Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Пуховой Е.В,
судей Никодимова А.В, Местниковой С.А,
при секретаре Захаровой А.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 апреля 2018 года
дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 2018 года, которым по иску Новгородовой Е.Н. к Окружной администрации г. Якутск о признании условий соглашения о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение недействительными,
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении иска Новгородовой Е.Н. к Окружной администрации г. Якутска о признании условий соглашения о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение недействительными - отказать.
Заслушав доклад судьи Местниковой С.А, объяснения представителя истца Армаевой А.С, представителя ответчика Егоровой В.П, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новгородова Е.Н. обратилась в суд с иском к ОА г. Якутска о признании условий соглашения о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение недействительными, указывая на то, что принадлежащее ей жилое помещение по адресу:.., было признано в установленном порядке непригодным для проживания и включено в региональную программу переселения из аварийного жилья. Взамен изымаемого жилого помещения истцу было предоставлено новое жилое помещение по адресу:.., в которое она вселилась. Согласно соглашению о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение от 10.11.2016 предусмотрена доплата истцом разницы между стоимостью изымаемого и предоставляемого жилых помещений в размере 1 257 415 руб. Истец считает, что условия соглашения о доплате не соответствуют требованиям законодательства.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с указанным решением, представитель истца Ли Н.Г. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении иска, ссылаясь на те же доводы, что и в исковом заявлении.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из установленных судом обстоятельств по делу следует, что Новгородовой Е.Н. на праве собственности принадлежало жилое помещение по адресу:...
Дом по указанному адресу был признан аварийным, непригодным для проживания и включен в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", утвержденную Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.06.2013 N 193.
Распоряжением Окружной администрации г. Якутска N... от 27.05.2016 принято решение об изъятии вышеуказанного жилого помещения.
10.11.2016 между Окружной администрацией г. Якутска и Новгородовой Е.Н. было заключено соглашение о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение N.., в соответствии с которым Окружная администрация г. Якутска изымает для муниципальных нужд принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение по адресу:.., общей площадью *** кв.м, и предоставляет, а Новгородова Е.Н. принимает в собственность жилое помещение по адресу:.., общей площадью *** кв.м.
Согласно п. 2.4 соглашения стороны определили, что Новгородова Е.Н. обязуется произвести доплату за предоставляемое жилое помещение в размере 1 257 415,28 руб. Указанную сумму Новгородова Е.Н. обязуется выплатить в срок до 25.11.2021 согласно графику (п. 3.2 соглашения).
Обращаясь в суд с данным исковым заявлением, Новгородова Е.Н. исходила из того, что п.п. 2.3, 2.4, 3.1-3.4, 4.2.5, 5.2, 7.2 соглашения, касающиеся оплаты истцом разницы стоимости жилых помещений, противоречат действующему законодательству, в связи с чем являются недействительными.
Разрешая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые условия соглашения соответствуют положениям действующего законодательства, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Частью 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Заключение сторонами соглашения о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение N... от 10.11.2016 подтверждает факт того, что Новгородовой Е.Н. был выбран способ обеспечения ее жилищных прав собственника в виде предоставления ей другого жилого помещения.
Действительно ранее действовавшие п.п. 4, 4.1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", предусматривали, что, в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, квартиры, общая площадь которой превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществлялось за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ и (или) местного бюджета, а также в определенных случаях за счет средств Фонда.
С 01 августа 2013 года на основании Федерального закона от 23.07.2013 N 240-ФЗ п.п. 4, 4.1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ были признаны утратившими силу и исключены из применения.
В связи с чем на основании распоряжения Правительства РФ от 26.09.2013 N 1743-р был утвержден комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, в том числе согласно п. 3 решено утвердить и направить в субъекты Российской федерации методические рекомендации по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Во исполнение данного распоряжения в целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления Приказом Минстроя России от 09.12.2013 N 23/МС были утверждены Методические рекомендации по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с которыми одним из источников внебюджетных средств, подлежащих привлечению при реализации региональных адресных программ, являются средства собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Как указано в методических рекомендациях, такие внебюджетные средства могут использоваться непосредственно на финансирование мероприятий, предусмотренных статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса РФ (строительство, приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, выплата выкупной цены собственникам помещений в аварийных многоквартирных домах), а также на возмещение расходов (части расходов), понесенных органами местного самоуправления на указанные цели.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права следует понимать, что, если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
Данная правовая позиция также отражена в абзаце 4 пп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что условия соглашения, касающиеся оплаты Новгородовой Е.Н. разницы стоимости предоставляемого жилого помещения и размера возмещения изымаемого жилого помещения, соответствуют действующему законодательству.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что в силу п. 3.3.6 Положения о порядке сноса жилых (многоквартирных) домов и нежилых зданий, строений, сооружений на территории городского округа "город Якутск", утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 30.08.2013 N 203п, в случае, когда изъятие производится у собственника жилого помещения в рамках реализации республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, финансируемой из республиканского бюджета, Фонда содействия реформированию ЖКХ, то доплата за превышение площади при предоставлении жилого помещения большей площади собственником не производится.
Между тем с данным доводом судебная коллегия согласиться не может.
Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 23.04.2015 N 114п были внесены изменения в вышеуказанное Положение о порядке сноса жилых (многоквартирных) домов и нежилых зданий, строений, сооружений на территории городского округа "город Якутск", а именно п. 3.3.6, указанный истцом, был исключен (п. 1.8), а п. 3.3.5 изменен и изложен в следующей редакции: если стоимость предоставляемого жилого помещения выше размера возмещения изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника (п. 1.7).
Довод апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям должны применятся нормы, действующие на 11.07.2013, то есть на момент включения аварийного дома в республиканскую адресную программу, судебной коллегией отклоняется. Соглашение о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение заключено сторонами 10.11.2016, соответственно, применению подлежат нормы, действующие на эту дату.
Ссылка в апелляционной жалобе на существующую судебную практику, судебные постановления по аналогичным искам, не может быть принята во внимание, поскольку судебная практика не является источником права в Российской Федерации, конкретные судебные решения не носят преюдициального характера при разрешении дел других лиц, каждое дело разрешается с учетом обстоятельств в индивидуальном порядке.
Судебная коллегия находит суждение суда первой инстанции и вывод по делу правильными, так как они соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном применении и толковании.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора и наличии оснований для отмены судебного акта, в связи с чем, решение суда, проверенное в пределах доводов жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Е.В. Пухова
Судьи: А.В. Никодимов
С.А. Местникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.