Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Яковлевой Н.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2018 года, которым по административному делу по иску Драган Д.В. к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения
постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С, пояснения представителя административного истца Драган Д.В. - Масляковой С.А, судебная коллегия
установила:
Драган Д.В. обратился в суд с административным иском к Окружной администрации г. Якутска (далее ОА г. Якутска), в котором просил признать незаконным отказ во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Административный иск мотивирован тем, что мать административного истца была лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельстве о рождении Драган Д.В. внесены на основании заявления его матери. Распоряжением Администрации г. Якутска от _______ года в отношении истца установлена опека, а _______ года опека с бабушки снята в связи с отбыванием истцом наказания в колонии для несовершеннолетних. С 2014 года по настоящее время Драган Д.В. находится в местах лишения свободы. В собственности истца нет жилого помещения, был зарегистрирован у опекуна, однако дом этот в 2012 г. сгорел. Заключением комиссии ОА г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее Комиссия) от 14 декабря 2017 года ему отказано во включении в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем в г. Якутске. Данный отказ истец считает незаконным.
20.02.2018 судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный истец. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое решение, которым признать заключение комиссии ОА г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об отказе незаконным, обязать ответчика включить Драган Д.В. в реестр.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, ответчик извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.
Установлено, что фамилия административного истца изменена с Кузнецова на Драган в связи со вступлением им в брак с Д.
Из материалов дела следует, что истец родился _______ года, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей - отец в свидетельстве о рождении был указан со слов матери, а мать _______ решением суда лишена родительских прав. Распоряжением администрации г. Якутска от _______ в отношении малолетнего Кузнецова Д.В. установлена опека, опекуном назначена его бабушка О. На основании постановления суда в связи с отбыванием наказания несовершеннолетнего Кузнецова Д.В. в воспитательной колонии _______ распоряжением зам. Главы ОА г. Якутска с О. снято попечительство.
Согласно справке ИЦ МВД по РС(Я) истец был впервые осужден 01.11.2006 к лишению свободы условно.
14.06.2007 осужден к реальному сроку наказания.
11.12.2009 освобожден по отбытию наказания.
20.05.2011, 17.03.2014 постановлениями судов осужден к лишению свободы условно.
17.12.2014 осужден к реальному сроку наказания - *** лет лишения свободы.
11.03.2015 осужден судом к лишению свободы с присоединением приговора, всего к отбытию *** лет лишения свободы.
Заключением комиссии ОА г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 14.12.2017 Драган Д.В. было отказано во включении его в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем в г. Якутске. С этим решением не согласился истец и обратился с административным исковым заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что Драган Д.В. до достижения им 23 лет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органы местного самоуправления не обращался и на учет не был поставлен.
Судебная коллегия находит такие выводы суда законными и обоснованными.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ) и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 9 статьи 8 названного Закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии со ст. 1 Закона РС (Я) от 15.12.2012 г. 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия);
3) признанные нуждающимися в жилых помещениях до вступления в силу настоящего Закона и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
4) достигшие возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Драган Д.В. по вопросу обеспечения жилым помещением до достижения возраста 23-х лет с соответствующим заявлением в уполномоченные органы не обращался, на учет поставлен не был. Нахождение в местах лишения свободы не препятствовало своевременному обращению с соответствующим заявлением для постановки на учет лично или через представителя. Кроме того, из материалов дела установлено, что с 2009 по 2014 г. находился вне мест лишения свободы.
При таких обстоятельствах у комиссии ОА г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствовали основания для включения истца в данный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем в г. Якутске.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС, пришел к выводу, что до наступления 23-летнего возраста у административного истца была возможность лично обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении его в указанный реестр. С таким выводом судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены принятого по делу судебного акта. Эти доводы приводились в обоснование иска в суде первой инстанции, судом были проверены, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение, полно и правильно установилобстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2018 года по административному делу по иску Драган Д.В. к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Ноева
Судьи С.Н. Сыренова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.