Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Богатыревой Л.А,
с участием представителей истца Мекумянова В.П, Кирилова С.В, представителя ответчика Федорова Е.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 февраля 2018 года,
которым по делу по иску К. к Окружной администрации г. Якутска, Правительству Республики Саха (Якутия) о предоставлении жилого помещения, судом
ПОСТАНОВЛЕНО:
Обязать Окружную администрацию г. Якутска предоставить вне очереди К. благоустроенное жилое помещение в черте г. Якутска общей площадью *** кв.м, отвечающее установленным требованиям по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Сыреновой С.Н, пояснение лиц, участвующих по делу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в суд с вышеуказанным иском к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания, состоит на учете как малоимущий гражданин и нуждающийся в жилом помещении с 2017 года. За ним признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, между тем ответчик отказал ему в предоставлении жилого помещения.
Судом принято вышеуказанное решение, которое обжаловано ответчиком. В обоснование своих доводов ответчик указал, что судом при вынесении решения неправильно применена норма материального права. Порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза, законом не определен. Считает, что оснований для удовлетворения иска не имелось с учетом разъяснений Конституционного суда РФ, изложенных в определении от 15.01.2015 N 2-0-Р.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Статьей 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено ведение государственного учета жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и др.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договорам социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1).
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2).
Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне Постановления Правительства РФ, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и не имеющими иного жилого помещения.
Пунктом 5 ст. 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" установлено, что больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". При этом не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Социальная поддержка лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом в части предоставления вне очереди отдельного жилого помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплена в ст. 17 Закона Республики Саха(Якутия) от 22.03.2006 326-3N 665-III "О защите населения Республики Саха(Якутия) от туберкулезной инфекции и оказании противотуберкулезной помощи"
Разрешая дело, суд установил, что К. является инвалидом *** группы бессрочно, признан малоимущим, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГО "город Якутск" с 05.09.2017, за ним признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, что подтверждается выпиской из протокола заседания общественно-жилищной комиссии ГО "город Якутск" от 20.10.2017, утв. распоряжением ОА г. Якутска от 26.10.2017.
Согласно медицинскому заключению врачебной комиссии N... от 05.09.2017 истец по состоянию здоровья не может совместно проживать с другими гражданами в одной квартире в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ N 987 н от 29 ноября 2012 года (далее - Перечень), диагноз: код N...
Исходя из установленных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу, что К. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901.
Постановлением от 24.12.2013 N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 5 статьи 14 Федерального закона N 77-ФЗ не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40 и 41 (части 1 и 2) в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств и тем самым - обеспечить защиту права указанных граждан на данную меру социальной поддержки, притом, что по смыслу, придаваемому названному законоположению правоприменительной практикой, не предполагается осуществления этого полномочия органами государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанном постановлении предписал федеральному законодателю, исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда, выраженных в том числе в данном постановлении, определить порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и выделения необходимых для этого материальных и финансовых средств.
В Определении от 15.01.2015 N 2-О-Р Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил некоторые аспекты ранее принятого им Постановления от 24.12.2013 N 30-П, указав, что абзац 6 пункта 3.4 мотивировочной части данного Постановления не может рассматриваться как позволяющий возлагать на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанность по осуществлению полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств, за счет собственных средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На момент рассмотрения настоящего спора федеральным законодателем предписание Конституционного Суда Российской Федерации, изложенное в Постановлении от 24.12.2013 N 30-П, не исполнено, порядок осуществления полномочий по выделению необходимых материальных и финансовых средств на указанные меры социальной поддержки не определен.
Между тем, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 09.04.2002 N 68-О, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
Истец относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Закона Республики Саха(Якутия) от 22.03.2006 326-3N 665-III, то имеющийся сохраняющийся пробел в законодательном регулировании о порядке возмещения таких расходов субъекту Российской Федерации за счет средств федерального бюджета РФ может быть разрешен ответчиком в отдельном судебном порядке и не может служить препятствием для разрешения настоящего возникшего спора с участием гражданина.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, они подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения, судом допущено не было. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 февраля 2018 года по делу по иску К. к Окружной администрации г. Якутска, Правительству Республики Саха (Якутия) о предоставлении жилого помещения оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Оконешникова М.М.
Сыренова С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.