Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Пуховой Е.В., судей Местниковой С.А., Скакуна А.И., при секретаре Захаровой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск
"26" марта 2018 года
апелляционную жалобу Окружной администрации г. Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2018 года, которым по делу по иску Агафонова А.В. к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения
постановлено:
Обязать Окружную администрацию г. Якутска предоставить вне очереди Агафонову А.В. благоустроенное жилое помещение в черте г. Якутска общей площадью *** кв.м, отвечающее установленным требованиям по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Пуховой Е.В, пояснения представителя третьего лица - Правительства Республики Саха (Якутия) Глазкова С.М, представителя истца Яхонтова О.С, судебная коллегия
установила:
Агафонов А.В. обратился в суд с иском к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения, указывая, что он является инвалидом ******** группы, бессрочно, страдает тяжелой формой хронического заболевания, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении с 2017 года. Ответчик отказал ему в предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца Яхонтов О.С. поддержал исковые требования и пояснил, что истец состоит на учете нуждающихся с 2017 года. В 2017 году признали его право на внеочередное предоставление жилья. Истец страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Представитель Окружной администрации г. Якутска Алексеева А.И. в суде иск не признала и пояснила, что отсутствует финансирование расходов по обеспечению жильем инвалидов. Финансирование должно быть из средств республиканского бюджета. Жилищный кодекс РФ не возлагает такую обязанность на органы местного самоуправления.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель Окружной администрации г. Якутска Алексеева А.И. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований Агафонова А.В, указывая на то, что предоставление жилых помещений инвалидам, вставшим на учет после 1 января 2005 года, является расходным обязательством субъекта РФ и не относится к обязательствам муниципального органа, данный вывод содержится в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016), оснований для удовлетворения искового заявления не имелось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснение сторон по делу, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу, что истец вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенный в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
С данным выводом судебная коллегия соглашается.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 17 указанного Федерального закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением, установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 названного Кодекса перечне.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Агафонов А.В. является инвалидом 3 группы бессрочно, имеет диагноз с кодом заболевания ********, что подтверждается выпиской из протокола решения врачебной комиссии N... от 8 февраля 2017 года.
Заболевание Агафонова А.В. с кодом ******** входит в вышеуказанный Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях Агафонов А.В. состоит с 14 апреля 2017 года.
Решением Общественно-жилищной комиссии городского округа "город Якутск" от 12 мая 2017 года за Агафоновым А.В. признано право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с наличием заболевания, входящим в Перечень тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одном помещении.
Вместе с тем, Агафонову А.В, как лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием, жилое помещение во внеочередном порядке по настоящее время не предоставлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно удовлетворил исковые требования истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилых помещений инвалидам, вставшим на учет после 1 января 2005 года, является расходным обязательством субъекта РФ и не относится к обязательствам муниципального органа, не могут повлечь отмену оспариваемого решения суда.
Действительно обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу ст. 12, 130, 132 Конституции РФ, положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Жилищного кодекса РФ, вопросы постановки граждан на учет в качестве малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также обеспечения их жилыми помещениями, в том числе граждан, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, относятся к компетенции органов местного самоуправления.
При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135-138 Бюджетного кодекса РФ, ст. 60-61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
Таким образом, обеспечение указанной категории граждан вне очереди жилыми помещениями действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления, которые в свою очередь вправе компенсировать понесенные затраты за счет средств соответствующего бюджета в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
Судом нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, по настоящему делу не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2018 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Е.В. Пухова
Судьи С.А. Местникова
А.И. Скакун
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.