Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи С.М. Тютчева,
судей Г.А. Абдуллиной, О.В. Пичуговой,
при секретаре судебного заседания В.С. Горбуновой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи С.М. Тютчева, гражданское дело по апелляционной жалобе Р.Р. Усмановой на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 15 января 2018 года, которым отказано в удовлетворении иска Усмановой Руфии Рафиковны в интересах недееспособного Усманова Румиля Ринатовича к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении жилищной субсидии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Р.Р. Усмановой об отмене решения суда, возражений представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - И.А. Верховой против удовлетворения апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании Р.Р. Усманову и ее представителя Д.Е. Утеева в поддержку доводов апелляционной жалобы, И.А. Верхову в поддержку законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.Р. Усманова в интересах недееспособного сына Р.Р. Усманова обратилась в суд с иском к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении жилищной субсидии. В обоснование иска указала, что она является опекуном недееспособного сына - Усманова Румиля Ринатовича, 12 июня 1992 года рождения, являющегося инвалидом первой группы. Р.Р. Усманов страдает тяжелым психическим расстройством, с диагнозом: " "данные изъяты"". Согласно справке N 3558, выданной ГАУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. Академика В.М. Бехтерева МЗ РТ" от 9 октября 2017 года Р.Р. Усманову также поставлен диагноз " "данные изъяты"". Согласно Постановлению Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года, данное заболевание входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Постановлением Главы администрации Советского района ИКМО г. Казани N 770 от 20 мая 2002 года, Р.Р. Усманова поставлена на учет по обеспечению жилой площадью. Решением Советского районного суда г. Казани от 7 сентября 2010 года Р.Р. Усманов признан недееспособным. Распоряжением Главы администрации Советского района ИКМО г. Казани от 30 октября 2010 года она назначена опекуном недееспособного сына. В настоящее время ее семья проживает по адресу: г "адрес". Данная жилая площадь приобретена по договору социальной ипотеки. В собственности жилой площади не имеется. По сегодняшний день единовременная денежная выплата (жилищная субсидия) недееспособному инвалиду не выплачена, жилая площадь не предоставлена. Порядок учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений фонда социального использования в Республике Татарстан не утвержден, нормативно-правовые акты в целях реализации вышеуказанного закона не приняты. На основании изложенного, просила возложить обязанность на Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения недееспособному ребенку-инвалиду Р.Р. Усманову, 12 июня 1992 года рождения.
Представитель ответчиков: Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в судебном заседании иск не признала.
Представитель третьего лица МКУ "Администрация Советского района ИКМО г. Казани" в суд не явился.
Суд постановилрешение об отказе в удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Р.Р. Усмановой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. При этом указывается на то, что для реализации права на получение жилищной субсидии достаточно состоять в списке граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Имеющееся у ее сына заболевание входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Поскольку действующим законодательством закреплены дополнительные гарантии для семей, имеющих в составе ребенка-инвалида на получение дополнительной жилой площади, оснований для отказа в предоставлении жилищной субсидии не имелось.
В возражениях представителем Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - И.А. Верховой указывается на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, законность и обоснованность решения суда.
В суде апелляционной инстанции Р.Р. Усманова и ее представитель Д.Е. Утеев апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - И.А. Верхова просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Остальные участники в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили.
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене, либо изменению решения суда по данному гражданскому делу не находит.
Право на обеспечение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 указанного Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учёт до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.В соответствии со статьёй 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Р.Р. Усманова является матерью несовершеннолетнего Р.Р. Усманова, который является ребёнком-инвалидом и страдает заболеванием, входящим в утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Данное заболевание также входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь").
Постановлением Главы администрации Советского района ИКМО г. Казани от 20 мая 2002 г. N 770 Р.Р. Усманова в составе семьи из 3 человек принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилой площади в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378.
Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан сформирован сводный (республиканский) список граждан - получателей субсидий, в котором Р.Р. Усманова значится за N 1289. Данный порядковый номер присвоен исходя из хронологической последовательности, в какой граждане - получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд исходил из того, что порядок предоставления инвалидам, вставшим на учёт до 1 января 2005 года, целевых субсидий на приобретение жилья установлен постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций, отдельным категориям граждан", согласно которому предоставление указанных субсидий производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Так, согласно положениям статьи 8.2 Закона Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения предоставляется только инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в данном перечне, признанным нуждающимися в жилых помещениях и вставшим на учет после 1 января 2005 года.
Из материалов дела следует, что Р.Р. Усманова с сыном инвалидом в составе семьи принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 20 мая 2002 года, включёна в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета.
Таким образом, Р.Р. Усманов, как инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поставленный на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, имеет право на предоставление субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Порядок предоставления субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе, инвалидам, вставшим на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года установлен Положением о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утверждённым Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275.
Согласно пункту 4 указанного Положения предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 Положения, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии сформированному Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 указанного Положения.
В силу пункта 4 указанного Положения право на внеочередное получение субсидий имеют инвалиды Великой Отечественной войны 1 группы, инвалиды боевых действий I группы, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами I группы вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов имеют право на первоочередное получение субсидий.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии со стороны ответчиков нарушений прав Р.Р. Усмановой, поскольку истец вправе реализовать предоставленное ей право на получение жилищной субсидии в порядке очередности. Иное приведет к нарушению прав иных граждан, включенных в список получателей субсидии ранее Р.Р. Усмановой.
Доводы апелляционной жалобы Р.Р. Усмановой о нарушении жилищных прав ее сына, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда по данному гражданскому делу.
При таких данных, судебное решение следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства дела установлены правильно и в необходимом объёме, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Выводы суда мотивированы и сделаны с учетом обстоятельств дела, установленных на основании представленных сторонами доказательств, которым по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 327, пунктом 1 статьи 328, статьями 329, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 15 января 2018 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Р. Усмановой, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.