Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Пуховой Е.В,
судей Никодимова А.В, Местниковой С.А,
при секретаре Захаровой А.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 апреля 2018 года
дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 2018 года, которым по иску Таранец О.А. к Акционерному обществу "Теплоэнергосервис" о перерасчете по услуге теплоснабжение,
ПОСТАНОВЛЕНО:
Отказать в удовлетворении иска Таранец О.А. к АО "Теплоэнергосервис" о перерасчете по услуге теплоснабжение.
Заслушав доклад судьи Местниковой С.А, объяснения представителя ответчика Васильева А.С, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Таранец О.А. обратилась в суд к АО "Теплоэнергосервис" с данным иском, указывая на то, что не пользуется услугой ответчика по теплоснабжению квартиры N... по ул..., д. N.., в п.... Истец просит обязать ответчика произвести перерасчет по услуге теплоснабжение.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с указанным решением, истец Таранец О.А. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении иска о перерасчете по услуге теплоснабжение за период с 01.01.2015 по 16.09.2017 в размере... руб, мотивируя тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Факт отсутствия центрального отопления у истца ответчик не отрицает, доказательства оказания в спорный период услуги теплоснабжения, наличия между сторонами договорных отношений ответчиком не представлены.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Жилищным кодексом РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157).
Из материалов дела следует, что Таранец О.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу:.., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.01.2005.
12.08.2005 истцом в МУП " ********" было подано заявление о переустройстве жилого помещения, а именно об отключении чугунных нагревательных приборов в связи с переходом на автономное отопление.
20.10.2005 МУП " ********" составлен акт об отключении квартиры истца от системы центрального отопления, при этом указано, что труба центрального отопления находится по периметру квартиры, отопление автономное (электрическое).
Таким образом, обстоятельства демонтажа радиаторов центрального отопления в квартире истца и установки индивидуальной системы отопления объективно подтверждаются представленными по делу доказательствами.
С 2011 года на территории р.п.... района... края АО "Теплоэнергосервис" осуществляет услугу по теплоснабжению населения, в том числе и в отношении жилого дома по ул..., д. N... АО "Теплоэнергосервис" продолжает начислять истцу оплату за коммунальную услугу теплоснабжение.
Обращаясь в суд с данным исковым заявлением, Таранец О.А. исходила из того, что в результате перехода к индивидуальной системе отопления жилого помещения (автономное электрическое отопление) она не получает услугу центрального теплоснабжения, в связи с чем не обязана ее оплачивать.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о перерасчете по услуге теплоснабжение, поскольку данный вывод основан на правильном применении норм материального права.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5 ст. 13).
Частью 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 Жилищного кодекса РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
В соответствии с абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно правовой позиции, отраженной в решении Верховного Суда РФ от 07.05.2015 N АКПИ15-198, предусмотренный абз. 2 п. 40 Правил совокупный порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению согласуется с положениями Жилищного кодекса РФ и не противоречит ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ч. 1 ст. 37 Закона о защите прав потребителей.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
На основании приведенных норм жилищного законодательства, положений ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных Правительством РФ нормативов. Иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению, вопреки утверждениям истца, действующее законодательство не предусматривает.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Е.В. Пухова
Судьи: А.В. Никодимов
С.А. Местникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.