Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Стаховой Т.М.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-3970/2017 по апелляционной жалобе Качмар В. М. на решение Пушкинскиого районного суда Санкт-Петербурга от 24 октября 2017 года по административному иску Качмар В. М. к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения административного истца Качмар В.М, представителя ответчика Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - Арахамия Н.О. (по доверенности), представителя заинтересованного лица - ассоциации Саморегулируемая организация "Кадастровые инженеры Санкт-Петербурга и Северо-Запада" - Бабийчука А.Ф. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Качмар В.М. обратился в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), выразившиеся в неисполнении обязанности внесения в государственный реестр кадастровых инженеров сведений об истце как о кадастровом инженере, в том числе о выданном ему квалификационном аттестате кадастрового инженера N... от 17.06.2016.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Качмар В.М. просил возложить на Росреестр обязанность внести в государственные реестр кадастровых инженеров сведения об истце как о кадастровом инженере, а также о выданном ему квалификационном аттестате и признать квалификационный аттестат кадастрового инженера N... от 17.06.2016 действующим по состоянию на 01 июля 2016 года.
В обоснование заявленного административного иска Качмар В.М. ссылался на то обстоятельство, что успешно сдал квалификационный экзамен на соответствие требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам; 17 июня 2016 года Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом (далее - Комитет) ему выдан квалификационный аттестат кадастрового инженера N... ; 21 июня 2016 года Комитет направил уведомление о выдаче указанного аттестата в адрес Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; 11 июля 2016 года Качмар В.М. вступил в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров и направил в Росреестр письмо с уведомлением о форме организации своей кадастровой деятельности, между тем, Росреестр в нарушение порядка, установленного частью 3 статьи 30 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 года), не внёс в государственный реестр кадастровых инженеров сведения о Качмаре В.М. и выданном ему аттестате, чем нарушил право истца и лишил его возможности осуществлять профессиональную деятельность.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 октября 2017 года в удовлетворении административного иска Качмар В.М. отказано.
В апелляционной жалобе Качмар В.М. просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель заинтересованного лица Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом в заседание суда апелляционной инстанции не явился; о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
17 июня 2016 года Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом Качмару В.М. выдан квалификационный аттестат кадастрового инженера, свидетельствующий о том, что последний сдал квалификационный экзамен на соответствие требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.
С 11 июля 2016 года Качмар В.М. является членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров - Некоммерческого партнёрства "Кадастровые инженеры Санкт-Петербурга и Северо-Запада" на основании решения Совета названной некоммерческой организации (л.д.17, 24).
Письмом Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 21 июня 2016 года N.., направленным посредством почтовой связи согласно реестру N... от 21.06.2016, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии уведомлена о выдаче Комитетом квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, в том числе в отношении Качмар В.М. (л.д.21).
Указанное письмо поступило в Росреестр только 04 июля 2016 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (л.д.73).
Обращение Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 21 июня 2016 года N... оставлено без рассмотрения, после чего Комитет повторно обращался к ответчику по вопросу возможности включения в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о Качмар В.М.
Как следует из содержания ответов на обращения Качмара В.М. и директора саморегулируемой организации "Кадастровые инженеры Санкт-Петербурга и Северо-Запада" причиной для невнесения сведений об истце в реестр кадастровых инженеров послужило то обстоятельство, что с 01 июля 2016 года вступили в силу положения Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым с 01 июля 2016 года устанавливался иной порядок ведения государственного реестра кадастровых инженеров - носящий информационный характер, но не правоустанавливающий, в связи с чем у Росреестра со 02 июля 2016 года отсутствовали правовые основания для внесения в государственный реестр сведений о выдаче либо аннулировании квалификационного аттестата на основании документов, поступивших из органов власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из возражений Росреетстра, уведомление от 21 июня 2016 года о выдаче аттестата Качмар В.М. поступило в Росреестр только 04 июля 2016 года, в связи с чем сведения о нем не были внесены в реестр кадастровых инженеров; уведомление, представленное Качмар В.М, содержащее сведения о выбранной форме организации кадастровой деятельности, поступило в Россреестр 19 июля 2016 года и не является основанием для внесения в государственный реестр первой записи о кадастровом инженере (л.д.55-58).
Отказывая Качмар В.М. в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у Росреестра отсутствовали правовые основания для внесения в реестр кадастровых инженеров сведений об истце и выданном ему аттестате, поскольку уведомление Комитета поступило в Росреестр после вступления в законную силу Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ, отменившего порядок внесения в названный Реестр сведений о кадастровых инженерах на основании уведомлений исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.
Данный вывод суда следует признать правильным.
Согласно статье 30 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 года, государственный реестр кадастровых инженеров велся органом кадастрового учета; сведения о кадастровом инженере вносились в государственный реестр кадастровых инженеров органом кадастрового учета в срок не более, чем два рабочих дня со дня получения уведомления, предусмотренного частью 4 статьи 29 Федерального закона (часть 1,3).
Частью 4 статьи 29 от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" было установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший квалификационный аттестат, направляет в орган кадастрового учета уведомление о выдаче данного квалификационного аттестата, содержащее указанные в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 30 этого же Федерального закона сведения, и копию данного квалификационного аттестата в срок не более чем один рабочий день со дня выдачи данного квалификационного аттестата.
Федеральным законом от 30.12.2015 N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" с 01 июля 2016 года введено обязательное членство кадастрового инженера в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, которое не предусматривает получение кадастровым инженером квалификационного аттестата кадастрового инженера, с 1 июля 2016 года утратили силу положения статей 29 и 30 Федерального закона о кадастровой деятельности, устанавливающие порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера, внесения сведений о квалификационном аттестате кадастрового инженера в государственный реестр кадастровых инженеров.
Статьёй 29 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ), установлены обязательные условия принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров, в частности, наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличия высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений; наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет, в течение которых физическое лицо под руководством кадастрового инженера принимало участие в подготовке и выполнении кадастровых работ; сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности.
Таким образом, кадастровым инженером до 01 июля 2016 года могли являться лица, имеющие действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера, сведения о которых внесены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в государственный реестр кадастровых инженеров, а с 01 июля 2016 - лица, являющиеся членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров, сдавшие квалификационный экзамен, а также имеющие опыт работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в целях исключения случаев несвоевременного поступления в орган кадастрового учета документов о выдаче либо аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было направлено информационное письмо от 12.05.2016 N 19-исх/06579-СМ/16 о новых положениях, установленных Федеральным законом от 30.12.2015 N 452-ФЗ, а также даны рекомендации организовать свою работу с учётом сроков получения Росреестром соответствующих документов для внесения сведений в государственный реестр кадастровых инженеров.
В ходе судебного разбирательства установлено, что уведомление Комитета о необходимости внесения в государственный реестр сведений о Качмар В.М. как о кадастровом инженере направлено не посредством использования сетей связи общего пользования в форме электронных документов, а путём почтовой связи и поступило в Росреестр только 04 июля 2016 года, то есть после вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2015 N 452-ФЗ, в связи с чем Росреестр не имел правовых оснований для внесения сведений о квалификационном аттестате кадастрового инженера в государственный реестр.
В настоящее время государственный реестр кадастровых инженеров ведётся органом государственного надзора в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, и носит информационный характер, внесение в реестр сведений осуществляется с использованием программных и технических средств, обеспечивающих информационное взаимодействие реестра с государственным реестром саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
Доводы апелляционной жалобы Качмар В.М. об отсутствии выводов суда относительно заявленного требования о признании действительным квалификационного аттестата несостоятельны, поскольку судом дана правовая оценка факту отсутствия сведений о Качмаре В.М. в государственном реестре кадастровых инженеров - невозможность удовлетворения в судебном порядке требований истца о признании квалификационного аттестата действующим по состоянию на 01 июля 2016 года.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ кадастровые инженеры осуществляют кадастровую деятельность в установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона) порядке с 1 июля 2016 года, при этом до 1 декабря 2016 года кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, имевшие на день вступления в силу настоящего Федерального закона действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера.
В силу пункта 6 этой же статьи положения пунктов 3 и 4 части 2 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ) не применяются к лицам, имевшим на день вступления в силу настоящего Федерального закона действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера.
Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" была установлена определенная административная процедура выдачи и признания квалификационного аттестата, в соответствии с которой такой квалификационный аттестат признавался действующим только со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров (часть 3 статьи 29 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ).
В отсутствие сведений о Качмаре В.М. в Реестре выданный ему аттестат по смыслу приведенных выше норм права действующим признан быть не может; определенный законодательством административный порядок оформления документов, являющихся основанием для реализации гражданином права на осуществление определенного вида профессиональной деятельности и не может быть преодолен посредством принятия судебного акта.
Таким образом, разрешая поданное в суд заявление, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежавшие применению при разрешении спорных правоотношений, и постановилрешение, отвечающее нормам административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 октября 2017 года по делу N 2а-3970/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Качмар В. М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.