Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ильичёвой Е.В,
Стаховой Т.М.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2а-5642/17 по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья "Бульвар Новаторов дом 29, корпус 2" на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 декабря 2017 года по административному иску товарищества собственников жилья "Бульвар Новаторов дом 29, корпус 2" и председателя названного товарищества собственников жилья Арутюнова О. М. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, прокуратуре Кировского района Санкт-Петербурга, прокуратуре Санкт-Петербурга об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения административного истца председателя ТСЖ "Бульвар Новаторов, дом 29, корпус 2" Арутюнова О.М, представителя ТСЖ "Бульвар Новаторов, дом 29, корпус 2" Косаревой О.М. (по доверенности), представителя административного ответчика Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Кутузова И.В. (по доверенности), представителя прокуратуры Кировского района Санкт-Петербурга - прокурора Мазиной О.Н. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
товарищество собственников жилья "Бульвар Новаторов дом 29, корпус 2" (далее - ТСЖ "Бульвар Новаторов дом 29, корпус 2") и председатель названного ТСЖ Арутюнов О.М. обратились в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, прокуратуре Кировского района Санкт-Петербурга, в котором просили признать незаконным распоряжение указанного профильного Комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30 мая 2016 года N 2118-рзк "О внесении изменений в распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 31.07.2013 года N 3648-рк", а также предостережение прокурора Кировского района Санкт-Петербурга от 12 октября 2016 года N... о недопустимости нарушения закона.
В обоснование заявленного иска товарищество собственников жилья и его председатель указали, что в соответствии с распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 31 июля 2013 года N 3648-рк ТСЖ "Бульвар Новаторов дом 29, корпус 2" предоставлен земельный участок, площадью 2046 кв.м. для размещения многоквартирного жилого дома, утверждена схема расположения земельного участка; товариществом разработан и согласован в установленном порядке проект реконструкции и благоустройства участка, которым, в частности, предусмотрена установка ограждения вдоль границ земельного участка с последующим восстановлением благоустройства территории; проект благоустройства территории (земельного участка) частично реализован - установлено металлическое ограждение, однако распоряжением Комитета имущественный отношений Санкт-Петербурга от 30 мая 2016 года N 2118-рзк в пункт 2 распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 31 июля 2013 года N 3648-рк внесены изменения, которыми в дополнение к ранее установленным ограничениям по пользованию земельным участком введены дополнительные ограничения в виде обязанности товарищества собственников жилья обеспечить неопределённому кругу лиц возможность прохода по земельному участку (организации двух проходов площадью 70 кв.м. и 81 кв.м.)
По мнению истцов, распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 30 мая 2016 года является незаконным, противоречит требованиям земельного законодательства, нарушает имущественные интересы собственников помещений многоквартирного жилого дома N 29, корпус 2 по бульвару Новаторов в Санкт-Петербурге, поскольку земельный участок площадью 2046 кв.м. поставлен на кадастровый учёт (кадастровый N... ) и при его предоставлении собственникам помещений ограничений в виде обеспечения права прохода по участку неопределенного круга лиц не было установлено.
Кроме того, как указывают истцы, 12 октября 2016 года в адрес председателя товарищества - Арутюнова О.М. прокурором Кировского района Санкт-Петербурга внесено предостережение о недопустимости нарушения закона, содержащее разъяснения о том, что в случае неисполнения обязанности обеспечения неопределённому кругу лиц свободного прохода по земельному участку, председатель может быть привлечён к административной ответственности.
С оспариваемым предостережением административные истцы также выразили несогласие, указывая на нарушение процедуры его принятия, отсутствие ссылок на нормы законодательства, которые, по мнению прокурора, нарушены председателем товарищества.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 13 декабря 2017 года в удовлетворении требований ТСЖ "Бульвар Новаторов дом 29, корпус 2" и Арутюнову О.М. отказано.
В апелляционной жалобе представитель ТСЖ "Бульвар Новаторов дом 29, корпус 2" просит решения суда отменить в части отказа в признании незаконным распоряжения Комитета имущественных отношений, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В остальной части решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга в апелляционном порядке не обжалуется.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 31 июля 2013 года N 3648-рк утверждена схема расположения земельного участка, площадью 2046 кв.м, по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 29, корпус 2, литера А, с видом разрешённого использования - размещение многоквартирного жилого дома (л.д. 40).
Пунктом 2 этого же Распоряжения установлены следующие ограничения в использовании земельного участка: охранная зона канализационных сетей, площадью 43 кв.м.; охранная зона канализационных сетей, площадью 575 кв.м.; охранная зона поземных кабельных линий электропередачи, площадью 7 кв.м.; охранная зона подземных кабельных линий электропередачи, площадью 101 кв.м.; охранная зона сетей связи и сооружений связи площадью 82 кв.м.; охранная зона сетей связи и сооружений связи площадью 91 кв.м.
На основании указанного распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга земельный участок площадью 2046 кв.м, по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 29, корпус 2, литера А, филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу" 24 сентября 2013 года поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера N... ); в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости внесены сведения о правообладателях земельного участка и его уникальных характеристиках (площади, обременениях, категории земель).
26 апреля 2016 года заместителем прокурора Санкт-Петербурга председателю Комитета имущественных отношений по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принесён протест на распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 31 июля 2013 года N 3648-рк, содержащий требование привести указанное распоряжение в соответствие с действующим законодательством, установив ограничения в использовании земельного участка, расположенного по адресу Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 29, корпус 2, литера А в виде сохранения права беспрепятственного прохода и проезда по внутриквартальным проездам, в соответствии с приложенной к заключению Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 11 января 2012 года схемой земельного участка (л.д. 135).
Основанием для принесения протеста послужило обращение гражданки С. и результаты проведенной на основании указанного обращения проверки, в ходе которой установлено, что при рассмотрении вопроса об утверждении границ земельного участка Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга направлялось заключение с указанием о необходимости сохранения права беспрепятственного прохода и проезда по внутриквартальным проездам, которое не было учтено Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству при утверждении схемы расположения земельного участка и составления перечня ограничений, что, по мнению прокурора, привело к нарушению прав неограниченного круга лиц.
Во исполнение указанного протеста Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга 30 мая 2016 года принято распоряжение N 2118-рзк, которым внесены изменения в распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 31 июля 2013 года N 3648-рк и схему границ земельного участка; пункт 2 распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга дополнен ограничениями в использовании земельного участка в виде права прохода площадью 70 кв.м. и права прохода площадью 81 кв.м. (л.д.132,133).
13 сентября 2016 года в прокуратуру Санкт-Петербурга поступило коллективное обращение граждан, проживающих в многоэтажных домах NN 29, 37, 39 по бульвару Новаторов в Санкт-Петербурге, в котором они указывали на неисполнение ТСЖ "Бульвар Новаторов дом 29, корпус 2" распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 30 мая 2016 года N 2118-рзк и на отсутствие свободного прохода через земельный участок для доступа к социально значимым объектам, расположенным за границами этого земельного участка - школе, детскому саду, спортивной площадке и станции метрополитена (л.д.126-128).
28 ноября 2016 года помощником прокурора Кировского района Санкт-Петербурга проведена проверка с составлением акта проверки (л.д.124), из которого следует, что проход по земельному участку с кадастровым номером N... открыт со стороны дома 37 по бульвару Новаторов, что не соответствует распоряжению Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга N 2118-рзк от 30 мая 2016 года (л.д.124).
12 октября 2016 года прокурором Кировского района Санкт-Петербурга в адрес председателя ТСЖ "Бульвар Новаторов дом 29, корпус 2" Арутюнова О.М. объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона, которое содержит выводы о том, что в состав земельного участка с кадастровым номером N... без каких-либо обременений вошли асфальтированные дорожки и проезды общего пользования, сложившиеся со времени застройки квартала, товариществом не обеспечено право прохода по земельному участку в соответствии с распоряжению Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 30.05.2016 N 2118-рзк, что может привести к нарушению прав неопределённого круга лиц (л.д.139-140).
Предостережение вручено председателю товарищества Арутюнову О.М. 14 октября 2016 года, которым он предупрежден об административной ответственности, предусмотренной статьёй 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал на то обстоятельство, что протест прокурора Санкт-Петербурга, вынесенный в адрес Комитета имущественных отношений, не оспорен; Комитет имущественных отношений в соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации вправе устанавливать ограничения на пользование земельным участком, в связи с чем пришёл к выводу о законности обжалуемого распоряжения и об отсутствии нарушений прав и законных интересов истцов этим распоряжением.
Приведённые в решении суда первой инстанции выводы нельзя признать правильными.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (приведённое правило части 3 статьи 16 применяется с учётом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П.)
В соответствии с частью 5 статьи 16 названного Федерального закона, в редакции, действовавшей до внесения в неё изменений Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходил бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона (О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
При формировании земельного участка на основании распоряжения Комитета по земельным ресурсам и постановки его на кадастровый учёт в отношении земельного участка установлены обременения в виде охранных зон подземных кабельных линий электропередачи, канализационных сетей, сетей связи и сооружений связи.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого товариществом распоряжения Комитета имущественных отношений от 30 мая 2016 года, земельный участок N... сформирован и поставлен на кадастровый учёт в установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" порядке и в силу прямого указания закона бесплатно перешёл в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома N 29, корпус 2, литера А по бульвару Новаторов; решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 31 июля 2013 года N 3648-рк о предоставлении и формировании земельного участка, утверждении схемы его расположения не оспорено в установленном законом порядке лицами, права которых могли быть нарушены вследствие принятия такого решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ЗК Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом и федеральными законами. При этом, такими ограничениями могут являться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Названные ограничения в соответствии с пунктом 3 статьи 56 ЗК Российской Федерации устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном названным Кодексом для охранных зон.
Таким образом, статья 56 ЗК Российской Федерации, на которую в обоснование законности изданного распоряжения ссылается Комитет имущественных отношений (л.д. 143-146), предусматривает возможность установления органом исполнительной власти ограничений права владения, пользования или распоряжения земельным участком, связанных с выполнением правообладателем такого участка определённых обязанностей по использованию участка при осуществлении на нём хозяйственной деятельности, но не в целях установления сервитута в виде ограниченного права пользования чужим земельным участком третьими лицами.
Публичный сервитут в отношении земельного участка также может устанавливаться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, указанных в статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации, не относящей к числу интересов местного населения, в целях защиты которых устанавливается сервитут, право прохода через земельный участок, принадлежащий собственникам помещений многоквартирного дома, для обеспечения доступа к объектам социальной инфраструктуры, расположенных на смежных земельных участках.
Кроме того, по смыслу пункта 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, по основаниям, предусмотренным данной нормой права, установление публичного сервитута осуществляется с учётом результатов общественных слушаний.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 октября 2008 года N 680-О-О, установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения.
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, при издании распоряжения, устанавливающего право свободного прохода неограниченного круга лиц через земельный участок, находящийся в собственности собственников помещений многоквартирного дома N 29, корпус 2, литера А по бульвару Новаторов, публичных слушаний по этому поводу не проводил.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу жилищного законодательства.
В силу пункта 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Поскольку распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 31 июля 2013 года N 3648-рк, а также утверждённая этим распоряжением схема границ земельного участка отнесены законом (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункт 1 части 2 статьи 14 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") к документам, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации прав на недвижимое имущество, в такие документы, после проведения кадастрового учета и возникновения права собственности, органом исполнительной власти не могут произвольно вносится изменения, ограничивающие возникшее право собственности.
Учитывая изложенное, следует прийти к выводу о неправильном применении судом первой инстанции статьи 56 ЗК Российской Федерации к спорным правоотношениям и ошибочности суждения о том, что ограничения в виде установлении зоны прохода и проезда по земельному участку для неопределенного круга лиц не является сервитутом.
Следовательно, распоряжение Комитета имущественных отношений от 30 мая 2016 года N 2118-рзк нельзя признать законным, в связи с чем решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований истцов об оспаривании распоряжения Комитета имущественных отношений от 30 мая 2016 года N 2118-рзк подлежит отмене.
Предостережение прокурора Кировского района Санкт-Петербурга объявленное председателю ТСЖ "Бульвар Новаторов дом 29, корпус 2" Арутюнова О.М. о недопустимости нарушения закона, было принято при наличии не оспоренных в установленном законом порядке протеста заместителя прокурора Кировского района Санкт-Петербурга и распоряжения Комитета имущественных отношений от 30 мая 2016 года N 2118-рзк, в связи с чем следует прийти к выводу, что на момент вынесения предостережения заместитель прокурора действовал в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Поскольку распоряжение Комитета имущественных отношений от 30 мая 2016 года N 2118-рзк признано судом апелляционным инстанции незаконным, то оснований для принятия прокурором мер реагирования, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 названного выше Закона о прокуратуре, не имеется, следовательно, такое предостережение прав и охраняемых законом интересов истцов не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 13 декабря 2017 года по делу N 2а-5642/17 в части отказа в признании распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 30 мая 2016 года N 2118-рзк "О внесении изменений в распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 31.07.2013 N 3648-рк" незаконным отменить.
Признать распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 30 мая 2016 года N 2118-рзк "О внесении изменений в распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 31.07.2013 N 3648-рк" незаконным.
В остальной части решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 13 декабря 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.