10.10.1991 по 31.10.1991 и с 01.11.1991 по 07.04.2001 истица работала в Муниципальном предприятии - учебном заведении "Гуманитарная школа "Шанс" в должности учителя начальных классов, учителя русского языка с полной занятостью, в связи с чем что у нее возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, необходимое для назначения пенсии 25-летный стаж работы
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Доводы ответчика о том, что муниципальное предприятие - учебное заведение "Гуманитарная школа "Шанс", где работала истица в спорные периоды, не имело той организационно-правовой формы, которая позволила бы причислить его к числу учреждений, поименованных списками N 1397, N463,N 1067, N781 является необоснованным в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Из Устава муниципального предприятия - учебного заведения "Гуманитарная школа "Шанс", в дальнейшем именуемое "Школа" следует, что оно является новым типом учебного заведения, учредителем которого является Дзержинская районная администрация мэрии Санкт-Петербурга.
Школа в спорный период осуществляла образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей, что по типу целям и задачам относится к такому образовательному учреждению, как общеобразовательное учреждение, поименованное в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
В настоящее время данная организация имеет организационно-правовую форму - государственное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы N 189 "Шанс", и в спорные периоды и в настоящее время осуществляет функцию по реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для детей.
Таким образом, выводы суда по существу спора основаны на анализе действующего законодательства, мотивированы, базируются на доказательствах, имеющихся в материалах дела, которым судом дана правильная правовая оценка, соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ
Иные доводы апелляционной жалобы признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не содержат обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полностью соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом верно; нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено; а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Калининском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.